конспекты ознакомления с неживой природой
план-конспект на тему

Сорокина Ирина Геннадьевна

"Сравнение свойств песка, глины и камня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sv-va_vody_gliny_kamney.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение свойств песка, глины и камня. (подготовительная группа)

Автор: воспитатель первой квалификационной категории Сорокина И.Г.

Цели занятия: 

  • Закрепить знание детей об  основных свойствах песка, глины и камней путём эксперимента;
  • Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; 
  • Развивать умение работать с коллекцией камней, с лабораторным оборудованием;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сухой песок в мисках (по одной на каждый стол), на подносах: комки размоченной глины, камешки на каждого ребёнка, влажные салфетки, лупы; ложки (по одной на стол), 3 большие  банки с водой на каждый стол; доска, полотенце, молоток, кусок сухой глины; пипетки, блюдца с цветными салфетками, розетки с водой; миски для убирания материалов с блюдец; коллекция предметов из стекла, глины и драгоценных камней; коллекция камней.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети,  во-первых, к нам сегодня  пришли гости, поэтому давайте в самом начале поздороваемся со всеми … и будем продолжать.

  1 часть. Мы сегодня с вами будем совершать открытия, а это лучше всего делать в НИИ, т.е. в научно исследовательском институте.  

 В каждом НИИ обязательно есть лаборатория.

  • Что такое лаборатория? (Комната, где проводятся опыты).

Воспитатель: Правильно. А теперь отгадайте загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит,

В пыли на дороге не нужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится он тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжёлым, большим, одному не поднять!

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

                                                (камень)

                                    Отгадайте вторую загадку:

Гончар для меня  разведёт жаркий пламень

Сухая, я твёрдой бываю, как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушку, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята, кто я такая?

                                                (глина)

                                            И теперь – третья загадка:

Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал / Песок /!

                                                (песок)

Воспитатель: правильно, мы сегодня будем работать с песком, глиной и камнями.

Ребята, мы с вами ходим по нашей планете Земля, а

  • что у нас с вами под ногами?

Почва.

Воспитатель: Правильно.

  • Как называется почва, если в ней большое количество песка? Глины? Камней?

Сначала мы поработаем в исследовательской лаборатории.

Садитесь за столы.

Давайте их сравним.

1 опыт. (На столах песок сухой, глина размоченная, камни сухие).

Сначала рассмотрим с помощью лупы:

- Из чего состоит песок?

- Из чего состоит глина?

- Из чего состоит камень?

Исследуем на ощупь.

- Что можно сказать о них.

- Какая поверхность.

- Температура материала.

- Цвет.

- Звук при падении.

- Имеет ли форму.

2 опыт. Теперь я предлагаю провести исследования наших материалов с помощью воды.

Попробуйте осторожно опустить в банку камень, глину и песок. И посмотреть,

  • что произойдёт?

Песка достаточно одной ложки.

Один опускает камень, другой глину, третий ложку песка. Это нужно сделать одновременно.

Трое  бросают, остальные смотрят.

Воспитатель:

  • Что произошло?

(камень быстро погрузился на дно банки, глина спокойно упала на дно, а частички песка медленно, как осенние листики опускались в течение какого то времени.

ВЫВОД.

  • Какой из материалов самый тяжёлый и почему?

3 опыт.

  • А как вы думаете,  какой из материалов прочнее?

Предлагаю проверить.

Молоток.

Песок рассыпался, глина раскололась, камень треснул.

Итак, вы были правы – камень самый прочный.

  • А почему? 

Молодцы.

Так как мы с вами давно сидим в лаборатории над экспериментами, а в любом научно исследовательском институте есть такой перерыв, который назывался раньше – производственная гимнастика, я вам тоже предлагаю немного размяться.

Физкультминутка.  (меняется лаборатория).

Воспитатель: теперь я предлагаю вам продолжить нашу работу  в экспериментальной лаборатории.

4 опыт.

Проведём ещё один эксперимент с водой.

Даю вам задание -  необходимо с помощью пипетки накапать воды на песок, на глину и на камень. Капать нужно осторожно, в самую серединку, чтобы вода попросту не стекла вниз.

Чтобы все материалы были в одинаковых условиях, мы даём им только одну минуту. А помогут нам в этом песочные часы.

Приступаем по команде.

Минута прошла, уберите аккуратно с салфеток материалы и посмотрите на салфетки.

  • Чья салфетка стала мокрой?

ВЫВОД.        

Песок быстро намокает и пропускает воду, глина должна постоять, прежде чем намокнуть, а камень – совсем не пропускает воду.

  • Почему?

(дружит -  не дружит с водой).

Воспитатель:

Вы молодцы. Мы проделали большую работу и узнали много нового и интересного о знакомых нам уже материалах.

Люди давно знают обо всех этих свойствах и поэтому давно используют. А вот где?

  • Где используют песок?
  • Где используют глину?
  • Камень?
  • Какие вы  знаете камни?

Поделочные, каменные руды, отделочные, драгоценные.

Мы приготовили для вас небольшую выставку камней и декоративных изделий, которую я предлагаю вам посмотреть.

  • Какие предметы в нашей коллекции сделаны из песка, из глины?

Вы говорили о поделочных камнях. Вот они перед нами.

Самые популярные из отделочных камней – это гранит и мрамор.

  • Почему? (прочные и красивые).
  • Что из них делают? (делают красивую отделку домов, памятники).

Воспитатель:

Гранит  мы видим на постаменте памятника Пушкину, мавзолее, могиле Неизвестного солдата.

Мрамором отделывают станции метро.

  • А что делают из драгоценных камней? (украшения для женщин и дома).
  • Какие драгоценные камни вы знаете? (изумруд, рубин, бриллиант).
  • Почему они так ценятся? (красивые и очень прочные).

А теперь посмотрите, какие они красивые.

Дети самостоятельно рассматривают ювелирные украшения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы в процессе ознакомления второклассников с окружающим миром

С переходом на новые образовательные программы по природоведению актуализируются все вопросы, связанные с освоением их содержания и эффективным внедрением в учебный процесс начальной школы. Это касает...

открытый урок ознакомления с окружающим миром "Связь живой и неживой природы"

Урок-проект предусматривает дать учащимся общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы....

Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой.

Выступление на педсовете по теме "Развитие познавательной активности ребёнка в процессе ознакомления с живой и неживой природой....

Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс

Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....