Родительский лекторий
статья (1 класс) на тему

Журавлева Альбина Вячеславовна

 Беседы для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_lektoriy.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

                 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
  2.  Тест  «Какие мы родители?»
  3. Десять заповедей для мамы и папы будущего

первоклассника.

  1. Волевая готовность ребёнка к школе.
  2. Анкета для родителей « Готов ли ребенок к школе?»
  3. Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
  4. Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
  5. Развитие мышления детей дошкольного возраста.
  6. «Хорошо ли запоминает ваш ребенок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако практика показывает, что часто читающий, пишущий и считающий ребенок с легкостью снижает свои успехи. Почему так происходит?

 Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты и такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, восприятие.

 Цель нашего лектория: рассказать родителям о возрастных особенностях детей 6-7 лет, а так же о развитии таких познавательных процессах как, внимание, восприятие, мышление и память.

 Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс из 6 лекций:

  • Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста
  • Волевая готовность ребёнка к школе.
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
  • Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
  • Развитие мышления детей дошкольного возраста.
  • «Хорошо ли запоминает ваш ребенок».

Так же родителям предлагаются простейшие тесты для выявления уровня развития того или иного познавательного процесса и упражнения на развитие этих процессов. На каждый тест и упражнение прилагается наглядный материал.

Психологические особенности детей

 6 -7 летнего возраста.

Ваш ребёнок идёт в 1 класс. Вы счастливы и горды. И вы, естественно волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него дальнейшая школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет) вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок: ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью.

Вам, наверняка, знакомо, состояние ожидания, когда кончается важная часть жизни и предстоит что-то новое, неизвестное. На душе и печаль, и радость, и нетерпение и тревога. И если вам знакомо такое состояние, то вы легко поймёте своего ребёнка. Дети 6 -7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком конечно нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей. А чтобы его понять, необходимо знать физиологические и психологические особенности детей данного возраста.

Вашему ребёнку 6 лет. Средний рост мальчиков этого возраста от 112 см до 122 см, вес от 17 кг до 27кг. Девочки рост от 113см до 122см, вес от 18кг до 27,5 кг. У ребёнка от 5 - 7 лет совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программы действий. Происходят существенные изменения в органах и тканях тела, повышается физическая выносливость. Развиваются крупные мышцы, повышается работоспособность. У ребёнка появляются новые мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, возникают самые разные потребности, которые быстро сменяют друг друга. Особенности этих потребностей заключаются в том, что они переживаются как неотложное хотение (хочу сейчас и именно это). Утомление, повышающее эмоциональную возбудимость, усиливает импульсивную активность шестилеток, а скудный социально-нравственный опыт не позволяет им быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми. У детей происходит психологический переход от дошкольника к школьнику. В этот период меняется ведущая деятельность, объект познавательной деятельности, происходят новообразования возраста. Если у дошкольника ведущей деятельностью являлась сюжетно-ролевая игра, то уже у школьника является учебно-познавательная деятельность. Объектом познавательной деятельности являлись отношения, сейчас начала наук, если развивалась личностная (потребностно - мотивационная), то сейчас интеллектуально -познавательная сфера психики. Новообразования возраста: у дошкольника была потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль. То есть происходят изменения не только в физиологическом развитии, но и сильно изменяется психологическое развитие.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Прежде всего, необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённые блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но без них хозяйка обойтись не может. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности», что же это за продукты, без которых не может обойтись ребёнок?

Во-первых - это, прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую внутреннюю позицию школьника. Во-вторых - это интеллектуальная готовность (развитие мышления, памяти, внимания, воображения). В-третьих - это навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация.

Психологи на первое место ставят мотивационную готовность, то есть наличия у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание учится и желание пойти в школу существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что его сверстники тоже пойдут туда, потому, что дома слышал, что попасть в школу очень важно и почётно, потому что он приобретает новый социальный статус я - школьник, и наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.

Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё - и классы, и учительница, и систематические занятия - всё для них вновь, всё впервые. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника -обязанность перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интенсивную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за приготовлением уроков. Поэтому ваш ребёнок стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определённые права, например, на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он

ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, соблюдать правила и поведения школьника, иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника. Такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако если ребёнок часто слышал в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что идёт в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Если же вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь начните эту жизнь со следующего:

  • расскажите ребёнку, что значит быть школьником и какие обязанности
    появляются в школе;
  • на доступных примерах уже 5-летним детям можно показать важность
    уроков, оценок, школьного распорядка;

-        воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

  • воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
  • внимательно и заинтересованно относитесь к будущим занятиям в школе.
    Но это не значит, что надо после каждого занятия спрашивать, а что ты
    делал? Как вёл себя? Полезнее спросить: интересно ли тебе было, что нового
    узнал, чему ты сегодня научился, что открыл для себя и т. д.

Однако давайте рассмотрим и другой вопрос. Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца и тетрадки, это ещё не значит, что они готовы к учёбе. Дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как её ещё называют познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течении 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребёнок будет учиться в школе. В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника, то есть его стремление пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть, бегать вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице.

Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

Чтобы этого не произошло, определить отношение ребёнка к школе помогут

вопросы:

  1. Хочешь ли ты идти в школу?
  2. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  3. Как ты думаешь, с кем лучше учиться - в школе с учительницей или
    дома с мамой?
  4. Что делает учитель в школе?
  5. Для чего нужны парта и звонок в школе?

Если случилось, что после опроса вы выявили, что ваш ребёнок проявляет интерес к внешней стороне учёбы, значит готовность учиться в школе у него ещё не сформировалась, и школьная обстановка ему в тягость. Поэтому вы должны быть очень терпеливыми. Необходимо дождаться пока ребёнок сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению. Поэтому так важно для родителей в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где ребёнок должен в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения со взрослыми, сверстниками и даже с самим собой. И во многом от того, как вы сумеете настроить своего ребёнка, будет зависеть как он начнёт свою учёбу в школе.

Чтобы правильно оказать помощь своему ребёнку, надо прежде всего посмотреть на себя. Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли мы с нашими обязанностями воспитателей?

Тест «Какие мы родители?»

    Для того чтобы стать хорошими родителями мне хочется поделиться с вами 10 заповедями для мамы и папы будущего первоклассника. 10 заповедей.

Подводя итог нашей беседы, я ещё раз напомню вам требования к психологической готовности школьника. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе, к учёбе;

-        произвольного управления своим поведением;

-        выполнение    умственной    работы,    обеспечивающей    сознательное усвоение знаний;

-        установление  со  взрослыми  и  со  сверстниками  взаимоотношений определяемых совместной деятельности.

КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
  3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
  4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и во все остановиться?
  5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
  7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
  9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10.        Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.

Менее б очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением  своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не дела крупных ошибок в воспитании, но всё же есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время  приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?


Десять заповедей для мамы и папы будущего

первоклассника.

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
  2. Определите общие интересы.
  3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
  4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствие
    посторонних.
  5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
  6. Чаще разговаривайте с ребёнком.
  7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
  8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
  9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

10.        Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах

Десять заповедей для мамы и папы будущего

первоклассника.

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.
  2. Определите общие интересы.
  3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.
  4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствие
    посторонних.
  5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.
  6. Чаще разговаривайте с ребёнком.
  7. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка.
  8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.
  9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

10.        Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах

Десять заповедей для мамы и папы будущего

первоклассника.

/. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.

Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».

2.        Определите общие интересы.

Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.

3.        Приобщайте ребенка к « экономическим проблема» семьи.

Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.

4.        Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в
присутствии посторонних.

Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).

5. Научите ребенка делиться своими проблемами

Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении

ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его

мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте

«всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот».

6.        Чаще разговаривайте с ребенком.

Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!

7.        Отвечайте на каждый вопрос ребенка.

Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно с справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.

8.        Постарайтесь   иногда смотреть па мир глазами вашего
ребенка.

Видеть мир глаза другого - основа взаимопонимания. А это означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!

9.        Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.

На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не, отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.

10.        Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.

Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок начинает принимать позицию «ты - мне, я - тебе».

Волевая готовность ребёнка к школе.

Ваш ребёнок приступает к систематическому школьному обучению. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страну чисел и слов, в прошлое и будущее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнёт понимать книги, написанные на иностранном языке. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет узнаваться, где-то потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребёнка к школе надо с 2-3 лет. Конечно, современная жизнь трудна, трудно за всем угнаться, в особенности женщинам. Но родителям следует открывать как можно больше миров своим детям: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий, мир исторических тайн и преданий, мир искусства. Ведь именно 1 класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием, как для ребёнка, так и для родителей. А самое главное - умения, навыки и запас знаний вашего ребёнка закладываются дома, ещё до школы. Можно смело сказать, что первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. О которой мы будем с вами говорить на наших занятиях. Сегодня мы будем говорить о волевой и коммуникативной готовности ребёнка к школе.

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка способностей ставить перед собой цель, принимать решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определённые усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

  Дошкольное детство - период, когда эмоции, чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении своих чувств, быстротой сменой настроения. Однако к концу дошкольного детства эмоционально-волевая сфера ребёнка изменяется - чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

К 6 годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия ещё недостаточно развиты: выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. Если задание трудно для ребёнка, он старается уйти от него, просит упростить, чтобы приложить минимум усилий. Или вовсе отказывается его выполнять. В этом случае важно не сорваться, не накричать на ребёнка, ведь он не виноват, что у него ещё что-то не получается. Здесь можно заключить договор. Этот договор может звучать так: «Давай договоримся, что сейчас, в течение пятнадцати минут, ты можешь делать всё, что тебе захочется, но потом мы сядем и вместе выполним то, что у тебя не получается». Именно вместе, а не ты сам. Важно чтобы об этом договоре знали и другие члены семьи.

Наряду с волевыми качествами развивается и личное сознание, самооценка ребёнка. Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими детьми. Для 6-летних детей характерна завышенная самооценка. К 7 годам она несколько снижается. Развивается умение адекватно оценить себя в значительной степени, посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения.

Таким образом, к началу школьного обучения у ребёнка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоционально-волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно-значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Психолог Д. Б. Эльконин выделил следующие параметры необходимые для успешного овладения учебной деятельностью:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
    которые предлагаются в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
    воспринимаемому образу.

Если какой-то из этих параметров ещё не сформирован у вашего ребёнка, не расстраивайтесь. У вас ещё есть время, чтобы всё исправить.

Очень помогает развитию воли и самооценки режим, составленный вместе с ребёнком, учитывая при этом его индивидуальные особенности. Режим должен быть красочным, ярким. Туда можно поместить картинки, вырезанные или нарисованные самим ребёнком. Режим помогает организму приспособиться и легче справиться с возросшими требованиями и нагрузками. И в психологическом плане уже школьнику будет легче готовить себя к той или иной деятельности, выполнять требования, если всё заранее оговорено и определено. Он знает, что сейчас он сделает требуемое от него задание, а потом будет предоставлен себе и сможет заняться тем, чем хочет.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании. Если вы покупаете лего, то старайтесь, что бы в нем было как можно больше деталей, а в пазлах от 30 до 60 деталей.

Коммуникативная готовность проявляется в умении подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в      классе. Она предполагает способность включаться в детское сообщество, действовать   совместно   с   другими   ребятами,   в   случае   необходимости  уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Ребёнок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать или защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Нельзя во всем потакать и защищать своего ребёнка, а при этом обвинять других. Не следует кричать и угрожать другому ребёнку, не разобравшись в данной ситуации с помощью учителя или других специалистов школы. Ведь у того, кто обидел вашего, есть тоже родители. Поругав обидчика, вы ничем не помогли своему сыну или дочери, а наоборот развиваете в нём чувство неуверенности в себе, неумение постоять за себя, справиться или уйти от конфликта. Помните, что вы не сможете защищать и ограждать своего малыша от трудностей всю жизнь, когда-то и ему придётся встать на вашу защиту. И как он с этим справится, зависит от вашего умения объяснить и научить его находить пути выхода из конфликтных ситуаций. Народная мудрость гласит «Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому ребёнку то, чего не хотел бы, чтобы другие сделали твоему».

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Конечно, все эти качества могут быть сформированы недостаточно, но для успешного обучении в школе они необходимы. Поэтому важно наблюдать за поведением ребёнка. Если вы заметили, что ваш малыш ведёт себя вызывающе, не слушается родителей, неусидчив, драчлив, требует от окружающих выполнения своих желаний, обвиняет других в своих поступках, невнимателен - он агрессивен. Такому ребёнку необходимо постоянство требований. У такого ребёнка необходимо определить, что больше всего его интересует, и по возможности создать условия для проявления интересов. Для снятия агрессивности полезны задания, развивающие силу и объём внимания.

Если ваш ребёнок может делать несколько дел, за всё хватается и ничего не доводит до конца, эмоционально несдержан, у него часто меняется настроение - он гиперактивный. Такому ребёнку необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от него сосредоточенности. Он нуждается в «эмоциональном поглаживании», поддержке и чёткости предъявляемых требований. Но если ваши силы и терпение на исходе, то в этом случае необходимо обратиться к специалистам и чем раньше вы это сделаете, тем легче вам будет воспитывать и обучать вашего ребенка. Ведь болезнь легче предотвратить, чем лечить.

Уважаемые родители, первый год учёбы для ребёнка будет годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создать комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребёнком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы он любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?»,

«Чем занимались на уроке чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«Чем вас кормили сегодня в столовой?»,

«С кем ты подружился в классе?».

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье, в детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель
детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.        

Ребёнок не должен бояться ошибиться. Часто на уроке можно услышать от детей меня мама убьет если я неправильно напишу, меня не пустят гулять или что-то подобное. Невозможно научиться чему-то,
не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страх перед ошибкой.
Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, и радость познания. Помните: для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, - не ставьте одних в пример другим: они разные по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.        

 Помните: ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Ведь они привыкают к этим словам, а другие уже не воспринимают. Если дома на ребенка кричать за каждый пустяк, то когда учитель объясняет почему надо делать так, а не как он хочет, ребенок не принимает информации, потому что дома он привык только к принуждению. Проявляйте максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам.

Если следовать всем этим приёмам и методам то поверьте, что ваш ребёнок будет с радостью учиться.

И в заключении я хочу предложить вам анкету, в которой содержится примерный перечень тех знаний и умений, которыми должен обладать ребёнок, идущий в школу.


Анкета для родителей « Готов ли ребенок к школе?»

Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

Может ли ваш ребёнок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребёнок имеет «твёрдую руку»?

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собирать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребёнок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь,

лук?

Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Анкета для родителей « Готов ли ребенок к школе?»

Хочет ли ваш ребёнок идти в школу?

Привлекает ли его в школе то, что он там много узнает?

Может ли он заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточения в течение 30 минут, например, собирать конструктор?

Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых взрослых не стесняется?

Умеет ли он составлять рассказ по картине не короче, чем из пяти предложений?

Может ли ваш ребёнок рассказать наизусть несколько стихотворений?

Умеет ли он изменять существительные по числам?

Умеет ли ваш ребёнок считать до 10 и обратно?

Может ли ваш ребёнок решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

Верно ли, что ваш ребёнок имеет «твёрдую руку»?

Любит ли он рисовать или раскрашивать картинки?

Может ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем?

Может ли он собирать разрезную картинку из 5 частей за 1 минуту?

Знает ли ваш ребёнок названия диких или домашних животных?

Может ли он обобщать понятия, например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь,

лук?

Любит ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т. д.?

Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции


      Развитие внимания у детей дошкольного возраста.

Сегодня мы будем говорить о развитии внимания у 6-7 летних детей. И начать разговор на эту тему я хочу с одной ситуации, как папа учил своего 4-х летнего сына лазить по вертикальной лестнице. Дети пришли на площадку и вскарабкались на лестницу кто-то выше, на 7 ступеньку, кто-то ниже на 6. Один мальчик остановился на 4 ступеньке, и ни под каким предлогом не хотел подниматься выше, утверждая при этом, что ему не хочется забираться высоко. Похоже, отца это огорчило, и он решил помочь сынишке. Придя на следующий день на площадку, папа предложил мальчику Подняться всего на 1 ступеньку выше, чем вчера. Сынуля это охотно сделал, благо следующая ступенька была немного выше. Через некоторое время, когда новая 5 ступенька была освоена, папа предложил подняться ещё на 1 ступеньку выше, что мальчик сделал без страха и напряжения. Таким образом, была освоена 7, 8, 9 ступенька. Через некоторое время можно было наблюдать такую картину: 4-х летний малыш быстро забрался на самый верх лестницы и оттуда предлагал другим ребятам подниматься повыше, но теперь уже те дети отказывались, говоря, что не больно-то хочется карабкаться наверх. Маленькими шажками ребёнок продвигался вперёд, побеждая страх и неумелость, даже не подозревая об их существовании. Рост, развитие, формирование человека - процесс длительный, требующий терпения и кропотливой работы. Это котлетку можно сформировать быстро такой формы, какой захочется, и поджарить, а вот невнимательного человека превратить сразу в Шерлока Холмса невозможно.

Один из важнейших принципов работы по развитию внимания постепенность в ситуации безусловной успешности ребёнка. Часто мы просим ребёнка быть внимательным, но он не совсем понимает, что значит быть внимательным. Если попросить детей ответить на вопрос, что такое быть внимательным, то они ответят: быть внимательным - это тихо сидеть, не крутиться, не разговаривать. Попробуйте задать этот вопрос своим знакомым детям и взрослым. Очень мало людей, даже очень внимательных смогут объяснить, что они делают, чтобы быть внимательным, на какую такую кнопку нажимают.

Что же всё-таки означает слово внимание? Внимание - это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определённый объект внешний или внутренний. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольника (в их сознании фиксируется то, что ярко, эмоционально). Ребёнок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточится на чём-то одном, в частой

смене деятельности. С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослыми, начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения, необходимых для того, чтобы делать не-то, что хочется, а то, что необходимо. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже, если оно неинтересно. Развитие произвольности внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательного выполнения любого задания. Именно произвольное внимание приходит на смену непроизвольному к 6-7 годам. И произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких свойств внимания, как устойчивость, переключение, распределение.

Устойчивость внимания - это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Будущие школьники могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1-1,5 часа. Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость.

Объём внимания определяется количеством предметов, которые охватывает сознанием ребёнка.

Распределение внимания - это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и тоже время. Или это способность действовать сразу с 2 или несколькими предметами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предметами.

Переключение внимания - это сознательный переход от одного объекта к другому, или от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Устойчивость, переключение, распределение - это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость -отрицательные свойства. Положительные свойства внимания сочетаются с такими особенностями мимики, как спокойствие, сосредоточение и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей тела, устойчивость позы, организованность движений, жестов, немногословие, твёрдость и уверенность речи. Отрицательные свойства внимания сочетаются с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, эмоциями удивления, неуверенности тревожности. Так при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению с устойчивостью внимания.

Таким образом, развивая различные свойства внимания, мы можем повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Хороший уровень сформированности внимания у ребёнка означает ещё и развитие у него самоконтроля.

Упражнения:

  • Найди одинаковые.

- Найди различия.

  • Сколько здесь предметов.
  • Какие предметы нарисованы в фигурах.
  • Что изменилось.
  • Лабиринты.
  • Путаницы.
  • Дорисуй нужный знак.
  • Услышал лишнее, хлопни в ладоши.
  • 4 стихии.

Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста.

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о развитии восприятия и воображения детей 6-7 летнего возраста.

Практически всем существам от простейших до высших присущи такие качества, как ощущения. Они представляют собой осознаваемый или субъективно представленный результат переработки центральной нервной системой значимых раздражителей. Ощущение у человека в своём качестве и многообразии отражает разнообразие свойств окружающего мира. Ощущение выступает как первооснова для восприятия и познания живыми существами свойств окружающего мира. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые свойства предметов локализованы в пространстве. По итогам возникновения ощущения является чувство (например ощущение яркости и мы закрываем глаза, солёности и мы морщимся, громкости закрываем уши, ощущения высоты, равновесия и т. д.), в то время как в результате восприятия у нас складывается образ (яркость - солнце, прожектор, солёности - соль, солонка, гром - музыкальный центр, высоты -гора, высотный дом, равновесия - узкая дорожка циркач на канате). Этот образ, включает комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят необходимо, совершить какую-либо внутреннюю или внешнюю работу, направленную на его исследование с целью формирования образа. Например, покупая в магазине какой-то продукт, мы читаем его состав и в результате у нас складывается образ. Или дети, беря какой-либо незнакомый предмет, его исследуют, рассматривают, крутят в руках, пробуют на вкус. Способность ощущать дана нам и всем живым существам с рождения, способностью воспринимать наделены только высшие животные и человек. Восприятие формируется и совершенствуется в процессе развития и приобретения жизненного опыта. Итак, если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, то восприятие даёт целостный образ предмета или явления.

Восприятием называется психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Или ещё можно сказать короче, что восприятие - это отражение сознанием человека, предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств. Восприятие дано человеку для познания окружающего мира. Главный анализатор окружающего мира - глаза, с помощью которых человек видит. Чувство слуха проявляется благодаря органам слуха - ушам. Язык помогает нам ощущать вкус, пальцами рук, прикосновением кожи человек ощущает предметы - это осязание. Соответственно выделяют и виды восприятия - это зрительное, слуховое и осязательное.


Большую часть информации дети дошкольного возраста воспринимают с помощью зрения и слуха, поэтому важно при подготовке к школе обратить особое внимание на развитие зрительного и слухового восприятия.

Зрительное восприятие определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение чего-либо с доски, из книги или из других источников. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст или составить рассказ по картинке. К 6 годам познавательные процессы уже довольно развиты. Особо важную роль в этом играет усвоение ребёнком сенсорных эталонов (звуков гаммы, цветов спектра и т. д.) принятых в обществе. У 6 летних детей поступающих в 1 класс относительно сформированы все анализаторы на основе, которых продолжают развиваться все виды чувствительности.

Чрезвычайно   велика   роль   зрительных   ощущений   и   восприятии в деятельности 6летнего ребёнка: около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения. В этом возрасте дети уже хорошо различают цвет и форму предметов. Узнав название геометрических фигур, свободно оперируют соответствующими формами, находящихся в знакомых вещах.  «Дверь - это  прямоугольник,  абажур - шар» По  силуэту или незначительным  деталям  ребёнок  определяет  предмет  и  различает  его величину,   форму,   удалённость.   Значительные   изменения   к   6   годам наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Дети 6 лет всё чаще проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Они пробуют установить на что похож предмет и чем он отличается от имеющихся   у   них   представлений   о   разных   формах.   Опредмечивание характерное для детей раннего младшего возраста заменяется уподоблением (как «кармашек», как «калитка» - квадрат; овал - такой же как «огурчик», как «яичко» и т. д. Взрослый должен вовремя поддержать эту попытку ребёнка сравнивать, разобраться в формах окружающих предметов. В этом помогут такие упражнения как: Закрась фрукты, Найди квадрат, Найди фигуры, Дорисуй фигуры, Из каких фигур составлены рисунки, Раскрась карандашом разного цвета, Выбери предметы одинаковой формы. Для развития   пространственных   представлений предлагаются упражнения   в   составлении  рассказа используя слова: над, под, на, слева, справа, сверху, снизу. Здесь же   можно предложить задания такого вида: положи вилку слева от тарелки, а   ложку справа, поставь чашку на блюдце, вазу в центр стола и т. д.

Исследования показали, что сложные задачи на глазомер дети решают значительно хуже, чем на сравнение длины линий. Задачи на глазомер решаются 6-7 детьми лишь в случае больших различий между предметами. Причина этого низкий уровень овладения глазомерными действиями. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок пластилина, чтобы выхватило для лепки всех частей предмета. Развивается глазомер ребёнка и в аппликации, рисовании, бытовых действиях (найди две одинаковые картошки, два одинаковых яблока, помидора) и, конечно в играх.


Игра «Точный глаз» (с бусинками, со спичками, листы в книге), сколько пуговиц на рубашке, сколько картошек в кастрюле, блинов в стопке. Найди фигуру равную данной.

Более трудным для ребёнка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды). Ведь время не имеет наглядной формы, оно текуче, необратимо. Дети чаще опираются на более существенные признаки в определении времени (утро - «когда светло», когда «солнышко встаёт»). Но всё же дети оказываются способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. (Упражнения на развитие восприятия длительности временного интервала).

Огромным достижением ребёнка являются первые попытки установления связей между пространством, временем, количеством. Благодаря этому ребёнок решает сложнейшую интеллектуальную задачу -восприятия картинки. Он осмысливает взаимоотношения частями картинки и воспринимает изображение как нечто целое (целостность восприятия). Упражнения «Что не дорисовано?», «Узнай кто это?», «Чем залатать коврик?», «Через кружок рассмотреть рисунок». Все эти упражнения работают на развитие зрительного восприятия.

Сейчас я предложу упражнения на развитие слухового восприятия «Определи звуки», «Пиши кружочками», Чтение схем слов, игра «Чуткий слух».

Роль восприятия неоценима в овладении ребёнком навыками письма, чтения, счёта. Что должен уметь ребёнок 6-7 летнего возраста:

  • различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего
    мира;
  • характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа,
    слева, сверху, снизу...);
  • различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости;
  • классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету;
  • различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
  • мысленно находить часть целого;
  • достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие мышления детей дошкольного возраста.

Часто можно услышать от родителей, что мой ребёнок уже читает, считает значит он развит и готов к обучению в школе. Но это не так. Один из психологов сказал «что научить читать, считать можно и попугая, а вот научить мыслить, рассуждать можно только человека».

Подготовка ребёнка к школе сводится не только к учению чтения и письма, а в общем развитии его психических процессов. Сегодня мы поговорим о развитии мышления детей дошкольного возраста. Способность к мышлению формируется постепенно в процессе развития ребёнка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувствительную основу мышления. Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным процессом, его можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное преобразование действительности.

Развитие мышления ребёнка происходит постепенно. Поначалу оно в большей степени определяется развитием манипулирования предметами, Манипулирование, которое в начале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено и приобретает осмысленный характер. Пример: ребёнок 1 года жизни берёт в руки мячик или пирамидку, но он не знает, что с ними делать. Родители много раз показывают, что же с этими предметами надо делать и ребёнок понимает, что мячик можно кидать, катать, толкнуть ногой. Пирамидку же нужно собирать по цвету, по размеру.

Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление. Первые признаки его проявления можно наблюдать у ребёнка в конце 2 года жизни, ещё до овладения активной речью. Уже первые предметы действия ребёнка обладают рядом важных особенностей. Ребёнок сталкивается с предметами, созданными руками человека и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребёнка с предметами и способами их употребления.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Мышление ребёнка дошкольного возраста наглядно-образное, предмет его   мысли   -   предметы   и   явления,   которые   он   воспринимает   или представляет. У ребёнка 4-6 лет связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического действия с предметами, но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять объект, т. е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями, хотя широко используют слова. Это видно на одном из примеров. Детям в возрасте около 7 лет показывают два одинаковых шарика из теста. Ребёнок внимательно разглядывает оба предмета и говорит, что они равны. Затем у него на глазах один из шариков раскатывают в лепёшку. Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму. Тем не менее, они считают, что количество теста в лепёшке увеличилось. Бабочку они называют птицей, потому что она летает, а курица это не птица, потому что не летает и т. д. Дело в том, что наглядно - образное мышление детей ещё непосредственно и полностью подчинено их восприятию и поэтому они не могут отвлечься, от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. Наглядно-образное мышление — основная форма будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок учится пользоваться различными планами, схемами.

С началом обучения в школе у ребёнка не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся более полными точными. Ведь в этом возрасте ведущей деятельностью становится учение. Эти сдвиги выражаются в понимании всё более глубоких свойств, предметов в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновений новых мотивов познавательной деятельности. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают  силу логической необходимости.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается сначала в простейших формах словесно-логического мышления осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Это умение рассуждать, делать умозаключение в соответствии с законами логики. Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения, которым предстоит научиться ребёнку в процессе обучения.

Мыслительная деятельность протекает с помощью таких операций как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация.

Сравнение - это сопоставление вещи, явления и их свойства, выявляя при этом сходство и различие, что приводит к классификации.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выявления составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.


Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойств и отвлечения от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств.

Обобщение - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершаться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей, закономерностей.

Классификация - это деление целого на части по определённым признакам.

Для развития мышления можно использовать такие упражнения

Назови одним словом.

Чем схожи эти предметы и что их объединяет.

Из ряда слов выделить лишнее.

Найди закономерность и повтори.

Раздели на группы.

Найди недостающую фигуру.

Аналогии.

Деление целого на части.

Ответы на логические задачи.

Отгадывание загадок

«Хорошо ли запоминает ваш ребенок»

Память     можно    определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации.  Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.  Со стороны родителей и учителей бывает много жалоб на плохую память ребенка особенно в 1первом классе.  Первоклассник часто не помнит, что задано, на дом,  что нужно принести из школьных  принадлежностей на следующей день и многое другое.  В тоже время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает  рекламу, может точно пересказать просмотренный телесериал.  Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание,   а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.  Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации).   И долговременная память (воспроизведение через достаточно длительное время).   Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной. В зависимости, какие ощущения преобладают.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением   мнительных  образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти,   который носит название фотографическая память.   Вспоминая что-нибудь,   воспринятое  раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память - это    хорошее    запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков,   например    музыкальных, речевых.    Ребенок пытается запоминать словесную информацию (ребенок повторяет сообщение про себя)

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу -дошкольнику, он узнаёт на слух.

Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память это память на эмоциональные переживания.  Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него.  Например, всплывающее отрицательные эмоциональные переживания вызывают у ребенка нервозность,   скованность,   неуверенность при выполнении какой-либо деятельности.  А положительные эмоциональные воспоминания тонизируют ребенка, делают его уверенным в своих силах.  На эмоциональной памяти  основана  прочность запоминания материала:  то что ребенку эмоционально, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может его выучить. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение материала вообще невозможно и противоестественно для здоровья ребенка. Вот почему так важно ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Экспериментируйте дальше, вместе с ребенком. В естественном стремлении развивать память ребенка имейте ввиду, независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относиться к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут забыты ребенком – это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение.

Тесты для изучения различных свойств памяти

Тест №1 «Запомни слова»

Прочищайте ребенку 10 слов:  стол,  тетрадь,   часы, конь, брат, яблоко, собака, окно,   лампа,   огонь.  Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке 6-7 летний ребенок повторяет 5-6 слов.    Это показатель хорошей кратковременной памяти.

Тест №2 «Запомни фразы»

Оценка смысловой фразы.

Прочитайте ребенку фразы

1.Осенью идут дожди.

2.Дети любят играть

З.В саду растут яблоки и груши

4.В небе летит самолет.

5.Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить фразы, которые он    запомнил.  При этом главное - передать смысл каждой фразы,   дословно повторять не обязательно, если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте ещё  раз.   Ребенок 6-7 лет    справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Т е с т № 3 «Картинки»

Оценка зрительной памяти - кратковременной и долговременной. 

Покажите ребенку  по очереди 10 картинок, на каждой  изображен знакомый предмет.  Время показа каждой картинки 1-2 секунды.   После знакомства с 10 картинками,   попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет  значения. Повторы не учитывать,   так же и названные предметы которых не было на картинах.  Покажите картинки ребенку, которые он забыл.  Попросите вспомнить все картинки через 10 мин.  Отметьте результат. Затем предложите вспомнить через час.   Ребенок 6-7 лет обычно воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

Тест №4         «Запомни рисунок»

Ребенку показывают рисунок с изображением 9 разных фигур. Ребенок внимательно смотрит и запоминает фигуры. Потом ему показывают другой рисунок на котором есть 9 фигур из первого рисунка и ещё 6 других и просят показать 9 фигур из первого рисунка.   Время демонстрации первого рисунка 30 сек.  После этого данную картину убирают и показывают вторую картину. Эксперимент продолжают до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры,   но не дольше 1,5 минуты.

Т е с т № 5     «Оценка механической памяти и способности к осмысленному запоминанию»

Зачитывают пары слов,   ребенок должен постараться запомнить:

тарелка - суп        зима- снег

почта     - письмо          булка-мука
       карандаш- бумага          рыба- вода

буквы    - книга          дорога-машина

Затем зачитывать только первые слова,   а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитывают правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой  памяти.

Игра на развитие памяти

Игра  «Я положил в мешок»

В эту    игру    можно    играть    во    время    длительных    поездок. Игру начинает взрослый и говорит:   "Я положил в мешок яблоки".Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь:   "Я положил в мешок яблоки, бананы».  Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то своё.   И так далее.   В этих играх неважно кто победил, а важно чтобы ребенок развил способность вспомнить, получая от этого удовольствие.

Игра «Я – фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.  Ребенок несколько секунд внимательно рассматривает предметы, находящиеся на столе,   Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.  Так можно развивать у детей не только память, но и внимание. Помните!  всегда лучше запоминается, что интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в с...

Родительский лекторий. 1 занятие. "Детство"

Первое занятие знакомит родителей с понятием "детство", с плюсами и минусами развития ребенка на данном этапе....

Родительский лекторий "Школа здоровья"

Программа лектория  « Школа здоровья» рассчитана на учащихся начальных  классов. Программа реализуется с учащимися во внеурочное время 1 раз в месяц. Программа включ...

Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"

В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...

Родительский лекторий "Садимся за уроки"

Статья содержит рекомендации для родителей о том, как правильно помогать делать уроки ребёнку....