как помочь ребенку, который плохо читает? советы логопеда
статья по теме

Миронова Любовь Александровна

Ребёнок плохо читает. Почему? Каковы причины? Что нужно сделать, чтобы чтение из мучения превратилось в удовольствие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon почему ребенок плохо читает?35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку, который плохо читает?

  • Если ребёнок затрудняется в различении звуков на слух, то при чтении он заменяет те буквы, которые соответствуют не различаемым им по слуху звукам (например, читает САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ, ТЕРЕВО вместо ДЕРЕВО и т.п.). В этих случаях в процессе чтения он постоянно сомневается в том, как нужно "озвучить" букву - С или Ц?

Самое основное - воспитать у ребёнка чёткую слуховую дифференциацию звуков речи, после чего исчезнут и трудности в назывании соответствующих букв.

  • Если вы заметили у ребёнка побуквенное чтение (т.е. трудности синтезирования, слияния звуков в слоги), самые  разнообразные  искажения звуко-слоговой структуры слов (пропуски  или добавления звуков и слогов, а также их перестановки), то нужно сформировать устойчивый навык анализа и синтеза речевого потока.

  • Если у ребёнка отмечается "зеркальное" чтение (при котором  оно осуществляется в направлении справа налево, вследствие чего прочитывается, например, НО вместо ОН), то имеет место задержка в формировании зрительно-пространственных представлений, над их развитием и необходимо работать.

  • Бывает такое нарушение чтения, как соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности её прослеживания взглядом. В этих случаях в течение некоторого времени ребёнку предлагается читать "по линейке" (при её помощи закрываются ниже  расположенные строчки) или даже через специальную прорезь,  сделанную только для одной строки.

  • На определённом этапе обучения чтению ребёнок начинает пользоваться смысловой догадкой и уже не дочитывает слово до конца, а самостоятельно договаривает его. Но если он уже привык говорить МНОГО ЗЕРКАЛОВ или СТАДО ОЛЕНЕВ, то именно так аграмматично он эти слова и «прочтёт». Чтобы преодолеть это,  необходимо формирование у ребёнка грамматических систем словоизменения и словообразования. Большую помощь в этом деле может оказать и приучение ребёнка к дочитыванию слов до конца с обращением особого внимания на их окончания. Это будет способствовать постепенному овладению им принятыми в языке правилами согласования слов.  

  • Нередко трудности в чтении связаны с непониманием смысла прочитанного даже при условии технически правильного чтения. Часто такое непонимание бывает обусловлено послоговым и в особенности побуквенным чтением.  Правильно прочитав слово по слогам, ребёнок не может объединить эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово. В этих случаях ребёнок обычно затрудняется при выполнении таких заданий:

а) узнать и назвать слово, предъявленное в виде отдельных звуков (например, К-О-Ш-К-А);

б) узнать и назвать слово, предъявленное по слогам (например,  КАР-ТИ-НА).

Для преодоления этих трудностей необходимы систематические упражнения в выполнении подобных заданий.

  • Непонимание прочитанного может заключаться в бедности  словарного запаса ребёнка и в непонимании им грамматических  связей между словами.

Так, если ребёнок не знает значений многих слов, то смысл прочитанного ему будет непонятен. То же самое и в отношении недостаточного понимания связей между словами.

Здесь можно провести некоторую аналогию с переводом иностранного текста. Можно выписать и правильно перевести все слова, но так и не понять смысла предложения по причине недостаточного владения законами грамматики данного языка. Примерно в таком же положении нередко оказывается и ребёнок, не владеющий или плохо владеющий грамматическими законами своего родного языка.

Для преодоления такого рода трудностей необходимо обогащать словарный запас ребёнка и работать с ним над усвоением грамматических закономерностей языка.