Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал содержит информацию о здоровьесберегающей организации образовательного процесса, применение которой раскрывается на примере. Кроме того приводятся рекомендации по снижению «здоровьеопасность» самостоятельных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающая организация образовательного процесса»

Сохранению здоровья школьников и созданию благоприятного психологического климата в учебном процессе способствуют: рациональное расписание уроков с опорой на ранговую шкалу трудности учебных предметов; рациональная организация урока; применение личностно-значимых способов учебной работы; использование индивидуальных заданий разных типов и уровней; соответствие методик обучения возрастным возможностям и индивидуальным темпераментным способностям школьников; набор различных видов учебной деятельности; приоритет приемам, которые раскрепощают ребёнка, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса снижает тревожность, психическое напряжение и «здоровьеопасность» обучения. Фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику новые знания, а под его руководством школьники добывают, открывают субъектно-новую информацию.

Формированию познавательной активности и мотивации учебной деятельности способствует принятие и постановка детьми учебной задачи урока. В целях осознанного усвоения учащимися способа деления двухзначного числа на однозначное (42:3) для постановки учебной задачи предложено задание: «Найди значение выражений: 24:2, 66:6, 36:3, 48:4, 42:3». Данное задание создаёт проблемную ситуацию, которая активизирует поисково- исследовательскую деятельность учащихся, в результате которой они самостоятельно «открывают» новые знания. При этом само математическое содержание обучения позволяет ученику чувствовать себя значимым.

Сам метод обучения позволяет реализовать биологическую детерминанту человека-поисковую активность. Использование двух разных точек зрения на проблему и соотнесение их со своей собственной не только способствует усвоению учебного материала, но и формированию коммуникативных компетентностей, толерантности, умения решать возникающие проблемы.

К здоровьесберегающих средствам обучения математике относятся задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. С помощью ярких картинок, сказочных героев, предлагается математическое задание, что привлекает интерес детей.

Задача учителя-переключить их внимание с формы на математическое содержание задания. Благотворно влияют на здоровье детей физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий. Выполняя двигательные упражнения, дети ведут счёт, повторяют таблицу сложения, вычитания. Приём живое построение можно использовать при изображении прямоугольника, квадрата, пирамиды. При соприкосновении рук у детей возникает чувства близости, единства, защищённости. Как известно, дети испытывают на уроке недостаток в речевом общении. Дефицит громкой речи на уроке может возмещать более частое хоровое проговаривание правил, определений математических понятий, алгоритмов действий. Хоровое проговаривание помогает осваивать действия в плане громкой речи, позволяет чувствовать себя комфортно, ощущать участникам общего дела, изжить страхи, улучшается функция лёгких, а также способствует их вентиляции.  Пониманию и принятию учащимися содержания учебного материала способствует работа на перспективу.

На первом уроке по теме, которая рассчитана на длительное время изучения, с учащимися обсуждается и намечается программа её изучения, которая дает возможность прогнозировать предстоящую работу. Такой подход помогает преодолевать отчуждение ученика от нового знания.

Снизить «здоровьеопасность» самостоятельных работ может организация, при которой учащиеся имеют право выбора: решение готовых примеров; выбор пар чисел, над которыми необходимо выполнять арифметические действия; дети сами придумывают примеры. Дети, склонные к исполнительской деятельности, как правило, выбирают пары чисел, записанные на доске, более самостоятельные и творческие дети такие числа придумывают сами. При этом каждый ученик чувствует себя свободно, уверенно и комфортно.

Снизить физическое напряжение и усталость детей на уроке могут физкультминутки, перемена поз, упражнения для глаз, массаж биологически активных точек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Проектная работа на тему "Обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса"

Проектная работа «Гуманистическая компетентность руководителя: обеспечение здоровьесберегащих условий организации образовательного процесса»...

Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»

Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...

Тезисы к консультации для педагогов "Валеологизация воспитательно-образовательного процесса в работе с логопатами, страдающими нарушениями общения".

Инклюзия предполагает обучение детей в среде обычных сверстников. Однако, только понимание особенностей детей делает возможным подобрать правильный подход. Консультация предлагает верное понимание и и...