Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Публикуемый материал содержит фактические примеры работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_avgust.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Работа с текстами здоровьесберегающей тематики на уроках русского языка и литературного чтения»

Здоровье- главная ценность человека, награда, которую мы получаем за усердие и терпение, умение действовать в нестандартных, экстремальных ситуациях, способность жить и бороться за жизнь. И, конечно, это не дано человеку с рождения. Этому надо учиться. Учиться в школе. Не только на специальных уроках, а практически на уроках по любому предмету. Остановимся на образовательной области «философия». Возможно ли обучение здоровью на уроках русского языка и литературы? Безусловно, возможно и необходимо. На данных уроках применимы не только общие рекомендации для всех уроков, но и специальные приёмы: организация литературных праздников здоровья; использование произведений музыкального исскуства и живописи, связанных с изучаемыми текстами, с целью эмоциональной разгрузки учащихся; ведение театральных кружков, посещение театров и музеев в рамках внеклассной работы по предмету; уроки выразительного чтения стихотворения на природе. Особое место на уроках словесности занимает подборка текстов здоровьесберегающего содержания. Данные тексты возможно и необходимо использовать на уроках русского языка и литературного чтения уже в начальной школе. На уроках русского языка эти тексты, возможно, дать как диктанты или для контрольного списывания и запоминания. На уроках литературного чтения данные тексты читаются, обсуждаются, заучиваются. Тексты здоровьесберегающей тематики обнаруживаются практически в каждом учебнике, пособии, хрестоматии по литературному чтению и русскому языку для начальной школы. Их необходимо сгруппировать и использовать, целенаправленно обучая здоровому образу жизни. Так, необходимо обратить внимание на тексты религиозной тематики, связанной с проблемами раскаяния и прощения, силы веры и молитвы, библейских истин. В библейском придании «Блудный сын» младшему сыну горько стало от своей беспутной жизни (учебник 4 класс), а после прощения отца ему снова захотелось жить, но уже честно и праведно. Это означает, что прощение возвращает человека к жизни, сохраняя жизнь и здоровье. Силы веры и молитва может спасти не только от болезней, но и от страха, позора и смерти. Об этом идёт речь в «Легенде о граде Китеже» (тот же учебник). Соблюдать библейскую истину: «Любите обижающих вас» призывает Л.Н.Толстой (родная речь пособие для учащихся 1-2 классов), доказывая, что можно решить проблемы и лечить добром и лаской. Более тщательного изучения заслуживают тексты, рекламирующие здоровый образ жизни. Важное значение имеет осуждение ещё Владимиров Мономахом лжи и пьянства: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело» (поучение Владимира Мономаха детям литературное чтение для 4 класса Л.А.Ефросинина). Рассказывая детям об А.В.Суворове, необходимо подчеркнуть, что он требовал от солдат соблюдения здорового образа жизни и часто любил повторять: «Долгий сон не товарищ богатырю русскому», (учебник русского языка для 4 класса Т.Г. Рамзаева). Стихотворение Ф.Грубина «На коньках» пропагандирует зимний вид спорта, важный для здоровья: «Я закалённый паренёк…»(учебник по русскому языку для 3 класса  Т.Г. Рамзаева). Текст «Полезные советы» (учебник по русскому языку для 2 класса  Т.Г. Рамзаева) рекомендуем учащимся списывать, запомнить и выполнять, чтобы быть здоровым: «Делай утром зарядку. Умывайтесь холодной водой. Мойте руки перед едой». Учат беречь здоровье тексты о безопасной жизнедеятельности. В рассказе «Прыжок» Л.Н.Толстого (литературное чтение для 3 класса Л.А.Ефросинина) обращено внимание на опасность показной храбрости - это может привести к трагедии: мальчик чуть не погиб. Однако автор показывает, как нужно действовать в непредвиденных обстоятельствах, чтобы спастись: чёткие команды отца-капитана помогли ребёнку остаться в живых. Этот же писатель в другом рассказе «Пожар» (родная речь учебное пособие для 1-2 классов М.В.Голованова) учит, какие действия важны при пожаре: главное - победить панику и быстро действовать, как это сделал отважный Ваня. Надо объяснить детям, что в данной ситуации очень важно быть храбрым, решительным и умным - от этого может зависить собственная жизнь, жизнь и здоровье других людей. Меньше проблем и неприятностей доставляет человеку умение общаться с другими людьми, отсутствие болтливости и желания совать нос не в свои дела. Об этом говорит Е.Пермяк в текстах «Про нос  и язык» (чтение и письмо учебник для 1 класса Л.Е.Журова) и «Самое страшное»: «Вова остался один-одинёшинек!». Велика роль текстов, содержащих психологические настрои. Это, прежде всего краткие тексты-пословицы, содержащие предупреждение «Острое словечко колет сердечко» (учебник по русскому языку для 1 класса Н.В.Нечаева), «Ласковое слово, что солнышко в ненастье». Иногда пословицы используются для понимания всего текста, его идеи. Так же в сказке «У страха глаза велики» (родная речь учебник для 2 класса Л.Ф.Климанова) пословица дана уже в названии, а после текста автор учебника предлагает задуматься и над выражением: «Робкого и тень страшит». Данный текст учит бороться со страхом для собственной же безопасности или для того, чтобы не попасть в глупое положение, как случилось с героями сказки. Этому же посвящён «Страшный рассказ» Е.Чарушина, когда сила страха заставила детей испугаться чуть ли не до смерти маленького ежа. А рядом совершенно не случайно  дан рассказ «Храбрый утёнок» Б.Житкова, который учит тому, что храбрость иногда просто необходима для жизни и здоровья. Часто люди болеют и страдают от собственного характера. Об этом стихотворение-Д. Ривз «Ворчуны из Уныллоу» (учебник по русскому языку для 4 класса С.В.Иванов). Своеобразные психологические настрои содержат стихотворение Э.Мошковой «Я ушёл в свою обиду» и В.Берестова «Гляжу с высоты» (родная речь учебник для 2 класса Л.Ф.Климанова), призывающие побороть обиду и, в первую очередь для себя и своего здоровья: «Теряю обиду из виду». Всем известно положительное воздействие смеха, посредством которого возможно улучшение настроения, состояния души и тела. Это отмечают в стихах Б.Заходер «Товарищам детям» (родная речь учебник для 2 класса Л.Ф.Климанова). Бережное отношение к природе, её богатствам тоже способствует сохранению здоровья. Об этом свидетельствуют тексты, содержащие описание природы. Сила воли и любовь к жизни, взаимовыручка, желание достичь чего-то тоже служит верным залогом стремления к сохранению здоровья. Часто не богатство, полученное без особых усилий, а трудолюбие, мастерство и упорство помогают выжить. Этому учит сказка «Два мороза». Умение сопереживать, быть человеком иногда помогает перебороть страх и из труса стать героем. И.Бутмин «Трус». Умение сопереживать, приходить на помощь в нужную минуту может не только спасти жизнь, но и вылечить, научить чему-то. А.Седугина «Речные камешки», А.Митта «Шар в окошке». Уже в начальной школе у детей необходимо воспитывать силу воли, терпение, умение находить из любой жизненной ситуации. И стоит, поэтому не раз возвращаться к известной сказке А.Пантелеева «Две лягушки». Взрослые должны помочь детям не бояться докторов и больниц. Этому посвящена неподражаемая стихотворная сказка К.И.Чуковского «Айболит». Рецепты здоровья заложены в мудрости нашего народа, передаваемой из поколения в поколение. Этому учит русская народная сказка «Каша из топора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова».  Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....

Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.

Чтение, по словам выдающихся учёных, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают...

Личный опыт работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Представляю обобщение личного опыта по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...

Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения

laquo;Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентно...

"Формы, методы и приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах"

Формы, методы и приёмы работы с текстом  на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах...