Тематическое планирование курса "Математика". Подготовка к школе
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Марина Валентина Михайловна

Тематическое планирование курса " Математика". Подготовка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014g_rabochaya_programma_kursa_podgotovki_k_shkole.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка курса «Математика»

Паспорт рабочей программы  курса «Математика»

Тип программы: программа дошкольного образования.

Статус программы: рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге «   курсы по подготовке детей к школе»

Назначение программы:для детей старшего дошкольного возраста

Программа обеспечивает:

  • подготовку детей к обучению, как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность.);
  • подготовку  детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

Категория обучающихся: дети старшего дошкольного возраста

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 36часов.

Режим занятий: 1час в неделю.

Нормативно-методической основой, регламентирующей составление  и реализацию  программы по математике являются:

  • ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 года
  •  № 1155);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Учебный план по подготовке детей к обучению в школе МАОУ Гимназия №2  г.Балаково.
  • «Положение о рабочей программе МАОУ « Гимназия №2»
  • программа  ООО «ВК «Дакота» Серия «Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика в 2-х частях», «Знакомимся с геометрией» в 2-х частях

Программа курса « Математика» реализуется средствами учебно-методического комплекта

  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»
  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»
  •  Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012  на электронном носителе (СД)

В основу отбора содержания программы « Математика», структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Общая характеристика курса

Ступень подготовки к обучению математике выступает как самостоятельный законченный блок. Подготовка к обучению включает довольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка. Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно -ориентированных и развивающих технологий.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

  • от  репродукции  знаний  к  их  продуктивному  использованию   в  зависимости  от решаемых задач;
  • от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
  • от  статистической  модели  знаний  к  динамически  структурированным  системам умственных действий;
  • от ориентации  на среднего ученика  к дифференцированным  и  индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

Цели и задачи  обучения:

- математическое развитие детей старшего дошкольного возраста — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения

- освоение начальных математических знаний —  использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать  практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

задачи:

  • создать условия для формирования логического  мышления у дошкольников
  • сформировать набор необходимых для  обучения предметных  умений
  • формировать  интерес к математике
  • развивать процессы внимания, мышления, также мелкую моторику руки
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  
  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков;     познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.

Подготовительный  курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический и геометрический  материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами:

  • знакомство с цифрами и числами;
  • состав числа;
  • отношения и связи между числами;
  • геометрические фигуры;
  • математические знаки;
  • арифметические задачи;
  • примеры на сложение и вычитание;

 Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению  в познании окружающего мира.

          Ведущие принципы обучения дошкольников  математике —  сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения.

Основные содержательные линии  курса « Математика»

Содержание соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно -ориентированных и развивающих технологий; является интегрированным. В нем объединены арифметический и геометрический материал.

Содержание представлено разделами: « Числа и цифры», « Арифметические действия», « Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

 Место  курса  «Математика»  в учебном плане по подготовке детей к школе

В соответствии с  планом  МАОУ Гимназия№2 курс « математика» изучается 1 год.

 Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Преподавание ведется по тетрадям :

  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»,2014 г.
  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота», 2014г.
  •  Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012  на электронном носителе (СД)

Содержание  курса «Математика»

Числа и цифры

Счёт предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте.  Название и запись чисел от 0 до 10. Число «нуль».  Получение и образование чисел первого десятка. Равенство, неравенство.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения Сравнение и упорядочение чисел. Представление числа в виде геометрических фигур, рисунка. Составление чисел (состав чисел)

Арифметические действия.

Сложение, вычитание. Смысл математических действий. Знаки действий.  Приемы счета

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Использование чертёжных инструментов (линейка) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Личностные и метапредметные результаты освоения    программы курса по математике

Личностные УУД:

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  • Уважать  к  своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Освоитьролиученика; формирование интереса (мотивации)к учению.
  • Оцениватьжизненные ситуации и поступки героев художественных
    текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Метапредметныерезультаты

Регулятивные УУД:

  • Организовыватьсвое рабочее место под руководством учителя.
  • Определять цель выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
    треугольник, т.д.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебном пособии, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебном пособии.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Коммуникативные УУД

  • Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по группе.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать при работе в паре.

Предметные результатыосвоения    программы курса по математике

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
  • свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
  • объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0;
  • знать «соседей» числа;
  • решать простые задачи на сложение и вычитание (в одно действие);
  • составлять математические рассказы;
  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
  • выполнять на слух инструкции ;
  • ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
  • решать логические задачи;
  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
  • находить в окружающем мире предметы , имеющие форму многоугольника , круга;  распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
  • находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
  • читать небольшие готовые таблицы;
  •  строить несложные цепочки логических рассуждений;
  • определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку

Календарно – тематическое планирование курса « Математика»

№ п/п  

                             Тематика занятия

Страницы тетради

Дата проведения

корректировка

Ориентирование на листе тетради. Одинаковый, лишний предмет.

С.1-2

13.09

Одинаковый, лишний предмет.

С1-2

20.09

Счет предметов. Больше, меньше, только же.  Цифра 0

С.3-5

27.09

Число и цифра 1. Линии.

С.6-7 04.10

04.10

Число и цифра 2. Состав числа 2.Кривая линия.

С.8-9

11.10

Число и цифра 3. Состав числа 3.Пересечение линий.

С.10-11

18.10

Число и цифра 4. Состав числа 4. Пересечение линий.

С. 12-13

25.10

Число и цифра 5. Состав числа 5. Вертикальные и горизонтальные линии.

С.14-15

01.11

Число и цифра 6. Состав числа 6.Штриховка.

С.16-17

08.11

Число и цифра 7. Состав числа 7.Луч.

С.18-19

15.11

Число и цифра 8. Состав числа 8.Отрезок.

С.20-21

22.11

Число и цифра 9. Состав числа 9.Ломаная линия.

С.22-23

29.11

Число 10. Состав числа 10.Угол.

С.24-25

06.12

Числа натурального ряда. Замкнутая линия.

С.26-27

13.12

Числа натурального ряда. Замкнутые линии.

С. 28-29

20.12

Знаки >, <, =. Линии.

С. 30-32

27.12.

Составление схем-примеров. Круги.

С. 2-3 ч.

10.01

Решение примеров. Овалы.

С. 4-5  

17.01

Увеличить, уменьшить на 2. Овалы.

С. 6-7

24.01

Решение примеров. Многоугольники.

С. 8-9

31.01

Решение примеров. Треугольники.

С.10-11

07.02

Задача. Квадраты.

С.12-13  

14.02

Задача «было-съели-осталось». Квадраты.

С. 14-15

21.02

Задача «было-съели-осталось». Прямоугольники.

С. 16-17

28.02

Решение примеров. Трапеции.

С.18-19

07.03

Решение примеров. Трапеции.

С.20-21

14.03

Состав числа 10. Ромбы.

С.22-23

21.03

Решение примеров. Многоугольники.

С.24-25

28.03

Увеличить, уменьшить на 3. Геометрические фигуры.

С.26-27  

04.04

Измерение длины. Объемные фигуры.

С.28-29

11.04

Счет до 20.Узоры из геометрических фигур.

С. 30-31

18.04

Решение примеров. Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур.

25.04

Решение примеров. Упражнения на развитие логики

02.05

34.

Решение примеров. Упражнения на развитие логики

16.05

35.

Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур.

23.05

36.

Решение примеров. Упражнения на развитие логики. Узоры из геометрических фигур.

30.05

Материально-техническое обеспечения  к УМК «Школа России»

Учебно-методический комплект:

  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Математика 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота»,2014 г.
  • Серия « Солнечные ступеньки» « Рабочие тетради дошкольника. Знакомимся с геометрией 1, 2 часть» ООО «ВК «Дакота», 2014г.
  •  Приложение к учебнику Моро М. И. математика для 1 класса: в 2 частях– М.: Просвещение, 2012  на электронном носителе (СД)

Издательство «Экзамен», 2012

Демонстрационные пособия.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20;

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел

Объекты (предметы для счёта).

Пособия для изучения состава чисел.

Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по математике 3 класс"Школа России" под ред. А Плешакова

Календарно- тематическое планирование уроков по математике в  3 классе по программе "Школа России"под ред. А. Плешакова....

Тематическое планирование по математике 3 класс "Школа России"

МАТЕМАТИКАПрограмма обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» авторов М.И.Моро и др. для 1 – 4 классов (М. Просвещение).Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Калягин, М. А. Бантова, Г...

Календарно-тематическое планирование курса математика УМК "Начальная школа 21 век" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по математике для 3 класса по учебнику В.Н. Рудницкой...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Календарно- тематическое планирование курса "Математика и конструирование" 2 класс

Рабочая программа по "МИК" составлена на основе ФГОС НООО, авторской программы С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной.Цель: формирорвать начальные элементы конструкторского мышления, умнения анализир...

Календарно- тематическое планирование курса "Математика " 2 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы  М.И...