Программа групповой диагностики для 4 х классов
методическая разработка (4 класс) на тему

Канторова Елена Владимировна

Используемая в программе методика диагностики структуры интеллектуального развития школьников разработана на основе многоцелевого критериально-ориентированного группового интеллектуального теста (ГИК). Данная методика содержит задания адаптированного варианта теста, который характеризуется высокой надежностью и применяется в образовательных учреждениях для диагностики умственного развития при переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_diagnostiki_4_klassy.docx182.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа диагностики 4 классов

Содержание программы:

  1. Введение, цели и задачи программы.
  2. Критерии диагностики, рекомендации процедуры проведения.
  3. Обработка и представление результатов диагностического исследования.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Приложения.

1. Введение, цели и задачи программы

Используемая в программе методика диагностики структуры интеллектуального развития школьников разработана на основе многоцелевого критериально-ориентированного группового интеллектуального теста (ГИК). Данная методика содержит задания адаптированного варианта теста, который характеризуется высокой надежностью и применяется в образовательных учреждениях для диагностики умственного развития при переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый.

Целью диагностики является получение информации для использования при составлении рекомендаций по индивидуализации обучения.

Задачи диагностики:

  1. Подготовка рекомендаций родителям в выборе профильного направления при переходе в 5 класс.
  2. Определение возможных причин школьной неуспеваемости.
  3. Выявление структуры умственного развития обучающихся с целью контроля за эффективностью школьного обучения.

Контингент  - учащиеся 4х классов начальной школы в возрасте 10-11 лет.

Характер предъявления -  групповое, возможно подгрупповое и индивидуальное (отсутствующие в день проведения исследования).

Ограничения - подходит для детей с условно нормативным развитием.

2. Критерии диагностики, рекомендации процедуры проведения.

При проведении диагностики структуры интеллектуального развития школьников исследуются следующие критерии:

  1. Скорость понимания текста и осуществление инструкции.
  2. Уровень сформированности математических знаний, умение применять их в деятельности.
  3. Уровень умения оперировать грамматическими структурами, развитие лингвистических навыков.
  4. Уровень умения анализировать понятия, сравнения их на основе выделения существенных признаков.
  5. Уровень умения находить логические закономерности  при оперировании математической информацией.
  6. Уровень умения мыслить по аналогии.
  7. Темп деятельности.

Каждому критерию соответствует тестовое задание, адаптированное для применения с учетом условий работы данной образовательной организации.

Талица 1

Критерий

Тестовое задание

Скорость понимания текста и осуществление инструкции.

№ 1 «Исполнение инструкции»

Уровень сформированности математических знаний, умение применять их в деятельности.

№ 2 «Арифметические задачи»

Уровень умения оперировать грамматическими структурами, развитие лингвистических навыков.

№ 3 «Дополнение предложений»

Уровень умения анализировать понятия, сравнения их на основе выделения существенных признаков.

№ 4 «Сходство и различие понятий»

Уровень умения находить логические закономерности  при оперировании математической информацией.

№ 5 «Числовые ряды»

Уровень умения мыслить по аналогии

№ 6 «Аналогии»

Темп деятельности

№ 7 «Символы»

Правила и условия проведения диагностики:

1) Инструкции зачитываются отчетливо, достаточно громко, перед каждым заданием объясняется его пример.

3) Все задания выполняются одной ручкой или карандашом.

4) Время для решения каждого субтеста ограничено и регистрируется по секундомеру.

7) Помещение для диагностического исследования должно быть тихим, изолированным, исключающим помехи.

Время выполнения заданий:

  1. Исполнение инструкции                                3 мин.
  2. Арифметические задачи                                4 мин.
  3. Дополнение предложений                                4 мин.
  4. Определение сходства и различия понятий        2 мин.
  5. Числовые ряды                                                  3 мин.
  6. Установление аналогий                                2 мин.
  7. Символы                                                           4 мин.

ИТОГО:                                                                  22 мин.

Подготовка к проведению тестирования

Сначала педагог-психолог объясняет школьникам Значение диагностики. Примерное обращение к учащимся: «Мы предлагаем задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. При этом вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Старайтесь работать как можно лучше. Каждый (даже тот, кому в школе до сих пор не везло) имеет возможность показать, чего он может добиться. Задания наверняка вас заинтересуют, вначале они легче, а потом будут сложнее. Может быть, вам не удастся решить в установленное время все задания. Перед каждым типом задания я буду объяснять вам, как его решать. У нас есть одно правило: как только начнете работать, уже нельзя будет ничего спрашивать и оглядываться. Будьте очень внимательны и делайте только то, что я вам скажу.

Подготовьте карандаш (ручку) и положите его перед собой. Все остальное с парты уберите».

Педагог должен убедиться, все ли приготовили карандаши или ручки. Потом он говорит: «Сейчас я вам раздам листки с заданиями. Положите их перед собой, без моего разрешения не перелистывайте их. Напишите свою фамилию и имя и букву вашего класса.

После того как все дети написали сведения о себе, педагог говорит: «Переверните страницу — только одну. Ручки пока не трогайте. На этой странице написано «Тест 1».

Необходимо проверить, все ли правильно перевернули страницу, и осуществлять такую проверку перед выполнением остальных тестов.

Тест 1.

«Пока не берите ручки. Под названием «Тест 1» написана инструкция. Я буду ее читать, а вы внимательно следите по своей тетради. Затем по моей команде «Начинайте» вы будете выполнять задания. Старайтесь работать быстро и правильно. Прочитайте сначала все предложение, обдумайте, что в нем от вас требуется, и сделайте это. Работайте до тех пор, пока я не скажу «Достаточно».

Тест 2.

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 2». Под ним вопросы, Это задачи по математике. Решайте их быстро и правильно. Если не сможете в уме, считайте на полях бумаги. Начинайте».

Тест 3.

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано: «Тест 3». В предложения впишите недостающие слова. На место каждой линии надо вписать только одно слово». Объясните пример: «Ученик ... задачу. Какое слово надо вписать?Когда я дам команду, начинайте вписывать недостающие слова в предложения так, чтобы каждое предложение   имело   смысл.Помните, что в каждый пропуск можно вписать только одно слово. «Начинайте».

Тест 4.

«Читайте инструкцию. Если два слова имеют одинаковое или очень похожее значение, то напишите между ними букву «С», если у них разные значения, то напишите между ними букву «Р». Аналогично будете выполнять все задания. Начинайте».

Тест 5.

«Переверните страницу. Наверху написано: «Тест 5». Прочитайте детям инструкцию и разберите примеры. «Посмотрите на первый пример. Как сгруппированы эти числа? Какая цифра идет после 12-ти? ... А потом? ...» и т. д. «Дальше идут ряды чисел, каждый ряд составлен по своему особому принципу. Внимательно просмотрите каждый ряд, еще раз пересчитайте и на пустые места справа напишите два числа таким образом, чтобы ряд продолжался правильно. К каждому ряду припишите только два числа. Начинайте».

Тест 6.

«Переверните страницу. Наверху написано: «Тест 6». Далее следует прочитать инструкцию и разобрать примеры. Прочитав первый пример, говорите: «Вам надо выбрать одно из 4-х слов. Какое вы выберете?» Следующие примеры разберите аналогичным образом. «Как и в примерах, в следующих заданиях подчеркните то из 4-х слов, которое связано с третьим словом так же, как первое со вторым». Чтобы испытуемые не перепутали строчки и могли следить за ними, необходимо предложить им пользоваться линейкой.

Тест 7.

«Переверните страницу. Не трогайте ручки. Наверху написано «Тест 7». «В ключе нарисованы различные значки и под ними в квадратиках цифры от 1 до 9. Ваша задача — написать под каждым значком ту цифру, под которой этот значок находится в ключе. Не пропускайте ни одного квадратика. Номера значков ставьте в той последовательности, в какой они идут друг за другом. Будет ошибкой, если вы напишете сначала только единицы, потом — только двойки и т. д. Начинайте!».

В конце собираются тестовые задания, в протокол заносится дата, время и список учащихся, принимавших участие в диагностике.

3. Обработка и представление результатов диагностического исследования

При обработке результатов в первую очередь необходимо придерживаться следующих принципов.

  1. Каждое выполненное задание должно оцениваться или как правильное, или как неправильное.
  2. Если испытуемый исправил ответ, то оценивается исправленный.

Обработка отдельных тестов:

№ 1. Правильными признаются только те способы решения, которые обозначены в шаблоне ответов (приложение 3). Задания, в которых необходимо выполнить две или несколько инструкций, оцениваются как ошибочные, если хотя бы одна инструкция в этом задании выполнена неправильно. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 10%. Таким образом результат может быть в диапазоне от 0 до 100 %.

№ 2. Правильными признаются решения, которые обозначены в шаблоне ответов (приложение 3). Каждое правильно выполненное задание оценивается в 10%. Таким образом результат может быть в диапазоне от 0 до 100 %.

№ 3. Задание считается выполненным неправильно, если в предложении не хватает одного слова или хотя бы одно слово дополнено неправильно, или вписаны два слова вместо одного. Грамматически неправильное дополнение оценивается как ошибка. Ошибки правописания не учитываются. Наряду со словами, приведенными в образце, могут встречаться и другие, которые можно признать правильными, если они — синонимы. В некоторых предложениях в исключительных случаях встречаются индивидуальные решения, которые признаются правильными, если они по смыслу и грамматически верны.

 Каждое правильно выполненное задание оценивается в 10%. Таким образом, результат может быть в диапазоне от 0 до 100 %.

№ 4. За каждую правильно поставленную букву (Р или С) ученику начисляется 5%, однако при подсчете общего результата за выполнение субтеста из количества правильных решений вычитается количество ошибок. Таким образом, при правильном выполнении всех заданий субтеста ученик может получить максимальный балл, равный 100%. В то же время минимальный результат, равный 0 баллов, может быть получен учащимися при одинаковом количестве правильных и ошибочных решений. 0 баллов ученик получает и тогда, когда количество ошибочных решений превышает число правильно выполненных.

№ 5. При выполнении задания каждый арифметический ряд должен быть продолжен двумя числами. Если проставлено только одно число, то решение считается неправильным. Если ряд продолжен более чем двумя числами, то при оценке учитываются только два первых. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 10%, т. е. максимальный результат за выполнение данного теста составляет 100%.

№ 6. Успешным считается такое решение задания, когда из четырех слов ответа подчеркнуто правильное (приложение 3). Если из четырех слов ответа подчеркнуты два или больше слов и ни одно из них не обозначено каким-либо особым образом, то решение считается неправильным. За каждое правильно выполненное задание ученику начисляется 5%.

№ 7. При оценке выполнения данного теста количество правильных ответов умножается на константу 0,2 и результат округляется до целого числа. Так, если ученик правильно закодировал 102 значка, то его общий результат за выполнение теста равен 102X0,2 = 20,4, т. е. 20 баллам. Максимальный балл за выполнение данного теста составляет 200x0,2 = 40 баллов. Баллы переводятся в процент выполнения задания = баллы х 100 : 40

Анализ результатов

Далее подсчитывается процент правильно выполненных заданий как по каждому тесту в отдельности, так и по исследованию в целом. Проводится графическое изображение результатов на графике. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие проценту правильно выполненных заданий по каждому тесту. После нанесения точек вычерчивается график, отражающий индивидуальную структуру умственного развития школьника.

Результаты данной диагностики являются ориентировочным инструментом при составлении рекомендаций для родителей учащихся. При необходимости более детального изучения структуры интеллектуальной деятельности разрабатывается индивидуальная программа диагностики.

4. Методическое обеспечение

  1. Крайникова, Т.А. Переходим в пятый класс! Экспресс-диагностика готовности к обучению в основной школе: Практическое руководство для педагогов-психологов и учителей начальной школы  / Т.А. Крайникова. - М.: Генезис, 2015. - 96 с.
  2. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике  / И.Н. Носс. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 688 с.
  3. Пашнев, Б.К. Психодиагностика: практикум школьного психолога  / Б.К. Пашнев. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 317 с.
  4. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты: под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.
  5. Психология подростка. Полное руководство: под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.
  6. Самуокина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги  / Н.В. Самуокина. - М.: ИНТОР, 1997. - 192 с.

5. Приложения

Приложение 1

Образец согласия родителей на проведение диагностики,

Согласие родителей на психологическое сопровождение учащегося в ГБОУ СОШ № 587

Я (Ф.И.О. родителя) _________________________________________________________________ согласен, не согласен (нужное подчеркнуть) на психолого-педагогическое сопровождение моего ребенка _______________________________________________, учащегося _____ класса _____.

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

- психологическую диагностику;

- участие ребенка в развивающих групповых занятиях;

- консультирование родителей (по желанию родителей)

- при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;

Вся информация личного характера является конфиденциальной. Без письменного разрешения родителей информация о ребенке не предоставляется третьим лицам, кроме случаев, оговоренных Законодательством РФ. Информация может быть использована при составлении обобщенного заключения.

Подпись _____________________________  Дата _______________________________

Приложение 2

Бланки адаптированных тестов 1-7

Тест 1

Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.

 

1. Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8

2. Нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Шура __________Кира.

3. Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т

4. После самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.

5. Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.

6. Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___ глаза.

7. Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.

8. Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.

9. Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.

10. Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше, здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .

Задание 2

Ответь быстро и правильно на следующие вопросы.

  1. Сколько будет, если к 17 грушам прибавить 5 груш? _______ груш.

  1. Если разделить 28 яблок на 4 одинаковые кучки, сколько яблок будет в каждой кучке? _____ яблок.

 

  1. У Веры было 11 конфет. Ей дали еще 4 конфеты, 7 конфет она съела. Сколько конфет у нее осталось? _______ конфет.

 

  1. Велосипедист проехал 75 км за 5 часов. Сколько километров он проехал в среднем за один час? ________км.

 

  1. Сколько учеников в 8 классах, если в каждом классе по 40 учеников? _______учеников.

 

  1. Сколько учеников находятся в городе, в котором 20 школ, если в каждой школе 10 классов, а в каждом классе 25 учеников? ________ учеников

 

  1. Сколько мячей можно купить на 16 рублей, если 3 мяча стоят 4 рубля? _______мячей

  1. Я купил 2 кг помидоров и 4 кг клубники. 1 кг помидоров стоит 3 рубля, а 1 кг клубники – 2 рубля 80 копеек. Сколько я получил сдачи, если я дал продавцу 20 рублей? _________ рублей

  1. На заводе изготовили несколько машин стоимостью 29 000 рублей. Их продали за 32000 рублей. Продажная цена каждой машины больше ее себестоимости на 500 рублей. Сколько машин изготовили? _________машин

  1.  В бассейн помещается 600 куб. м воды. Если длина бассейна 20 м, а высота 3 м, какова его ширина? ________м

Задание 3

Напиши пропущенные слова в следующих предложениях. В каждый пропуск впиши только одно слово. Примеры: Ученик решает задачу. У лошади четыре ноги.

  1. Колхозники _________________ на полях.
  2. Суббота – предпоследний ____________________ недели
  3. Корова – полезное _____________________.
  4. Ребенок может быть мальчиком или ______________________.
  5. Весной ______________ вьют гнезда и __________________в них яйца.
  6. В книге,________________ я купил, было много цветных ___________________.
  7. Самую большую _______________ доставляет человеку хорошо сделанная ________________.
  8. ___________ завтра будет хорошая _______________, я пойду купаться.
  9. Во время дождя можно ___________ радугу только тогда, __________ светит ____________.
  10. ___________ начинается 1 января и _______________31 декабря.

Задание 4

Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.

Примеры: Большой Р маленький, мощный С сильный

Богатый

бедный

1

Милый

приятный

2

Быстрый

медленный

3

Все

ничего

4

Галоши

боты

5

Прямая

извилистая

6

Вопрос

ответ

7

Твердый

жидкий

8

Плоский

ровный

9

Лечь

встать

10

Любовь

ненависть

11

Ученый

необразованный

12

Далекий

близкий

13

Доброжелательный

завистливый

14

Часть

доля

15

Внутренний

внешний

16

Подлый

честный

17

Имущество

достояние

18

Позволить

запретить

19

Сходный

различный

20

Тест 5

Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд.

Примеры:

2      4      6      8      10     12        14       16

3      3      4      4      5         5        6        6

4

5

6

7

8

9

10

15

20

25

30

35

9

8

7

6

5

4

8

8

6

6

4

4

4

8

12

16

20

24

9

4

8

4

7

4

2

5

8

11

14

17

25

25

22

22

19

19

7

8

12

13

17

18

1

2

4

8

16

32

Тест 6

Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой. Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.

Примеры:

ботинок: нога = шляпа: пальто нос видеть голова 

небо; синее = трава: растет  лето зеленая высокая

лампа

светить

печь

стоять комната греть стена

1

ехать

машина

лететь

вокзал самолет город  аэродром

2

оса

насекомое

гадюка

насекомое змея млекопитающее яд

3

соленый

соль

сладкий

кислый горький хлеб сахар

4

Россия

Москва

Венгрия

Прага Будапешт Урал Ярославль

5

рот

лицо

пятка

человек нога ходить тело

6

февраль

март

вторник

воскресенье месяц среда неделя

7

морковь

овощи

фиалка

одуванчик цветы долина пахучая

8

склад

товар.

гардероб

клуб гардеробщица пальто театр

9

рыба

вода

птица

хвост насекомое червяк воздух

10

3

30

40

100    1000     400    4000

11

дуб

листья

елка

пихта хвоя ствол дерево

12

фрукты

собирать

рыба

карп жарить ловить грузди

13

слушаться

похвала

шалить

наказание учитель ученик парта

14

часы

время

барометр

погода гроза давление шкала

15

картина

стена

люстра

потолок лампа хрустальный желтый

16

жара

пыль

дождь

облако лето солнце слякоть

17

коньки

лед

яхта

река воскресенье вода лето

18

художник

кисть

кузнец

черный огонь молот лето

19

есть

еда

пить

жажда чай завтракать напиток

20

Тест 7

В пустые клетки под каждым значком последовательно вписывай такие же цифры, которыми обозначены соответствующие значки в ключе.

БезИмени-1 copy

Приложение 3

Шаблон ответов задания 1-6

Тест

1

2

3 Предло-жения

4

5

6

Номер задания

1

1.8

1.22

1. работают

1 Р 11 Р

1. 10  11

1. греть11. 400

2

2.

2.7

2. день

2 С 12 Р

2. 40  45

2. самолет 12. хвоя

3

3. Р

3.8

3.животное

3 Р 13 Р

3.  3  2

3. змея 13. ловить

4

4. девочка

4.15

4. девочкой

4 Р 14 Р

4. 2  2

4. сахар 14. наказание

5

5. заходит

5.320

5.птицы, кладут

5 С 15 С

5.  28  32

5. Будапешт 15. давление

6

6. 2

6.5000

6.которую, картинок

6 Р 16 Р

6.  6  4

6. нога 16. потолок

7

7.  дерево,  утро

7.12

7. радость, работа

7 Р 17 Р

7.  20  23

7. среда 17. слякоть

8

8.нет =24

8.2,8

8 Если, погода

8 Р 18 С

8.  16  16

8. цветы 18. вода

9

.= В, да

9.6

9.видеть, когда, солнце

9 С 19 Р

9.  22  23

9. пальто 19. молот

10

10. 5

10.10

10.год, кончается

10 Р 20 Р

10.  64  128

10. воздух 20. напиток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса

Занимательная математика Рабочая программа групповых занятий для 4 класса...

Инструкция для проведения входной групповой диагностики

Инструкция для проведения входной групповой диагностики в 1 классе...

Инструкция для проведения входной групповой диагностики

Инструкция для проведения входной групповой диагностики в 1 классе...

Инструкция для проведения входной групповой диагностики

Инструкция для проведения входной групповой диагностики в 1 классе...

Инструкция для проведения входной групповой диагностики

Инструкция для проведения входной групповой диагностики в 1 классе...

Инструкция для проведения входной групповой диагностики

Инструкция для проведения входной групповой диагностики в 1 классе...

Рабочая программа группового занятия в 1 классе по русскому языку

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении истории развития русского алфавита, воспитывает чувство уважения...