Инновационная деятельность по созданию портфолио предшкольного образования и ноо.
статья по теме

Струк Людмила Васильевна

Во многих семьях российских школьников уже в сентябре, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не проводит серьезной разъяснительной работы не учащимся, не  их родителям. В результате, многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь,— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио — «показать все, на что  способен ученик».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность по созданию портфолио предшкольного образования и НОО.

 «Портфолио ученика»

 

Во многих семьях российских школьников уже в сентябре, как гром среди ясного неба прозвучит фраза – «Мне срочно нужен портфолио!» К сожалению, в некоторых школах администрация не проводила и не проводит серьезной разъяснительной работы не учащимся, не  их родителям. В результате, многие родители имеют либо неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое портфолио.

 

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь,— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио — «показать все, на что  способен ученик».

Главными целями и задачами ведения портфолио в начальных классах являются:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;

— формирование положительных нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

«Портфолио ученика» может стать первым и очень важным проектом в начальной школе, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

 

 «Портфолио дошкольника» 

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педагогов к активному консультированию и, пока еще экспериментальному, использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий .Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях» [5].

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

 

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

 

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе.

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.  

 

1.        Портфолио дошкольника - это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2.        При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию — «портфолио как инструмент комплексной диагностики» , но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.

 3.       Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

 

 

Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

 

  1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
  2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
  3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
  4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
  5. В 1 классе, когда  школьник только начинает работать над составлением  портфолио, без помощи   родителей  ему не обойтись.

 

Каким будет портфолио?

 

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Объясните малышу, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок «не поймет» или «быстро охладеет».

Поймет! Уже  3-летнего возраста все без исключения малыши любят яркие книги.

Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»

 

Иногда бывает страниц в «Портфолио дошкольника» недостаточно, либо они не совсем подходят  Вашему ребенку, уже школьнику, по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у школьника  уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

Портфолио может иметь  несколько видов, на выбор родителей:

- Электронное портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

- Портфолио-раскраска;.

- Портфолио -  традиционное, в виде папки.

 

Условия достижения цели при создании Портфолио

 

1.        Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании . Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.        Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3.        Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4.        Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5.        Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6.        Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц,).

 

 Использование Портфолио в ДОУ

 

Возможно ли  использование Портфолио в дошкольном учреждении?

 

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

 

Чаще всего в ДОУ используются:

  1. Портфолио-раскраска это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней  он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
  2. Печатное портфолио- одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации .

По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

- портфолио-собственностъ (собирается для себя);

- портфолио-отчет (для преподавателя).

Так как строгих ГОСТов к  портфолио  пока не существует, в

нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:

- «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах

«Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.

  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и  друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей  накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами .

Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна,  и  является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.

Что же  касается  портфолио  для учеников младших классов, этот проект пока находится в стадии эксперимента. Его основная цель направлена не столько на результаты и достижения, сколько на развитие личной инициативы, творческих способностей, оригинального мышления, уверенности в своих силах и ответственности .

Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом дошкольной и школьной жизни: портфолио может и должен помочь, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения.

 

Взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

Понятие инновационной деятельности педагога в современном образовании

В cтатье pаccматpиваютcя понятия инновации, инновационной деятельноcти педагога и инновационного потенциала....

Инклюзивное образование – как инновационная деятельность педагога в целях создания адекватных образовательных условий для всех обучающихся

На сегодняшний день в РТ с каждым годом увеличивается рост  детей с ограниченными возможностями. Однако существует проблема территориальной удаленности  детей с ограниченными возможностями, ...

Инновационная деятельность в образовании

1.В современном обществе главным становится умение работать с информацией,  с текстом, а  одним из основных факторов развития личности  становится информационная  культура...

«Инновационная деятельность педагога: «Творческий подход к уровневой дифференциации в начальной школе в условиях профилизации образования».

     Идеи профильной дифференциации еще в начале 20 века нашли широкое распространение в российских «новых школах». При этом в качестве одного из основных механизмов ...