РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ кружок "АБВГДейка"
рабочая программа на тему

Кугушева Ольга Викторовна

Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ                                                                                                        

Кружок «АБВГДейка»

                     социально-педагогической направленности

                                                           Составитель:

     Педагог дополнительного образования                                  

                                          Кугушева Ольга Викторовна

                                                           Возраст обучающихся: 6-7 лет

                                  Срок реализации: 1 год

     

                                       

                                                          г. Москва

                                                                2015

                                              Пояснительная записка

                       Направленность образовательной программы

Рабочая программа «АБВГДейка» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Развитие речи детей — одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает не только развитие интереса к чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности. Именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и др.

Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» (автор Колесникова Е.В.)  -  результат многолетней работы автора с детьми. Она является парциальной и решает одну из задач речевого развития ребенка — овладение элементами грамоты.

Программа «Математические ступеньки» для детей дошкольного возраста обеспечивает успешное умственное развитие.

Новизна авторского подхода заключается в следующем:

1.         Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе.

2.         Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами в дошкольных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, родителями дома.

3.         Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели образовательной деятельности.

4.         Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

     Цель программы —

     определить:

-        задачи и направления подготовки детей к усвоению грамоты в разных возрастных группах в дошкольных образовательных учреждениях, с учетом достижений в области педагогики и психологии, с сохранением традиций общественного дошкольного воспитания;

-        инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;

-        содержание, объем, порядок изучения программного материала с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

- условия ее реализации.

Задачи программы:

- формировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое слово, предложение, и как они строятся.

- познакомить со звучащим словом, его протяженностью. Воспитанники овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;        

- познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на   слоги. Воспитанники усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.

- развивать фонематическое восприятие и формирование устной разговорной речи.

 Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и ка-чественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Наряду с основными задачами решаются задачи по подготовке руки ребенка к письму на каждом возрастном этапе с учетом его психолого- возрастных особенностей:

- развивать мелкую моторику (умение управлять пальцами рук);

-  развивать графические навыки.

 Занятия по математике направленны на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Содержание программы обеспечивает:

-         личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;

-         развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;

-         формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).

Отличительные особенности ОП от уже существующих программ.

Содержание программы отбиралось таким образом, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутого в процессе дошкольного обучения.

При отборе содержания учитывались возрастные и психофизио-логические особенности детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.

Программа основывается на содержании «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. Е. Журовой.

Вместе с тем в нее включены более сложные задачи.

Это ознакомление детей с моделированием, со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения, включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов, родителей.

В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка, а не дублируют школу.

Сроки реализации ОП . 

Программа «АБВГДейка» предлагает систему адаптационных занятий и предназначена для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях. Срок реализации ОП- 34 недели. Данная программа может быть использована родителями при подготовке ребенка к школе.

Состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»» и «Математические ступеньки».

В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Формы и режим занятий.

Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Отдельные упражнения, представленные в рабочих тетрадях для детей, могут быть использованы как элемент коммуникативной деятельности (5—6 минут).

Программа предусматривает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.

Приоритетной формой организации детей в непосредственно организованной деятельности является объединение их в группы (12-15 человек).Это позволяет удовлетворить стремление детей к совместным действиям и эмоциональным переживаниям.

    В течение учебного года планируется проведение 68 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. Длительность занятий: 30 минут с 10 минутным перерывом.

Ожидаемые результаты по программе «От слова к букве».

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуется следующими показателями:

•         сформированность представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять пору-чения;

•         наличие представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении (без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;

•         проявление заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

•         владение планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу.

Ожидаемые результаты по программе «Математические ступеньки».

Знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Контроль за усвоением материала проводится в конце учебного года. С этой целью в методических пособиях разработаны показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа, графических навыков.

Формы проведения итогов реализации ОП.

В течении учебного года проводится тестирования воспитанников, беседы с родителями.

В конце учебного года (май) проводится открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующей ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.

                                                «От слова к букве»

                                              Учебно-тематический план.

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Знакомство с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

        -

2. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие.

1 ч

1 ч

-

 I.Развитие речи.

6 ч

4 ч

2 ч

II.Звуки и буквы.

20 ч

10 ч

10 ч

III. Художественная литература.

6 ч

-

6 ч

                                                               Всего:

34 ч

Содержание курса «От слова к букве».

I Развитие речи.

Теория.

Беседа по картинке:

совершенствование общих речевых навыков;

составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Практика.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов.

Диалог, монолог, косвенная речь.

II.Звуки и буквы.

Теория.

Предложение и слово:

членение речи на предложения;

членение предложений на слова;

членение слова на слоги с использованием графических схем.

Слог и ударение:

деление слов на слоги;

определение количества слогов в слове.

представление о звуках;

различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

Практика.

обводка и штриховка контуров;

знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

III. Художественная литература.

Практика.

Сказка:

пересказ сказки;

соотносить содержание текста с изображением на картинке;

отвечать на вопросы;

ставить вопрос к тексту;

придумывать необычный конец.

Рассказ:

пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

соотносить содержание текста с изображением на картинке;

отвечать на вопросы;

ставить вопрос к тексту;

                      Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

№     занятия

Содержание

Кол-во       часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

1

Устная речь. Предложение. Слово.

1

          05.10

2

Звук.  Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

         12.10

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1

       19.10

4

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1

        26.10

5

Выделение первого звука в словах. Рассказы М. Пришвина и В. Бианки

2

        02.11

6

Звуки [а], [у]. Схема предложения.

1

         09.11

7

Звук [ы], [о] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1

         16.11

8

Звук [и]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1

         23.11

9

Звук [э]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

         30.11

10

Звук [я].  Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

         07.12

11

Звук [ю]. Пересказ прочитанного11 текста по наводящим вопросам.

1

         14.12

12

Звуки [е], [ё]. Рассказы о животных.

1

         21.12

13

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1

         28.12

14

Звук [м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

         11.01

15

Звук [н –н']. Драматизация сказки «Теремок».

1

         18.01

16

Звук [р –р’]. Рассказ «Моя семья».

1

         25.01

17

Звуки [в-в’], [ф-ф’]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1

         01.02

18

Звуки [з-з’], [с-c’]. Гласные и согласные звуки.

1

        08.02

19

Звуки [ш], [ж]. Стихи о весне

1

       15.02

20

Звуки [б-б’], [п-п’]. Буквы Б б, П п. Составление рассказа-описания

1

       29.02

21

Звуки [д- д’], [т-т’]. Буквы Д д, Т, т. Составление рассказа на заданную тему.

1

       14.03

22

Звуки [г-г’], [к-к’]. Буквы Гг, Кк. Составление рассказа-описания.

1

       21.03

23

Звуки [х-х’ ц]. Буквы Х х,Ц ц.

1

       28.03

24

Звуки [щ’], [ч’], [й]. Буквы Щ щ, Ч ч, Й й. Рассказы о весне.

1

       04.04

25

Ь и Ъ знаки. Драматизация сказки «Колобок»

1

      11.04

26

Повторение по теме: «Алфавит»

2

      18.04

      25.04

27

Резерв

6

        май

Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.: Просвещение, 2013

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

                                          Учебно-тематический план.

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 Основные разделы курса

I. Арифметический

16 ч

6 ч

10 ч

II. Геометрический

4 ч

2 ч

2 ч

III. Содержательно-логический

14 ч

-

14 ч

                                                               Всего:

34 ч

 

     

                        Содержание курса «Математические ступеньки».

I. Арифметический.

Теория.

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Практика.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

II. Геометрический.

Теория.

Сравнение :

- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Практика.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

III. Содержательно-логический.

Практика.

Здания на развитие: внимания, памяти, воображения, мышления.

Диктанты: зрительные, слуховые.

Выполнение заданий: выделение существенных признаков, выявление закономерностей, проведение анализа, синтеза, сравнения.

                       Календарно-тематическое планирование предмета

 «Формирование математических представлений»

№ занятия

         Содержание

Кол-во часов

           Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

1

Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева.

1

    07.10

2

Столько же. Больше, меньше.

1

    14.10

3

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

1

    21.10

4

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

4

    28.10

    11.11

    18.11

5

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

1

   25.11

6

Число и цифра 1.

1

   02.12

7

Число и цифра 2. Пара.

1

   09.12

8

Число и цифра 3.

1

   16.12

9

Равенство.

1

   23.12

10

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

1

   13.01

11

Число и цифра 0.

1

   20.01

12

Сложение.

1

   27.01

13

Число и цифра 5.

1

   03.02

14

Вычитание.

1

   10.02

15

Запись выражений на вычитание и сложение.

1

   17.02

16

Запись и решение равенств.

2

  24.02

  02.03        

 

17

Число и цифра 6.

1

   09.03

18

Число и цифра 7.

1

   16.03

19

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

1

   23.03

20

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

1

   30.03

21

Решение задач с помощью рисунков.

2

  06.04

  13.04

          

22

Число 10.

1

  20.04

23

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

1

  27.04

24

Части суток, их последовательность.

1

   04.05

25

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

1

   11.05

26

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

1

   18.05

28

Резерв

3

   май

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013

 Материально-техническое и методическое обеспечение кружка «АБВГДейки».

Обеспечение программы материально-техническими средствами:

- Компьютер;

- интерактивная доска;

- Компьютерные развивающие программы, фильмы;

- Аудиоматериалы;

- Компьютерные презентации по содержанию образовательной деятельности;

-  математические и геометрические игры-тренажеры;

- линейки, карандаши.

Обеспечение программы дидактическими и лекционными материалами.

В работе используется демонстрационный и раздаточный материал по тематическому плану кружка.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.  

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 223.  

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. — С.  

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

По д л асы й И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования / Сост. Н. А. Федосова, 3. Ф. Бурде-нюк.

— М.: АПКиПРО, 2004.

Федосова Н. А. Концепция новой четырехлетней начальной школы. — М.: ИОО Минобразования РФ, 2000.

Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. — М.: АПКиПРО, 2000.

Федосова Н. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием — основа успешного обучения в школе. Концептуальные подходы. Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Сборник нормативных документов, практических рекомендаций и материалов из опыта работы ДОУ и ГОУ СОШ ЮАО. — М., 2005. — С. 17—24.

Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 123—263.

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Симфония творчества»

  Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинал...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Спортивные и подвижные игры" (возраст детей: 8-10 лет)

Достоинство программы заключается в том, что она способствует физическому оздоровлению детей, профилактике простудных заболеваний, доступна для детей из семей со средним достатком, является альтернати...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" (1 -4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

Развитие творческих способностей – одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. У детей слабо развита зрительная и слуховая память, внимание, воображе...

Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра"

Рабочая программа дополнительного образования детей объединения "Палитра" рассчитана на 144 часа в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.Занятия проводятся с детьми 10-11 лет ( третий г...