Проблемы формирования вычислительных навыков в начальной школе.
статья на тему

Юлия Рэмовна Кузнецова


Рассмотрены приемы формирования вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Проблемы формирования вычислительных навыков в начальной школе.

    Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков. Вычислительная культура является фундаментом не только изучения математики, но и других учебных дисциплин.

     Сегодня, в век развития электронных средств вычислительной техники, задача формирования вычислительных навыков, казалось бы, отодвинулась на второй план. Возможность использования ЭВМ не мотивирует школьника на овладение им вычислительными навыками. Однако следует отметить, что умение пользоваться вычислительной техникой, как оказывается, тоже требует определённого уровня вычислительных навыков.

       В свою очередь вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами.

       Приобрести вычислительные навыки – это значит:

  1. знать конкретно для каждого случая, какие операции и в каком порядке следует выполнить, чтобы найти результат арифметического действия
  2. выполнять эти операции достаточно быстро

Вычислительный навык характеризуется:

  1. правильностью – ученик правильно находит результат арифметического действия, а значит правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём
  2. осознанностью – ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения
  3. рациональностью – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, которые легче других и быстрее приводят к результату.

Но нужно помнить, что рациональный приём для одного ученика не всегда рационален для другого. Поэтому рациональность можно заменить на эффективность. То есть ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный вычислительный приём с точки зрения методики, а более удобный для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящий к результату.

  1. Обобщённостью – Ученик может  применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести этот приём вычисления на новые случаи.

  1. автоматизмом – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций.
  2. прочностью – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на долгое время

 Работа  над  формированием  вычислительного  приёма  проходит  в несколько этапов.

 Рассмотрим эти этапы на фрагменте урока математики, проведённого  в 1 классе.

 Тема урока «Вычитание  из числа 8»

    1 этап:   Подготовка  к  введению  вычислительного  приёма.

 Создаётся  готовность к  введению  вычислительного  приёма.

     На  данном  уроке  это:

                              - Состав числа 8

                             - Правила  нахождения  неизвестного слагаемого

                           - Приёмы  вычитания 2 и 3

               Одним из возможных  заданий может быть математический диктант с последующей проверкой. В ходе проверки  активизируем  внимание  на числе 8 и вспоминаем его  состав. Подчёркиваю,что данное задание – это один из вариантов активизации необходимых для введения нового приёма  знаний.

  2 этап:   Создание  проблемной  ситуации.

В ходе  наблюдения  учащиеся выделяют  выражения, результат которых они уже могут найти, используя изученные вычислительные приёмы. А затем  выдвигают свои способы нахождения значений оставшихся выражений.

    3 этап:  Ознакомление с новым  вычислительным приёмом.

                На  основе  знания состава числа 8, составляем  числовое выражение на сложение с результатом 8. Используя, правила нахождения неизвестного слагаемого, появляются 2 выражения на вычитание.

  В результате наблюдения учащиеся констатируют факт, что значение одного выражения мы уже узнали.

  4 этап:  Формулировка  вычислительного приёма.

              - Что мы сделали сначала? ( вспомнили состав числа 8)

              - А потом? Используя правило нахождения слагаемого, находим  результат

              - Эта последовательность действий, мы назовём АЛГОРИТМОМ.

 

  5 этап:  Закрепление вычислительного приёма и выработка вычислительного навыка.

 Здесь представлено только одно задание, их может быть больше.

    Входе наблюдения учащиеся осуществляют перенос полученных знаний на новые случаи.

 

 При  выборе  способов  организации  вычислительной  деятельности необходимо:

  • отдавать  предпочтение заданиям, в которых  доминирует познавательная  мотивация
  • ориентироваться  на  развивающий  характер  работы
  •  учитывать  индивидуальные  особенности ученика, его  жизненный  опыт, особенности детского  мышления
  •  строить работу, приводящую  к формированию  универсальных учебных действий: умению обобщать, проводить аналогии, осуществлять анализ и синтез

 На сегодняшний день, работая по любой системе обучения, учитель может  и должен организовать работу по формированию вычислительных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений

Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....

Формирование вычислительных навыков в начальной школе

Как формировать вычислительные навыки в начальных классах. Показатели вычислительного навыка.                     Формы работы на уроке: устный счет, ...

Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы

Обобщение опыта работы по формированию вычислительных навыков учащихся начальной школы...

Статья:Формирование вычислительных навыков в начальной школе.

В данной статье приводятся примеры работы на формированием устойчивого вычислительного навыка у учащихся начальной школы....

Формирование вычислительных навыков обучающихся начальной школы на основе современных пед.технологий в условиях реализации ФГОС

Формирование вычислительных навыков одна из наиболее важных проблем при обучении в начальной школе, так как от них зависит успешность обучения математике в школе. Эти навыки наиболее востребованы в жи...

Проверка вычислительного навыка в начальной школе

Представлены примеры для проверки вычислительного навыка учащихся 1-4 классов по разным УМК ( "Начальная школа 21 века, "Школа России", "Перспектива")....