Рабочая программа по математике. 2 класс. "Школа России"
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы. УМК "Школа России". Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планироввание. Составлена соответственно требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_rossii.matematika_2_klass_borovskaya.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе базисной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальная школа . В основе программы лежит концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторских программ М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой «Математика». Программа соответствует требованиям современного образовательного процесса, определяемых ФГОС.
Цель изучения курса
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
II. Общая характеристика курса математики
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Из части, формируемой участниками образовательного процесса, добавлен 1 час в неделю, для усиления практических навыков и теоретических знаний. Итого за год: 34 учебных недели – 170 часов в год (5 часов в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса математики
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика», и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебно-методического курса «Математика»
При изучении курса «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание роли родной страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. С этой целью в учебники всех классов включены разнообразные иллюстрации и текстовые задания со специально подобранными сюжетами. В 1—4 классах это материал, раскрывающий:
различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, домашние праздники и дни рождения членов семьи, изготовление подарков для членов семьи, посещение родственников, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев); бережное отношение к окружающему миру (дети высаживают саженцы деревьев, выращивают рассаду, украшают город, разбивают клумбы, знакомятся с описанием различных диких животных и птиц (масса, высота, скорость передвижения), делают кормушки для птиц, помогают ухаживать за домашними животными, птицами, аквариумными рыбками).
В этнокультурном контексте приведены рисунки, связанные с народными промыслами (матрёшки, хохломская роспись тарелок, ложек, самовара, разделочных досок, дымковская игрушка, русский костюм).
От класса к классу расширяется тематика задач гражданского звучания.
2. Целостность восприятия учащимися окружающего мира достигается через осознание детьми универсальности математических способов познания, предлагаемых в учебниках, в частности, через освоение приёма моделирования при изучении многих разделов курса (нумерация, величины, арифметические действия, решение текстовых задач и др.). Во 2 классе по текстовым задачам выстраиваются схематические чертежи .
3. Мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.
Учебники 1—4 классов построены поурочно. Структура каждого урока, как правило, включает в себя поставленную учебную задачу (ориентирует детей на поиск новых знаний и способов действий), материал для учебных действий по поиску решения поставленной учебной задачи, материал для самоконтроля и личностной оценки результатов проделанной работы (он отмечен знаком «?»).
Это способствует осознанию необходимости введения нового материала, ориентирует детей на поиск новых знаний и способов действий, формирует мотивационные основы учебной деятельности.
4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
С этой целью в учебниках (1—4 классы) предусмотрена работа в парах, группах, со взрослыми. Эти задания отмечены соответствующими условными знаками. В учебниках 1—4 классов предлагается большое количество математических игр, предполагающих работу в парах.
На работу в группах ориентированы представленные в учебниках 1—4 классов задания рубрики «Наши проекты» разнообразной тематики. Некоторые из этих проектов предполагают организацию сотрудничества со взрослыми. При работе в классах предусмотрено коллективное обсуждение многих вопросов работы над проектами и полученными результатами.
Метапредметными результатами изучения курса «Математики» является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- Учиться выполнять различные роли в группе
Предметными результатами изучения курса «Математика» является сформированность следующих умений:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
- получат представления о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Ученики научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Ученик получит возможность научиться:
- коассифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины, объяснять свои действия.
Арифметические действия
Ученик научится:
- выполнять письменные действия с числами в пределах ста;
- выполнять устное сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100
- ( в том числе с нулём и числом1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Ученик научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Ученик получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника.
Работа с информацией
Ученик научится:
- устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах;
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц;
- понимать простейшие выражения;
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме( таблицы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований.
VI. Содержание предмета «Математика»
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
Числа и арифметические действия с ними
- Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел « в столбик» . Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
- Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание « круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен).
- Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер.
- Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).
- Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.
- Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления ( · , : ). Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
- Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения.
- Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения « больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи.
- Задачи на нахождение « задуманного числа» .
- Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника.
Геометрические фигуры и величины
Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые. Ломаная, длина ломаной. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольник. Квадрат.
Работа с информацией
- Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
- Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов; истинность утверждений.
- Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
- Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Учебно-методическая литература: 1. Учебник «Математика», 2 класс. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова/ 2 части 2. Рабочие тетради по математике, 2 класс. М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова/ 2 части 3. Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс. 4. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику «Математика», 2 класс. | К К К Д |
Печатные пособия: 1. Таблица сложения и вычитания однозначных чисел 2. Таблица умножения 3. Универсальное мультимедийное пособие «Таблицы для начальной школы» | Д Д Д |
Технические средства: Магнитная доска Видеомагнитофон Телевизор Компьютер Интерактивная доска | Д Д Д Д Д |
Д – демонстрационный материал (не менее 1 на класс)
К – комплект (на каждого ученика)
Тематическое планирование
по математике
№ п\п | Название раздела | Количество часов | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | ||
1 | НУМЕРАЦИЯ | 25 | 25 | |||
2 | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ | 20 | 35 | 48 | 103 | |
3 | УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | 1 | 36 | 37 | ||
4 | Повторение изученного | 5 | 5 | |||
итого | 45 | 35 | 49 | 41 | 170 | |
Контрольные работы | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 | |
Самостоятельные работы | 5 | 4 | 5 | 4 | 18 |
Литература
- М.И. Маро, С.И. Волкова, С.В. Степанова/ Математика. Учебник для общеобразовательных учреждений.
М: «Прсвещение». 2012.
- С.И. Волкова, С.В. Степанова/ Рабочая тетрадь. М: «Прсвещение». 2012.
- С.И. Волкова/ Методические рекомендации для учителя. М: «Прсвещение». 2012.
- Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева/ Дидактические карточки-задания по математике. 2 класс.АСТ «Астрель»: Москва 2004.
- Н.Б. Истомина, О.П. Горина/Тестовые задания по математике. 2 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век». 2007.
- М.Г. Нефедова/ Контрольные и диагностические работы. АСТ «Астрель»: Москва 2011.
- М.В. Беденко/Математика. Блицконтроль знаний. М: 5 за знания. 2008.
- Г.Г. Левитас/ Нестандартные задачи по математике. Москва: «Илекса». 2002.
- О.В. Узорова/ 3000 примеров по математике. ООО «Издательство Апрель», Москва. 2009
- О.В. Узорова/Контрольные и проверочные работы по математике. Аквариум. ГПВ. 2008
- С.И. Волкова/Контрольные работы в начальной школе по математике. Москва «Дрофа». 2008.
- О. Гушкова/ Таблицы по математике. Учебное пособие для начальной школы. Москва. АСТпресс. 1999.
- Я иду на урок в начальную школу. Математика. Книга для учителя. Москва. «Первое сентября». 1999.
Интернет ресурсы
http://school-collection.edu.ru
http://www.nachalka.com
№ уроков | дата проведения | Тема урока | кол. час. | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | |||
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
НУМЕРАЦИЯ | |||||||||
1 2 3 4 5 | Повторение: числа от 1 до 20 | 5 | повторен | Чтение и запись чисел от 1 до20.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Решение задач с помощью рисунков и схем. | Моделировать сначала практическим способом, а затем на схематических рисунках и чертежах отношения между объектами окружающего мира. Формулировать задачи урока с помощью учителя. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
6 7 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100 | 2 | комбин. | Работа с моделями фигур, работа в группах, работа с таблицей, выполнение ритмических упражнений | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по разрядам. | ||||
8 | Комплексная проверочная работа. | 1 | контроль | Чтение и запись чисел от 1 до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Решение задач с помощью рисунков и схем. | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
9 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Работа над ошибками. | 1 | комбин. | Работа с моделями фигур, работа в группах, работа с таблицей, выполнение ритмических упражнений | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по разрядам. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать закономерность числовой последовательности. Составлять, дополнять числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу. | ||||
10 | Поместное значение цифр в записи числа | 1 | СНЗ | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых, группировка чисел. | Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдать закономерность числовой последовательности. Составлять, дополнять числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Осуществлять поиск нужной информации в учебники и в других источниках. Овладевать логическими действиями сравнения. | ||||
11 | Однозначные и двузначные числа | 1 | комбин. | Упражнение в различении однозначных и двузначных чисел. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Составлять под руководством учителя план действия решения различных учебных задач. Развивать интерес к учению. Познанию и предмету математики. Овладевать логическими действиями сравнения. Наблюдать закономерность числовой последовательности. | ||||
12 | Закрепление изученного | 1 | комбин. | Группировка чисел, упорядочение чисел, составление числовых последовательностей. | |||||
13 | Закрепление изученного | 1 | закреп. | Сравнение чисел, знаки сравнения, сложение и вычитание чисел в пред. 20 | |||||
14 | Миллиметр | 1 | СНЗ | Единицы измерения величин, различные способы измерения величин. | Оценивать правильность составления числовой последовательности. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. Презентовать различные способы рассуждения. | ||||
15 | Миллиметр. Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 1 | закрепл. | Переведение мелких величин в крупные и наоборот. Составление числовых последовательностей. | |||||
16 | Число 100. | 1 | СНЗ | Образование числа, его запись. Счет до 100 и назад. | Формировать умения образовывать числа из десятков и отдельных единиц; читать, записывать и сравнивать двузначные числа. Расширять интерес к изучению нового материала. | ||||
17. | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | СНЗ | Единицы измерения величин, различные способы измерения величин | Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. Презентовать различные способы рассуждения. | ||||
18 19 | Сложение и вычитание вида 35+5,35-35, 35-30 | 2 | комбин. | Вычитание как удаление из совокупности предметов её части. Термины уменьшаемое», вычитаемое», «разность» (ознакомительно). | Составлять под руководством учителя план действия решения различных учебных задач. Развивать интерес к учению. Познанию и предмету математики. Овладевать логическими действиями сравнения. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | ||||
20 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (37=30+7) | 1 | комбин. | Отработка понятий «сложение» и «вычитание», установление взаимосвязи между ними. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Осуществлять поиск нужной информации в учебники и в других источниках. Овладевать логическими действиями сравнения. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. | ||||
21 | Рубль. Копейка. | 1 | СНЗ |
| |||||
22 | Рубль.Копейка. Закрепление изученного. | 1 | закрепл. | Единицы стоимости копейка, рубль, соотношение между ними. | |||||
23 | Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа. | 1 | закрепл. | Выполнение заданий по пройденным темам. | Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц стоимости к другим. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ вычислений. | ||||
24 25 | Обобщение по теме «Нумерация» Самостоятельная работа. | 2 | обобщ. Урок- викторина | Сравнение чисел. Приемы сложения и вычитания. Таблица сложения. Нахождение неизвестного компонента. | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Анализировать и делать выводы, выбирать правильное решение. | ||||
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ | |||||||||
26 27 | Задачи, обратные данной | 2 | СНЗ | Условие и вопрос задачи, представление текста задачи с помощью таблицы, схемы, краткой записи. | Моделировать сначала практическим способом, а затем на схематических рисунках и чертежах отношения между объектами окружающего мира. Формулировать задачи урока с помощью учителя. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложении и вычитании). Оценивать правильность составления числовой последовательности. Устанавливать взаимосвязи между объектами (величинами), представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия. | ||||
28 | Сумма и разность отрезков | 1 | СНЗ | Отрезок. | |||||
29 | Решение задач. Схематический чертеж к текстовой задаче. | 1 | комбин. | Арифметические действия с величинами при решении задач. | |||||
30 31 32 | Решение задач. | 3 | комбин. | Решение задач, где используется смысл арифметического действия. | |||||
33 | Час. Минута. | 1 | СНЗ | Задачи с единицами измерения времени. | |||||
34 | Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 1 | закрепл. | Прямая, отрезок, ломаная. | |||||
35 | Длина ломаной. | 1 | закрепл. | Составление и решение задач и числовых выражен. | |||||
36 37 | Закрепление изученного. (Страничка для любознательных) | 2 | Урок-игра | Графический диктант. | |||||
38 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | контроль | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | |||||
39 40. | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 2 | коррек. знаний. Закрепл. | Решение задач разных видов, числовых выражений. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Анализировать, выбирать решение. | ||||
41. | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. | 1 | комбин. | Составление задач по их решению. Арифметический диктант. | Овладевать базовыми предметными понятиями: числовое выражение, текстовая задача, схема, чертеж и применять понятия в речи. Сравнивать и анализировать, делать выводы и выбирать решение. Принимать активное участие в работе парами: определять общие цели, намечать способы их достижения, договариваться и представлять результаты. | ||||
42 43. | Числовые выражения. Скобки. | 2 | комбин. | Выполнение заданий с отношениями «больше», «меньше»; их запись с помощью знаков. | |||||
44 | Сравнение числовых выражений. Самостоятельная работа. | 1 | комбин. | Составление задач по краткой записи, изменение условия задачи. | |||||
45 | Периметр многоугольника. | 1 | СНЗ | Измерение периметра. Циркуль. Решение задач разными способами. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Осуществлять поиск нужной информации в учебники и в других источниках. Овладевать логическими действиями сравнения. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Овладевать базовыми предметными понятиями: числовое выражение, текстовая задача, схема, чертеж и применять понятия в речи. Сравнивать и анализировать, делать выводы и выбирать решение. | ||||
46 | Закрепление изученного. | 1 | закрепл. | Решение задач по схематическому чертежу. Игра Шифровальщик. | |||||
47 | Свойства сложения. | 1 | комбин. | Решение арифм. выражен. удобным способом. | |||||
48 | Переместительное свойство сложения. | 1 | комбин. | Решение арифм.выраж. удобным способом Решение задач изученных видов. | |||||
49 | Сочетательное свойство сложения. | 1 | комбин. | Разрядный состав чисел. Решение задач изуч. Видов. | |||||
50 | Закрепление изученного. Тест. Страничка для любознательных. | 1 | Урок-игра | Решение задач. | |||||
51 52 | Знакомство с проектом «Узоры и орнаменты на посуде» Закрепление изученного. | 2 | закрепл. | Беседа. Художественная роспись посуды. | |||||
53 54 | Cамостоятельная работа. Закрепление изученного. | 2 | закрепл. | Решение арифм.выраж. удобным способом Решение задач изученных видов. Арифметические действия с величинами. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Овладевать базовыми предметными понятиями: числовое выражение, текстовая задача, схема, чертеж и применять понятия в речи. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
55 | Обобщение по теме «Сложение и вычитание». | 1 | обобщ. | Сравнение чисел. Приемы сложения и вычитания. Таблица сложения. Нахождение неизвестного компонента. | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Сравнивать и анализировать, делать выводы и выбирать решение. | ||||
56 57. | Закрепление изученного. Самостоятельная работа. | 2 | коррек. знаний. закрепл. | Что узнали? Чему научились? | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Анализировать и делать выводы, выбирать правильное решение. Использовать основные знаково-символические средства и способы действия для решения несложных учебных задач. | ||||
. | |||||||||
58. | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания. | 1 | комбин. | Обратные задачи. Действия с величинами. | Сравнивать разные способы вычисления, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующей математическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении математического действия (сложение и вычитание). Использовать основные знаково-символические средства и способы действия для решения несложных учебных задач. | ||||
59 | Приемы вычисления для случаев вида 36+2. 36+20,60+18. | 1 | комбин. | Математические выражения.. | |||||
60 | Приемы вычислений для случаев вида 36-2. 36-20. | 1 | закрепл. | Отработка приема вычислений.. | |||||
61 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4. 30-7. | 1 | закрепл. | Отработка приема вычислений. | |||||
62 63 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4. 30-7 | 2 | комбин. | Сравнение математических выражений. | |||||
64 |
| Приемы вычислений для случаев вида 60-24 | 1 | комбин. | Составление и решение задач по краткой записи. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Осуществлять поиск нужной информации в учебники и в других источниках. Планировать решение задачи. Выполнять краткую запись разными способами. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Презентовать различные способы рассуждения( по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия, вопроса. Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | |||
65 66 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 2 | комбин. | Какая фигура лишняя7 Загадочная таблица. | |||||
67 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. Самостоятельная работа. | 1 | закрепл. | Ломаная линия. Сос тав чисел второго десятка. | |||||
68 69 70 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 3 | закрепл. | Магические квадраты. | |||||
71 72 | Закрепление изученного. | 1 | Закрепл. | Арифметический диктант Какая фигура лишняя? Отрезок Ломаная. | |||||
73 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | контроль | Контрольная работа. | |||||
74 | Работа над ошибками. | 1 | комбин. | Решение задач | |||||
75 76 | Приемы вычислений для случаев вида 26+7, 35-7. | 2 | Комбин. | Сравнение математических выражений. Отработка приема вычислений. | |||||
77 | Закрепление изученного. | 1 | закрепл. | Решение задач. Четырехугольник. | |||||
78 79 | Приемы сложения и вычитания. Закрепление изученного. | 2 | Урок-игра | Найди путь. Угадай результат. | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Анализировать и делать выводы, выбирать правильное решение. Использовать основные знаково-символические средства и способы действия для решения несложных учебных задач. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Развивать интерес к учению. Познанию и предмету математики. Овладевать логическими действиями сравнения. | ||||
80 | Страничка для любознательных. | 1 | обобщен. | Что узнали? Чему научились? | |||||
Сложение и вычитание | |||||||||
81- 82. | Буквенные выражения. | 2 | СНЗ комбин. | Графический диктант. Латинские буквы. Лабиринт-игра | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Планировать решение задачи. Использовать основные знаково-символические средства и способы действия для решения несложных учебных задач. Овладевать базовыми предметными понятиями: числовое выражение, буквенное выражение, переменная. Принимать активное участие в работе парами: определять общие цели, намечать способы их достижения, договариваться и представлять результаты. Расширять интерес к изучению нового материала. | ||||
83 84 85. | Решение уравнений подбором неизвестного числа. | 3 | комбин. | Равенства, неравенства. ариф. выражения. | Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения буквенного выражения. Овладевать базовыми предметными понятиями: числовое выражение, буквенное выражение, переменная, уравнение. Прогнозировать результат вычисления. Осуществлять пошаговой контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Расширять интерес к изучению предмета математика через различные виды деятельности. Прогнозировать результат вычисления. Формировать уважительное отношение к близким и товарищам. | ||||
86. | Проверка сложения. Арифметический диктант. | 1 | повтор. | Взаимосвязь между компонентами сложения. | |||||
87-88. | Проверка вычитания. | 2 | повтор. | Взаимосвязь между компонентов вычитания. | |||||
89-91. | Закрепление. Решение задач. Самостоятельная работа. | 3 | комбин. закрепл. | Различные системы нумерации. | |||||
92-93. | Закрепление изученного Что узнали. Чему научились. Проверка знаний (тест) | 2 | закрепл. | Многоугольник Обратные задачи. Равенства и неравенства. | |||||
94. | Письменные вычисления. Сложение вида 45+23 | 1 | комбин. | Нумерация, разряды. Ломаная. Компоненты при сложении.. | Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. | ||||
95. | Письменные вычисления. Вычитание вида 57-26 Арифметический диктант. | 1 | комбин. | Решение задач изученных видов. Уравнение. Компоненты при вычитании. | |||||
96-97. | Проверка сложения и вычитания. Проверка знаний. | 2 | закрепл. | Зависимость между компонентами при +и-. | |||||
98-99. | Угол. Виды углов (прямой,острый,тупой) | 2 | комбин. | Зависимость между компонентами при + и -.. | Исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с геометрическими формами. Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Анализировать житейские ситуации. требующие умения находить геометрические величины ( планировка, разметка). Классифицировать ( объединять в группы геометрические фигуры). Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Осуществлять пошаговой контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | ||||
100-102 | Решение задач. Самостоятельная работа. Работа над ошибками. | 3 | закрепл. | задачи на сложение и вычитание изученных видов. | |||||
103-104. | Письменные вычисления. Сложение вида 37+48, 37+53. | 2 | комбин. | задачи на сложение и вычитание. Составление ряда чисел по найденному алгоритму. | |||||
105-106. | Прямоугольник. Самостоятельная работа. | 2 | повтор. | задачи на сложение и вычитание. | |||||
107. | Сложение вида 87+13 | 1 | комбин. | Отработка отношений «больше на …», «меньше на…» Письменные вычисления. | |||||
108-109. | Решение задач. | 2 | закрепл. | ||||||
110-111. | Письменные вычисления. Сложение вида 32+8.Вычитание вида 40-8. | 2 | комбин. | Отработка отношений «больше на …», «меньше на…» Решение уравнений. | |||||
112. | Вычитание вида 50-24 | 1 | комбин. | Задачи на разностное сравнение чисел. | |||||
113. | Закрепление изученного. Страничка для любознательных. | 1 | Урок-игра | Закрепление решения задач арифметическим способом ( с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | |||||
114-116. | Закрепление изученного. Что узнали, чему научились (тест). Работа над ошибками. | 3 | закрепл. | Выполнение контрольных заданий по пройденным темам. | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Принимать активное участие в работе парами: определять общие цели, намечать способы их достижения, договариваться и представлять результаты. Расширять интерес к изучению нового материала. | ||||
117. | Вычитание вида 52-24 | 1 | комбин. | Разряды. Компоненты при вычитании. | |||||
118-119. | Решение задач. Самостоятельная работа. | 2 | закрепл. | Подготовка к действию умножения. Нахождение значений буквенный выражений, решение уравнений . | |||||
120-121. | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | 2 | СНЗ | Величина, измерение, величин, единица измерения (мерка). . | Классифицировать (объединять в группы геометрические фигуры). Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Планировать решение задачи. Расширять интерес к изучению нового материала. | ||||
122-123. | Квадрат. | 2 | СНЗ | Величина, измерение, периметры прямоугольника и квадрата | |||||
124 | Закрепление изученного | 1 | закрепл. | ||||||
125-126. | Закрепление изученного. Страничка для любознательных. Самостоятельная работа. | 2 | Урок-игра закрепл. | Решение выражений, задач изученных видов, составление таблиц. | Планировать решение задачи. Выполнять краткую запись разными способами. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Презентовать различные способы рассуждения( по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия, вопроса. | ||||
127. | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | контроль | Самостоятельная работа | Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
128. | Работа над ошибками. | 1 | коррек. знаний | Величина, измерение, величин, единица измерения (мерка). | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Планировать решение задачи. Расширять интерес к повторению изученного материала. | ||||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ | |||||||||
129. | Конкретный смысл действия умножение. | 1 | комбин. | Решение задач разными способами, решение уравнений, числовых выражений. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия ( умножение и деление ). Моделировать изученные математические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. ). Прогнозировать результат вычисления | ||||
130. | Прием умножения с использованием сложения. Арифметический диктант.
| 1 | СНЗ | Схематический рисунок к задаче, решение ее умножением и сложением. Арифметический диктант. | |||||
131-132. | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | 2 | комбин. | Замена сложения умножением и наоборот. Решение задач. | Моделировать изученные арифметические зависимости. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Принимать активное участие в работе парами и в группе: определять общие цели, намечать способы их достижения, договариваться и представлять результаты. Расширять интерес к изучению нового материала. | ||||
133-134. | Периметр прямоугольника. | 2 | комбин. | Единицы измерения длины. Составление задач по краткой записи. Нахождение значения числового выражения. | |||||
135. | Приемы умножения единицы и нуля. | 1 | комбин. | Краткая запись и схематический рисунок к задаче. | |||||
136-137. | Названия компонентов и результата действия умножения. Самостоятельная работа. | 2 | комбин. | Решение задач разными способами. Проверка сложения и вычитания. Длина ломаной линии. Проверка знаний (тест) | |||||
138-139. | Переместительное свойство умножения. | 2 | СНЗ | Применение свойств умножения. Составление задач по выражению. Равенства и неравенства. | |||||
140. | Конкретный смысл действия деления. Арифметический диктант. | 1 | комбин. | Знак деление. Решение задач изученных видов. | Работать с информацией. Находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и самостоятельно) и использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать прогнозы). Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы. Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
141-142. | Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | 3 | СНЗ | Схематический рисунок к задаче. Задачи на деление поровну и на равные части. Равенства и неравенства. | |||||
143. | Название чисел при делении. | 1 | Снз | Компоненты при делении. Решение уравнений. Решение задач и сравнение их решений. | |||||
144. | Контрольная работа. | 1 | контроль | Выполнение проверочных заданий по теме. | |||||
145. | Работа над ошибками. | 1 | коррек. знаний | Выполнение работы над ошибками проверочных заданий по теме. | Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы. Уметь использовать свои знания. | ||||
146. | Связь между компонентами и результатом действия умножения. | 1 | СНЗ | Решение уравнений и задач с неполными данными. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения. Классифицировать (объединять в группы геометрические фигуры). Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Планировать решение задачи. Овладевать логическими действиями сравнения. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. | ||||
147-148. | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом действия умножения. | 2 | комбин. | Решение задач изученных видов. Квадрат Периметр квадрата. Проверка + и-. | |||||
149. | Прием умножения и деления на 10. Арифметический диктант. | 1 | комбин. | Укрупненные единицы счета. Решение задач. | |||||
150-151. | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. Самостоятельная работа. | 2 | комбин. | Схематическая и краткая запись задачи. Решение уравнений. Нахождение значений буквенных выражений. | |||||
152-153. | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 2 | комбин. | Многоугольник. Угол. Решение задач изученных видов. | |||||
154-155. 1 | Обобщение. Самостоятельная работа.
| 2 | обощен. | Решение уравнений. Нахождение значений буквенных выражений. Квадрат Периметр квадрата. | |||||
156-157. | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2. | 2 | комбин. | Решение задач, уравнений, арифметических выражений, вычерчивание отрезков заданной длины. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока. Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия ( умножение и деление ). Моделировать изученные математические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.п.). Прогнозировать результат вычисления. Уметь использовать свои знания. Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей деятельности. Овладевать логическими действиями сравнения. Сотрудничать в группе, выполняя различные роли. | ||||
158. | Приемы умножения числа 2 | 1 | комбин. | Разные способы вычисления результатов умножения и деления. | |||||
159. | Деление на 2. | 1 | комбин. | Решение задач. Квадрат. Периметр квадрата. Ломаная. Длина ломаной. Ребусы. | |||||
160-161. | Умножение числа 3 и на 3 | 2 | комбин. | Разные способы вычисления результатов умножения и деления. | |||||
162-163. | Деление на 3. Тест. | 2 | комбин. | Таблица умножения 3 и на3.Решение уравнений. Компоненты при умножении. | |||||
164.165. | Контрольная работа за год. Работа над ошибками. | 1 1 | контроль коррек. знаний | Связь между умножением и делением. Решение задач изученных видов. Решение уравнений | |||||
166-170. | Повторение изученного материала. Арифметический диктант. | 5 | повторен | на 1 уроке арифметический диктант. Нумерация двузначных чисел. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие математическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия ( умножение и деление ). Моделировать изученные математические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. ). Прогнозировать результат вычисления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа для 1 класса Школа России" ФГОС
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, Содержит все нормативные документы, Раб...
рабочая программа для 4 класса "Школа России "
Рабочая проограмма для 4 класса УМК "Школа России" разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...