СИПР для детей с ТМНР
рабочая программа по теме

Грачева Светлана Николаевна

Специальная индивидуальная программа развития для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_variant_d.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

_______________________________________________________________________________

                                                                                                         

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

(вариант D)

обучающегося

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(2 занятия в неделю, 68 занятий  в год)

                                     

                                                         Ответственный за реализацию программы:

                                        Учитель –дефектолог  Грачева С.Н.

                                                                     

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать _________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________

Выписка из анамнеза___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный,  коммуникативный барьер)___________________

_____________________________________________________________________________

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание инструкции ________________________________________________________

Работоспособность_____________________________________________________________

Общая и мелкая моторика_______________________________________________________

Внимание ____________________________________________________________________

Память _______________________________________________________________________

Мышление ___________________________________________________________________

Речь _________________________________________________________________________

Осведомленность о себе и ближайшем окружении__________________________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие времени _____________________________________________________________________________Ориентировка в пространстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенсорное развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Элементарные математические представления_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Предметно-практическая и продуктивная  деятельность______________________________

_____________________________________________________________________________ Заключение  учителя-дефектолога________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата_________________________________

Подпись специалиста___________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D)».

        Программа разработана в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариантD) .  Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел специальной  индивидуальной образовательной программы

Количество занятий

1

Ознакомление с окружающим миром

17

2

Формирование предметно-практической деятельности

17

3

Формирование элементарных математических представлений

17

4

Коммуникация и развитие речи

17

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем – дефектологом 2 раза в неделю  по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

        Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

 Обращать  внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком  из тарелки в коробочку.

 Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать из на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук.  Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать  на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии.    Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей  к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать  у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;

Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ                        ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
  2.  Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
  3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
  4. Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

  • выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
  • показывать на себе части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
  • соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
  • выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Я, ____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации,  регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств,  связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка,  предупрежден(а).

Подпись родителя ______________________________________________________

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Период занятий

I триместр

II триместр

III триместр

За год

Количество пропусков

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

 

Дата окончания обучения ______________   Подпись родителя ____________________

                                                                             Подпись специалиста_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование физической активности детей с ТМНР в организации учебно-воспитательного процесса СКОУ.

В статье раскрывается материал о спортивной игре Бочча. Бочча - Паралимпийский вид спорта, игра с мячами, одна из самых доступных для детей с ТМНР. Благодаря этой игре развиваются многие физические ка...

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

Пример СИПРа для ребёнка с тмнр

СИПР для ребенка с ТМНР, с тяжёлым вариантом развития. В СИПРе отражены основные предметы, 3 коррекционных курса и компетенции, которыми ребёнок сможет овладеть в течение года. Также дана характеристи...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

Использование пиктограмм, как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести.

Использование пиктограмм,  как одна из формы работы по развитию речи детей с ТМНР, в том числе у детей с интеллектуальным нарушением различной степенью тяжести....

СИПР для учащихся с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми ...