Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы
статья на тему

Березина Марина Сергеевна

В статье раскрывается значение иследовательской деятельности для поввышения мотивации к учебе, приведены конкретные примеры формирования познавательных компетенций учащихся  в процессе работы над исследованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Березина М.С.

                                                                               Учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №271 Красносельского района

Санкт–Петербурга им. П.И. Федулова

Роль исследовательской деятельности в развитии познавательной компетентности учащихся начальной школы.

Современная школа с ее проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям. Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, что трудиться непросто. Поэтому нелегкий учебный труд должен приносить удовлетворение, радость школьникам, желание вновь и вновь познавать новое. От этого зависит, потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонек. В своем выступлении, мне бы хотелось,  сегодня остановиться на вопросе реализации  компетентностного  подхода в начальной школе. Как, часто, мы с вами сталкиваемся, с той ситуацией, когда ребенок, пришедший в школу проявляет большой интерес к новому, увлекательному, захватывающему,  но постепенно этот пыл, со временем, теряется.

Образовательная среда школы нацелена на обеспечение развития и саморазвития учащихся в урочное и внеурочное время.

А ведь каждый ребенок, пусть самый маленький по- своему талантлив. Компетентностный подход в образовании помогает найти себя, раскрыть свои способности  и, я, с самых первых дней , ставлю перед собой цель - разглядеть, в ребёнке всё лучшее, что в нём есть и дать импульс к самосовершенствованию.

Чтобы не пропустить яркую индивидуальность и способствовать развитию познавательной компетентности учащихся, я использую в своей работе личностно – ориентированный подход, суть которого предполагает использование внутренних механизмов развития личности, когда акцент, переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Одним из способов для достижения данных целей может стать исследовательская деятельность учащихся, ведь исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение новых знаний, то учебное исследование, имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Проведение учебных исследований я рассматриваю, как особое направление в своей работе, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской и  познавательной активности детей. Организацию работы по исследовательской деятельности провожу во внеурочное время и  строю по трем направлениям в соответствии с программой внеурочной деятельности

«Учусь быть ученым»

Первый этап    ( первый класс)

С первых дней занятий мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Например: задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию, пользуясь Интернетом и т. д. В первом классе занятия носят пассивный характер. Сама рассказываю детям о том, почему, например, «Вредны газированные напитки?» или «Ест ли польза химических средств в уборке помещении?», а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций.

 (Например: «Газированные напитки. Вред или польза.», « Влияет ли  школьная на развитие личности ученика», Вредны ли вредные советы Григория  Остера?).

 На этом этапе выявляется группа детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых я, как  учитель, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться.

В первом классе занятия носят пассивный характер. Сама рассказываю детям о том, почему, например, «Вредны газированные напитки?» или «Ест ли польза химических средств в уборке помещении?», а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций.

 (Например: «Газированные напитки. Вред или польза.», « Влияет ли  школьная на развитие личности ученика», Вредны ли вредные советы Григория  Остера?).

Второй этап  ( второй класс)

         На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. а во втором классе в получение знаний идет методом поиска.
 Для того, чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги

Александр Ильич Савенков  “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”. 

Третий этап  ( третий, четвертый класс)

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения.

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы научиться определить понятие я применяю приёмы: описание, сравнение, различение, обобщение.

Также с детьми мы учимся классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами или  субъектами. («Влияние газированных напитков на здоровье младшего школьника», «Человек, который нас защищает»)

Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.

О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие «Гимназических чтениях, районных  в городских научно-практических конференциях для младших школьников». 

 Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного  

            мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс

          к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации,  

          самоконтролю и самооценке;

  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области

          своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать

          учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный

          основе с коллегами, родителями учащихся

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Она позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе «Маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители. 

Приложение №1

                              Тематическое планирование курса «Учись быть ученым»

I класс (33 часа)

Тема занятия

Количество часов

 1.

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

  1

 2.

Как можно изучать окружающий нас мир. Игра.

  2

 3.

Мы – исследователи. Игра.

  2

 4.

Учимся наблюдать. Экскурсия.

  3

  5.

Учимся проводить опыты. Игра.

  3

  6.

Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.

   2

7.

Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов.

2

8.

Книги – помощники исследователей.

2

9.

Когда компьютер становится нам другом.

2

10.

Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.

3

11.

Компьютер – наш помощник. Презентация.

3

12.

Учимся задавать вопросы. Игра.

2

13.

Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых)

2

14.

Работа в группе. Мини-исследование.

2

15.

Какие мы исследователи. Итоговое занятие.

2

                                   Тематическое планирование курса «Мы – исследователи»

2 класс (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое исследование?

2

2.

Как выбрать тему исследования

2

3.

Цель и задачи исследования

2

4.

Гипотеза исследования

2

5.

Организация исследования

2

6.

Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья)

4

7.

Наблюдение – доступный способ добычи информации

2

8.

Эксперимент

2

9.

Индивидуальное исследование

2

10.

Работа в паре

2

11.

Работа в группе

3

12.

Презентация

3

13.

Подготовка к защите исследовательской работы

4

14.

Защита работ

2

Приложение №2

 Тематическое планирование курса «Учусь быть ученым»

3 класс (34 часа)

 

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)

2

2.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

2

3.

Выбор темы, постановка цели и задач.

2

4.

Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

5.

Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами.

2

6.

Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации.

2

7.

Составления анкет, опросников, интервью.

1

8.

Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

2

9.

Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы.

1

10.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

2

11.

Отчёт по собранному материалу.

2

12.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

13.

Обобщение материала. Правила оформления  материала.

2

14.

Оформление работы на компьютере.

2

15.

Требования к оформлению работы.

2

16.

Подготовка текста защиты проекта.

2

17.

Подготовка презентации.

2

18.

Защита проекта. Выступление.

2

                                  Тематическое планирование курса «Учусь быть ученым»

4 класс (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)

1

2.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

2

3.

Выбор темы, постановка цели и задач.

2

4.

Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

5.

Выдвижение гипотез.

2

6.

Сбор материала.

2

7.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

3

8.

Обработка информации.

2

9.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

3

10.

Обобщение материала. Правила оформления материала.

2

11.

Отчёт по собранному материалу

2

12.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

13.

Требования к оформлению работы. Повторение.

1

14.

Оформление работы на компьютере.

2

15.

Подготовка текста защиты проекта.

2

16.

Подготовка презентации.

2

17.

Защита проекта. Выступление.

2

ЛИТЕРАТУРА

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.  – Москва «Просвещение» 2011  
  2. Проектные задачи в начальной школе. – Москва «Просвещение» 2011
  3. Гульчевская В.Г. Педагогические основы проектной деятельности // Практические советы учителю. Методический журнал Ростовского ОИПК и ПРО. – 2003 №4
  4. Пузанкова Е.Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая интеграция ее характеристики ///Образование и общество. -2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Развитие познавательной активности учащихся начальной школы

В качестве приоритетов образовательной политики Концепция модернизации российского образования   называет достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образован...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...