Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки".
план-конспект урока (3 класс) на тему

Карпова Ольга Михайловна

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Дорожные знаки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа

 имени Героя Советского Союза Домникова В. М.»

п. Хомутово Новодеревеньковского района Орловской области.

Конспект урока

по окружающему миру

  в 3 «Б» классе

 

Тема:  «Дорожные знаки».

Учитель начальных классов: 

Карпова Ольга Михайловна.

2014 г.

 Тема урока: Дорожные знаки.

Цели и задачи:

Обучающие:  - познакомить  детей  с  характерными  группами  дорожных  знаков;  учить  различать  дорожные  знаки;  дать  представление  о  назначении  каждой  группы  знаков;

  • вспомнить правила безопасности на дорогах.
  • учить работать с книгой, учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их, учить сравнивать и обобщать, учить  работать  в  группе.

Развивающие:  - развивать память, внимание, логическое мышление, речь, кругозор детей, обогащать словарный запас.

  • познакомить учащихся с профессией инспектора ДПС.

Воспитательные:   - воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, чувство товарищества, находчивость, собранность.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

Личностные

  • Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения  
  • Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, честность, ответственность) (на протяжении всего урока)
  • Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству, дружбе, оказании помощи тем, кто в ней нуждается  
  • Развитие сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости.
  • Формировании установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умению противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Регулятивные:

  • Целеполагание (постановка учебной задачи — что известно, чему будем учиться) (в начале урока)
  • Контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и соответствующая коррекция)  
  • Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий.

Познавательные:

Общеучебные:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока)
  • Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока)
  • Структурирование знаний (итог урока)
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
  • Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля.  
  • Моделирование (модель знака на этапе изучения групп знаков и на этапе изобретения своего знака)

Логические:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков (анализ знаков)
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение логической цепи рассуждений
  • Доказательство (как безопасно переходить дорогу)

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Управление поведением партнёра — контроль, коррекция и оценка его действий.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Оборудование: 

  1.  презентация «Дорожные знаки»;
  2. картинки с дорожными знаками; названия групп дорожных знаков;
  3. простые и цветные карандаши,   листы бумаги с тестами;
  4. карточки  с тремя цветами светофора.

Ход урока.

1.Организационный момент. 

- Итак, мы снова отправляемся в путешествие по стране «Безопасности».

- Как ваше настроение?

- Вы готовы в путь?

- Тогда давайте возьмем за руки своего соседа по парте, подарим ему свою улыбку и пожелаем удачи.

Слайд 1.

2. Повторение пройденного.  

-Чтобы нам удачно передвигаться по этому городку, давайте вспомним, о чём говорили и что узнали на предыдущем уроке.

- Какие вредные советы вы придумали для пешеходов?

- Ребята, вы будете выполнять эти советы? Почему?

- Тогда давайте послушаем клятвы, которые вы потом дадите своим родителям.

3. Актуализация  знаний  и  постановка  целей  урока

  - Сегодня мы будем продолжать путешествовать по удивительному городку. Там всегда царит порядок, на улицах тихо и спокойно, потому, что живут там очень умные советчики, а кто они такие, сейчас вы попробуете отгадать.

(учитель читает стихотворение)

Мы поможем, мы расскажем

Честь по чести, что и как,

Мы дорогу вам  укажем,

Не дадим попасть впросак!

Чтоб машины не спешили,

Шёл спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

 Мы дежурим круглый год.

Слайд №2(изображения  дорожных  знаков)

- Что  объединяет  эти  знаки? (Это дорожные  знаки)

-   Посмотрите, сколько дорожных знаков у меня на доске. Это замечательное изобретение. Они понятны без слов жителям всех стран. Дорожные  знаки в разных странах  практически все одинаковые.  (на магнитной доске прикреплены беспорядочно различные дорожные знаки).

3 слайд

 

- Что  их  различает? (Цвет,  форма,  изображение)

-  Есть  ли  похожие  знаки?

-  Какие?

- Чем  они  похожи?

- Разделите  знаки  на  группы. (Три группы по форме: круглые, треугольные и прямоугольные; по цвету две группы: синие и красные; по содержанию две  группы: изображение транспортных средств и людей, предметов).

- Ученики выходят к доске и распределяют знаки по группам.

- Сколько  групп  знаков  получилось  и  как  можно  назвать  каждую  группу?

- Сформулируйте  тему  урока. ( Дорожные  знаки. Группы  дорожных  знаков)

- Какие  цели и задачи  поставите  перед  собой?  (Узнать,  правильно  ли  мы  разделили  знаки  на  группы;  узнать, как  называются  группы  знаков).

- Давайте проверим, правильны ли ваши предположения.

 

  1. Изучение  нового  материала

- Ребята, как  это  можно  узнать? (Определить  по  содержанию.

Посмотреть  и  прочитать  в  учебнике)

- Кто  скажет, какая  это  страница? (Страницы  14 – 17)

- Сейчас вы прочитаете о каждой группе дорожных знаков и простым карандашом подчеркните главную мысль и основные моменты.

Предупреждающие  знаки –?

Слайд №4(вывод о предупреждающих знаках и их изображения )

Запрещающие  знаки-?

Слайд №5(вывод о запрещающих знаках и их изображения)

Предписывающие  знаки –?

Слайд №6(вывод  о  предписывающих  знаках  и  их  изображения)

Информационно – указательные  знаки –?

Слайд №7(вывод  об  информационных  знаках  и  их  изображения)

Знаки сервиса-?  Что  такое  сервис?

Слайд №8(вывод  о  знаках  сервиса  и  их  изображения)

Какие  виды  услуг  знаете?

Общая схема знаков. (слайд №9)

Предупреждающие  знаки – это  знаки  треугольной  формы  с  красной  каймой.

Запрещающие  знаки – знаки  круглой  формы  красного  цвета.

Предписывающие  знаки – знаки  круглой  формы  синего  цвета.

Информационно – указательные  знаки – знаки  в  форме  синих  квадратов  и  прямоугольников.

Знаки  сервиса. Сервис – это  обслуживание

Позвонить,  поесть,  заправить  машину,  отдохнуть,  получить  медицинскую  помощь

- А вот так выглядел первый светофор.

Слайд № 10, 11 (первый светофор)

 

 5. Физминутка

                               У  учителя  три  сигнала  светофора – показываю

Расскажите, как  выполнить  физминутку  с  этими  сигналами?

Красный  сигнал – стой  на  месте,  жёлтый – хлопай  в  ладоши,  зелёный – шагай  на  месте

 

6.Закрепление пройденного.  

  1. Работа у доски.

- Давайте теперь еще раз обратимся к нашим дорожным знакам на доске и приведем все в порядок.

  1. Работа в тетради

-Чтобы  лучше  запомнить  цвет,  форму  и  назначение  групп  дорожных  знаков  я предлагаю  вам  открыть тетрадь и выполнить задание № 2 на стр. 9.

 

  1. Работа в группах. Знакомство с профессией инспектор ДПС.

 -Кого ещё вы видите на перекрёстках?  

Слайд № 12

(Чтение стихотворения учащимся)

Инспектор.

И уверен, и спокоен,

Он в мундире, словно воин.

Пост свой занял на дороге,

Чтоб порядок был тут строгий.

Ну, а если пешеход

Вдруг на красный свет пойдёт?

Он его тогда накажет,

А потом с улыбкой скажет:

- Тот в беду не попадает,

Кто порядок соблюдает.

 - Инспектор хочет вас проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками  дорожного движения.

(Дети  делятся  на  4  группы.

 -  А как надо работать в группе, чтобы вы могли найти ответы на интересующие вас вопросы? (слаженно, слушать друг друга, громко не разговаривать).

- Молодцы, думаю, у нас всё получится.

 Ответьте на вопросы:

 Групповая письменная работа.  (на листочках)

1. Дорожные знаки во всех странах

С) разные

З) одинаковые

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он

Н) пассажир

М) водитель

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это

О) предписывающие знаки

А) знаки сервиса

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д) красный треугольник с изображением человека

5. Предписывающие знаки имеют форму

А) круга

О) треугольника

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?

Г) с 10 лет

К) с 14 лет

- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое?  «ЗНАТОК»

- Я думаю, что инспектор вами доволен. Вы все знатоки.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по городку Знаков,  а по стране «Безопасности» наш путь ещё продолжаться, но на следующем уроке.

- Давайте вспомним, какие  задачи  вы  ставили  перед  собой  в  начале  урока? (Узнать группы дорожных знаков, их предназначение.)

Нашли  ответы  на  поставленные  вопросы?

 

Зачем  надо  знать  дорожные  знаки? (Чтобы обеспечить свою безопасность на дороге).

 Слайд № 13

- Что больше всего вам запомнилось? 

- Я хочу узнать, насколько мудрыми вы стали. Об этом мне скажут лучики, которые появятся у нашего солнышка: желтый  лучик – “Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!”; красный  лучик – “У меня многое получилось, но я немного сомневаюсь в своих знаниях”;  оранжевый  лучик – “Мне трудно. Стоит подучить”.

 - Спасибо за урок. Пусть ваш путь будет всегда счастливым!

8. Домашнее задание.

Слайд № 14

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Учебник стр. 14-17, рабочая тетрадь стр. 11 №3, 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

ТКУ урока по окружающему миру 3 класс на тему "Дорожные знаки"

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Дорожные знаки" 3 классУМК "Школа России"...