Дополнительная образовательная программа Школы будущего первоклассника
рабочая программа (1 класс) на тему

Школа будущего первоклассника проводится по субботам. Программа составлена с учётом возрастных особенностей дошкольников и условий даннной школы. Однвременно организуется родительский лекторий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shbp_2014.zip85.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Ковров Владимирской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

РАССМОТРЕНА

   на педсовете  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5

Протокол № ______

от ______________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной

школы № 5

__________________Т.Н. Чёлышева

Приказ № ____       от___________    2014 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ПРОГРАММА

Школа будущего ученика

«ЗВЕЗДОЧКИ»

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Предшкольная подготовка,

как одно из условий успешного обучения

 детей в начальной школе»

Переход от дошкольного возраста к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для  ребенка учение - не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в школьных делах имеет для него острую эмоциональную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирование его личности.  В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребенка к школьному обучению. Длительное  время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность  к школьному обучению представляет собой, прежде всего,  умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Готовность к обучению определяется пониманием ребенком смысла учебных задач, их отличия от практических, осознанием способов выполнения действия, навыка самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Психологи говорят о том, что разница между физическим и паспортным возрастом ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста 2 – 2,5 года. Всё это создаёт для учителя целый комплекс проблем. В такой ситуации вопрос, нужна ли подготовка к школе, становится почти риторическим.

       

  Прежде всего, подготовка к школе – это не только формирование большого запаса сведений и знаний, это не только элементы письма, счёта и чтения или ещё хуже – обучение письму, счёту и чтению.  Это  комплексная система развития, включающая социальное, личностное, эмоциональное, когнитивное, познавательное и физическое развитие.  

          Социальное развитие.

             Если ребёнок не ходит в детский сад, если он общается только со своими родителями, не знает правил коммуникаций со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребёнок может оказаться изгоем в классе. Задача социального развития – формирование коммуникативных навыков и этических ценностей общения в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях. Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Ребёнок, который растёт с бабушкой или с мамой и никогда не был даже в маленьком детском коллективе, привык, что обращаются лично к нему, что спрашивают лично у него. И уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания. Так у пишущего, читающего, считающего , о социально не адаптированного  ребёнка начинаются проблемы.  Причём ни одна проблема в школе не проходит бесследно – одна всегда  тянет за собой другую.

          Личностное развитие. 

             Ребёнок перед школой не обязан, не должен уметь читать, писать и считать. Но он должен быть готовым учиться читать, писать и считать. Можно сколько угодно натаскивать его, но это приведёт к формированию неправильного механизма чтения и письма. Если у ребёнка не сформировано зрительное пространственное восприятие, ему трудно дифференцировать печатные буквы, он путает близкие по конфигурации, переворачивает справа налево или сверху вниз, постоянно теряет строку – значит, не сформированы механизмы зрительного восприятия. И в ситуации, которую порой задаёт учитель,- читать во что бы то ни стало – ребёнок не научится читать, он научится угадывать. «Угадал – не угадал» - это самый порочный механизм чтения. А что нужно сделать вместо того, чтобы заставлять часами читать? Нужно взять азбуку на карточках, разрезать каждую букву и, перемешав, давать складывать. Как только ребёнок научится выделять букву по части, он начнёт читать, потому что будет сформирован механизм, который позволит ему осуществлять эту деятельность. Если мы задаём непосильную задачу, то убиваем мотивацию. С таким ребёнком  работать будет безумно трудно. Сначала надо будет снять все его зажимы и страхи, и только потом начнёт что-то получаться. Психологи считают: преодолимо только то, что сам человек считает преодолимым. Ребёнок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получиться.

           Эмоциональное развитие. 

           Это очень важный компонент. мы привыкли к тому, что игра – основной вид деятельности. Но ведь игра тоже может быть разной, может и не давать положительных эмоций. А на отрицательных эмоциях ребёнок работать не может, ему нужно положительное подкрепление. Только в этом случае формируется нужная нам мотивация. Но тогда не должно быть никаких отметок. В процессе развития ребёнка нужно хвалить, даже если не всё получается, говорить о том, почему не получается, разбирать, анализировать вместе с ребёнком. Надо постоянно искать, за что похвалить, а порог чувствительности у всех разный. Нервно – психическое здоровье ребёнка срывается очень быстро. Так быстро, что не замечает ни педагог, ни родитель. Поэтому в системе предшкольного  образования важно не сформировать трудности в тот момент, когда ребёнок только переступает порог класса, не сформировать страх перед учителем, перед учебным заданием. Конечно, мы должны научить ребёнка чувствовать своё эмоциональное состояние, снимать напряжение. Первый признак напряжения – плотно сжатые губы. Так выражается накопленное напряжение, которое дальше только усугубляется.

             Творческое развитие. 

              Когда мы считаем, что творческое развитие – это урок рисования, музыки, мы глубоко ошибаемся, потому что без творчества ни письму, ни чтению, ни окружающему миру научить невозможно.  Часто ли мы даём ребёнку возможность творить? Наша задача убедить родителей в том, что нужно предоставить ребёнку возможность попробовать всё. А, попробовав, выбрать.

              Интеллектуальное развитие.

              Сегодня любой ребёнок получает большой запас сведений и знаний до школы. Мы рассказываем ему про весну, осень и зиму. Мы учим его классификации и просим выделить лишнюю фигуру или лишнюю картинку.  При тестировании используется много формальных вещей, по которым мы пытаемся определить когнитивное развитие ребёнка. А ведь когнитивное развитие – это тоже комплекс, это система, это взаимозависимые функции. Например, вы даёте ребёнку задание- речевую инструкцию. Но если ребёнок плохо воспринимает речь, если у него маленький запас слов, если он привык работать методом механического копирования, то речевую инструкцию он воспринимать не будет. Как мы проверяем развитие моторики? Мы опять задаём речевую инструкцию, и если она непонятна, ребёнок не выполнит задание. То же самое и со зрительным восприятием, и с вниманием, и с запасом сведений и знаний. Значит, до школы нужно сформировать речь во всём её многообразии, чтобы для ребёнка она была инструментом, которым он пользуется. Если нет устной речи -  не будет и письменной речи, даже если его научили идеально выводить все крючочки и палочки. Технический навык письма без сформированной речи не имеет социокультурного смысла. Ребёнок должен писать чётко, читаемо. А к этому мы должны его подготовить. У нас почему – то бытует мнение, что если мы будем пальчиками шевелить, лепить, вязать, то научимся писать красиво. Лепить и вязать – хорошо, но графические навыки – это совсем другое. Реализация нормального графического навыка начинается с умения держать ручку. Вот этому нужно учить до школы, в школе на это времени не будет.

              Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

            Без этого не будет ни письма, ни чтения, ни математики. Детей с несформированной речью приходит в школу почти 60%, с несформированной  моторикой – 35%. То есть мы не делаем того, что должны делать, и делаем то, что делать не должны. Ребёнок, у которого сформировано зрительно-пространственное восприятие  и произвольная регуляция деятельности зачитает, даже если ему не разрешать. Нужно помнить о том, что первоклассник на уроке может быть внимательным не более 3 минут подряд. значит, нужно постараться наиболее эффективно использовать те три минуты внимания, когда он может сконцентрироваться.

             Мышление.

           Нет задания, которое бы не развивало мышления ребёнка, потому что он должен думать, что сделает, как сделает, что получилось, как получилось, каким путём пойти. Это и есть процесс мышления.  

           Организация произвольной деятельности.

              Вот компоненты произвольной деятельности, которые должны быть сформированы к моменту прихода в школу:

  • Восприятие инструкции с первого раза.
  • Умение планировать свою деятельность, а не работать методом проб и ошибок.
  • Умение внести коррекцию по ходу деятельности, то есть умение следить за своей деятельностью, исправить ошибку.
  • Умение попросить помощи. Родителям надо объяснить, что ребёнок имеет право не только задать вопрос, но и попросить о помощи.

Физическое и моторное развитие.

            Ребёнок должен двигаться, быть на воздухе достаточное количество времени. Состояние здоровья – это то, чем должны заниматься родители, но жизнь ребёнка в школе должна быть организована так, чтобы сохранить и укрепить его здоровье.

              Выделяют три основные линии, по которым  должна вестись подготовка к школе. Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет о развитии памяти, внимания, интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё не научился. Ребенок может долго и в деталях запомнить какое-либо событие, если оно чем-то привлекло его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему ещё достаточно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.

В-третьих – формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дети - дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной их  стремления  к приобретению знаний. Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала.

Кроме того, определенные трудности возникают при распределении будущих первоклассников на классы, поскольку здесь необходим учет индивидуальных особенностей ребенка, проявить которые в ходе кратковременного собеседования при приеме в школу он не в состоянии.

Таким образом, целью курса, организованного в нашей школе, является выявление индивидуальных особенностей будущих первоклассников и формирование готовности к школьному обучению.

Данные цели реализуются путем решения следующих задач:

  • Формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развитие основных психических функций необходимых для успешного обучения в школе;
  • Развитие элементарных математических представлений;
  • Развитие речи и фонематического слуха;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие творчески активной личности;

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Звездочки»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 13 занятий ( ноябрь - февраль)
  • наполняемость групп не более 25 человек;
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 20 минут
  • Занятия проводятся с 11.00

         Обязательными условиями проведения занятий являются:

  • Использование игровых моментов преподавания;
  • Смена видов деятельности;
  • Положительная оценка личностных достижений каждого ребенка;
  • Отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.

       Связь с родителями осуществляется на протяжении всего курса в форме индивидуальных бесед, тематических встреч и родительских собраний. В ходе  такого общения родители имеют возможность познакомиться с администрацией школы, преподавательским составом, составить представление об успехах ребенка и получить рекомендации, позволяющие скорректировать как учебную, так и другие виды деятельности.

Программа предусматривает,  что по окончанию курса дети будут уметь:

  • Соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию, как позицию ученика;
  • Свободно считать в пределах 10;
  • Сравнивать числа в пределах 10;
  • Знать «соседей» числа;
  • Решать простые задачи;
  • На слух определять звуки в слове, давать им характеристику
  • Составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
  • Пересказывать небольшие тексты;
  • Правильно пользоваться карандашом и другими графическими материалами;
  • Овладеть навыками работы с бумагой;
  • Работать с различными художественными материалами;
  • Уметь ориентироваться в пространстве (на листе).

                                   

Тематический план

Наименование курса

Кол-во часов

Ответственные

1

Занимательная математика.

5

Молькова О.А.

2

Развитие речи «Веселая грамматика».

5

Шушкина С.В.

3

Мир вокруг нас.

3

Латышева Г.А.

4

Творческая мастерская.

3

Новикова Т.А.

5

Мои первые шаги в английском.

3

Бородина Т.В.

6

Музыкальная шкатулка.

3

Конищева А.А.

7

Развивающие компьютерные игры для малышей.

3

Варенцова Ю.Е.

8

Библиотечные уроки.

3

Акишина М.А.

9

Познай себя.

2

Ежова С.Н.

10

Волшебный карандаш.

3

Дронова Л.А.

11

Народные игры

3

Овчинникова Л.А..

36 ч

Содержание курса «Занимательная математика» (5 часов)

  1. Вводное занятие.

Знакомство друг с другом.

  1. Развитие элементарных математических представлений.

 Счет в прямом и обратном порядках. Упражнение в счете в пределах 10. Знакомство с написанием цифр. Сравнение чисел. Соотнесение числа и  количества. Увеличение, уменьшение чисел. Упражнение в знании соседей числа.

3 .Развитие логического мышления.

    Развитие мыслительных операций: сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез. Введение понятия «логические цепочки» .

4. Знакомство с задачами.

Составление и решение простых задач на сложение, вычитание.  

5.Развитие внимания, памяти. Развитие геометрической зоркости

Игровые задания «Угадай, что изменилось?», «Живые картинки»

     Знакомство с основными геометрическими фигурами. Использование геометрической линейки. Составление геометрических узоров.       

Содержание курса «Развитие речи. Веселая грамматика» (5ч.)

  1. Вводное занятие.

Знакомство друг с другом.

  1. Развитие речи.

Активизация и обогащение словарного запаса. Нормализация темпа и ритма речи. Составление связных рассказов по картинке. Развитие умения свободно общаться друг с другом. Развитие умения описывать предметы, называя их характерные особенности. Скороговорки. Развитие связной речи.

  1. Развитие фонематического слуха.

Слово – звучащее явление. Звуки в словах. Упражнения в четком произнесении отдельных слов, звуков. Восприятие на слух слов с недостающим звуком. Определение позиции звука в слове. Разучивание игр «Не ошибись», « Какой звук потерялся?», «Измерь слово». Деление слов на слоги. Введение понятия «гласные и согласные» звуки.

Содержание курса «Познай себя» (2 часа)

  1. Вводное занятие.

Тренинг на знакомство детей друг с другом: упражнения «Снежный ком», «Подарок», «Доброе животное».

2. Развитие эмоциональной сферы.

Снятие эмоционально-психического напряжения. расширение представления об эмоциях и связанных с ними психических состояниях. Виды эмоций. Активизация детей на проявление чувства любви и доверия. Развитие умения передавать заданное эмоционально состояние. Напряжение и расслабление мышц лица. Обучение умению наблюдать за ощущениями в теле, управлять ими. Развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие.

 «Мир вокруг нас» (3 часа)

Знакомство. Правила знакомства. Добрые слова. Комплименты

Что такое дружба. Правила дружбы.

Мы вместе.

«Творческая мастерская» (3 часа)

Конструирование из бумаги.

Оригами.

«Волшебный карандаш» (3 часа)

Знакомство с основными цветами. Радуга.

Знакомство с техникой штриха. Цыпленок.

Мир красок.

«Музыкальная  шкатулка»  (3 часа)

Разучивание детских песен, небольших пьес.

Музыкальные игры.

Прослушивание музыкальной сказки «Петя и волк».

«Мои первые шаги в английском»  (3 часа)

        Вводное занятие. Знакомство друг с другом.

         Познакомимся с животными.

         Давайте посчитаем.

«Развивающие компьютерные игры для малышей»  (3 часа)

Первое знакомство с компьютером.

Учимся работать мышкой.

Занимательный счет.

    «Библиотечные уроки»  (3 часа)

Книжная страна: дошкольникам о библиотеке.

         Экскурсия  по библиотеке.

         Знакомство с фондом книг, с порядком его расстановки.

Ожидаемые результаты:

  1. Эмоционально - психологическая готовность:
  • Личностная

ребенок стремится узнать новое

развитое чувство любознательности

  • Коммуникативная

обладать умением общаться со сверстниками и педагогами

стремится участвовать в индивидуальной и совместной                         учебной деятельности

  •  Мотивационная

желание учиться, стремление к новым знаниям

  • Психологическая

уметь анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, исключать, моделировать, конструировать, делать выводы, обосновывать свои суждения

2. Познавательная готовность:

  • Уметь дифференцировать понятия звук и буква
  • Ориентироваться на листе бумаги, уметь писать графические диктанты (по образцу и на слух), писать по образцу печатный текст (слова)
  • Уметь вести прямой и обратный счет предметов в пределах 10, выполнять элементарные математические действия, решать задачи, записывать решение задачи арифметическим действием; иметь представление о простейших геометрических фигурах – круге, треугольнике, квадрате, прямоугольнике

3. Физическая готовность:

  • Достаточно развитое моторное развитие детей (тонкой ручной и артикуляционной моторики), развитие опорно-двигательного аппарата.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.
  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19
  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.
  7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.
  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
  12. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
  13. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога  - СПб.: Издательский дом «Нева», 2001 – 224с
  14.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению – Ярославль: Академия развития, 1996 - 208с.
  15. Кушнир Н.Я., Максименко Н.М. Введение в школьную жизнь – Минск, 1995 - 190с.
  16. Лысенкова С.Н. Я читаю. Я считаю. Я пишу – М.: Школа-Пресс, 1997 - 96с.
  17. Обухова ЛФ. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996 – 374с.
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Просвещение, 1987 – 191с.
  19. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития, 1997 – 235с.
  20. Цукерман Г.А. Психология саморазвития – М.: Просвещение, 1994 – 49с.
  21. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь– М.: Новая школа,1993 - 213с.