Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кузнецова Марина Викторовна

Упражнения lдля коррекции памяти  умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный материал, соответствующий возрасту, полу и степени дефекта. Заранее составляется конспект занятия, который может затем корректироваться в соответствии с реально проведенным. Обязательно следует вписывать те слова и предметы, которые использовались в качестве стимульных.

Таким образом, в конспекте занятия обязательно указываются время проведения занятия (сколько минут), какие упражнения ребенок выполнял (с полным описанием упражнения или модификации), как он их выполнял.

К ниже указанным упражнениям необходимо добавлять упражнения, благодаря которым дети будут усваивать понятие формы, цвета, размера, величины и закреплять слова «круглый», «квадратный» и т.д., предлагаемые в различных рабочих тетрадях (может выступать в качестве домашнего задания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сызранский филиал государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №2 г.о.Жигулёвск

«Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия».

Выполнила:

                                                                   учитель начальных классов

                                                              Сызранского филиала ГБС(К)ОУ

                                                         школы-интерната № 2

               г.о. Жигулевск

                                                                               Кузнецова Марина Викторовна

г. Сызрань

2015-2016 учебный год

«Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия».

Цель: коррекция памяти умственно отсталых детей посредством развития модальности восприятия.

Задачи:

1) оценка уровня разных типов памяти умственно отсталых детей;

2) развитие слуховой модальности восприятия;

3) развитие зрительной модальности восприятия;

4) развитие кинестетической модальности восприятия;

5) оценка эффективности коррекции памяти в контексте развития модальности восприятия (сравнительный анализ).

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства коррекции и диагностики;

- принцип индивидуального подхода (учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, а также учет степени тяжести дефекта);

- принцип доступности заданий, учета объема и степени разнообразия материала;

- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;

- принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе; закрепления усвоенного с привлечением родителей и других специалистов, работающих с ребенком.

Также в ходе эксперимента составляется сводная матрица данных «до» и «после» реализации коррекционно-развивающей программы. Форма сводной матрицы данных 1 и 2 срезов, заполняется в ходе эксперимента

Программа реализуется в индивидуальных и фронтальных коррекционно-развивающих занятиях.

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, с дошкольниками 15-20 минут, со школьниками 20-30 минут. Всего предполагается 32-40 занятий.

Каждая модальность восприятия должна развиваться с учетом различных свойств процесса: предметности, целостности, структурности, константности (светлоты, размера, формы), осмысленности, апперцепции, активности. При выполнении каждого упражнения необходимо акцентировать внимание ребенка на том, что предмет всегда имеет название, определенные свойства, которые могут быть восприняты с помощью разных анализаторов (глазами, ушами, руками), функции (осмысленность восприятия). Важно обращаться к жизненному опыту ребенка (апперцепция).

Построение занятий с детьми. Каждое занятие предполагает следующие этапы:

1 – установление продуктивного контакта;

2 – проверка домашнего задания (если оно было);

3 – коррекционно-развивающий (упражнения, дидактическая игра);

4 – завершающий (объяснение домашнего задания, прощание).

Коррекционно-развивающая программа традиционно предполагает домашние задания, для которого заводится специальная тетрадь. Кроме этого дети занимались в рабочих тетрадях, разработанных в целях подготовки к школе (написание элементов слов, цифр, рисование фигур по образцу, раскрашивание, выполнение разного рода заданий), а также в специальных тетрадях для коррекции.

Коррекционные упражнения для развития модальности восприятия умственно отсталых детей

Упражнения могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный материал, соответствующий возрасту, полу и степени дефекта. Заранее составляется конспект занятия, который может затем корректироваться в соответствии с реально проведенным. Обязательно следует вписывать те слова и предметы, которые использовались в качестве стимульных.

Таким образом, в конспекте занятия обязательно указываются время проведения занятия (сколько минут), какие упражнения ребенок выполнял (с полным описанием упражнения или модификации), как он их выполнял.

К нижеуказанным упражнениям необходимо добавлять упражнения, благодаря которым дети будут усваивать понятие формы, цвета, размера, величины и закреплять слова «круглый», «квадратный» и т.д., предлагаемые в различных рабочих тетрадях (может выступать в качестве домашнего задания).

1 блок упражнений:

развитие кинестетической модальности восприятия

Дефектолог при проведении игр этого блока произносит слова: «Чувствуй», «Ощущай», «Теплый/холодный», «Гладкий/шершавый», «Движение». Необходимо стремиться, чтобы данные слова также активно использовались ребенком. Коррекционная программа предполагает регулярную пальчиковую гимнастику.

Игра «Волшебные руки - 1»

Цель: развитие кинестетической чувствительности.

Оборудование: ткани разной фактуры (шелк, бархат, искусственный мех), деревянная, металлическая пластинки.

Ход игры: ребенок совместно со взрослым трогают разные материалы и определяют качество поверхности (теплое – холодное, гладкое – шершавое). Затем ребенку завязывают глаза и дают потрогать какой-нибудь материал, когда глаза развязывают он должен показать на тот, который по его мнению ему предлагали.

Игра «Волшебные руки - 2»

Цель: развитие кинестетической чувствительности.

Оборудование: плоские фигурки несложных форм (круг, квадрат, домик), вырезанные из различных материалов: дерева, искусственного меха, бархата.

Ход игры: ребенок с завязанными глазами определяет форму фигурки.

Игра «Найди свою игрушку в мешочке»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.

Оборудование: игрушки резко различной формы, величины, фактуры по количеству детей, непрозрачный мешочек – «чудесный мешочек» с завязкой, в который складываются предметы-игрушки.

Ход игры: дети сидят на своих местах. Дефектолог раздает им игрушки и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает троим детям (не более) положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти свою игрушку, не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам или с помощью дефектолога и садится на место. Если же игрушка выбрана неверно, педагог кладет ее обратно в мешочек и достает нужную. Рассматривает и ощупывает игрушку вместе с ребенком, учит его этому методу, показывая, как передвигать пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета. Затем свою игрушку ищет другой ребенок.

Игра «Ощупай и слепи»

Цель: учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование: «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (шарик, мяч, морковка, яблоко, бублик и др.), пластилин, клееночка, салфетки по числу детей.

Ход игры: 1-й вариант (проводится индивидуально). Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его вылепить. «Я посмотрю и угадаю, что лежит в мешочке»,– говорит педагог. Ребенок выполняет задание. Когда лепка закончена, педагог называет игрушку (например, шар) и просит ребенка достать и показать игрушку, чтобы убедиться в правильности его выбора. 2-й вариант (проводится с подгруппой детей). Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом. По мере усвоения игры перед детьми ставятся более сложные задачи – обследование предметов, состоящих из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка из трех шаров и др.).

Игра «Шнурок»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: шнурок, различной формы фигурки с прорезями, игрушечная обувь.

Ход игры: ребенок нанизывает фигурки на шнурок, зашнуривает игрушечную обувь.

Игра «Мир из палочек»

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: набор палочек.

Ход игры: ребенок по образцу выкладывает фигурки из полочек (машинки, домики, кораблики).

Игра «Дворник»

Цель: развитие крупной моторики.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывает рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметает тротуар».

Б. Руки – в том же положении – «обхватывают лом». «Колем лед».

В. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».

Игра «Повтори без ошибок»

Цель: развитие пространственной организации движений, моторного восприятия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые дефектологом: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;

2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Игра «Театр зверей»

Цель: развитие крупной моторики, совершенствование движений, их выразительности, точности, разнообразия.

Оборудование: не требуется.

Ход игры:

А. «Зайчик». Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо огладывается.

Б. «Лисичка». Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».

В. «Ежики». Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив колени руками, голову – вниз.

Г. «Кошечка». Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же – левой рукой и ногой. Прогнуться.

Д. «Мишка». Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.

Е. «Воробушек». Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» - движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

Игра «Змейка»

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно (для фронтальных занятий).

Оборудование: не требуется.

Ход игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

2 блок упражнений:

развитие зрительной модальности восприятия

Главный принцип при проведении игр из этого блока – дефектолог как можно чаще произносит слова: «Смотри», «Посмотри», «Приглядись», «Цвет» (названия цветов), «Форма» (название форм), «Размер» (указания на размер). При беседе с ребенком нужно помогать ему формулировать высказывания также с проговариванием данных слов.

Игра «Рассмотри внимательно!»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания.

Оборудование: предметы различных форм, более или менее сложного строения.

Ход игры: дефектолог с ребенком внимательно рассматривают предмет и стараются описать его как можно подробнее, обнаруживая все новые и новые детали.

Игра «Закрой коробки»

Аналогичные игры: «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик».

Цель: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами.

Оборудование: коробки разного размера и формы с крышками, объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези, доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм.

Ход игры: ребенок методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, закрывает крышками коробки. Постепенно он научается подбирать правильно крышку, по форме и размеру, что говорит о развитии зрительного восприятия.

Игра: «Матрешки»

Аналогичные игры: «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы».

Цель: научить детей ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучение составлению сериационного ряда.

Оборудование: матрешки, бруски разной величины, куклы и машинки разной величины, игрушечная мебель разной величины.

Игра: «Найди свою пару»

Аналогичные игры: «Лото», «Магазин».

Цель: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обобщение).

Оборудование: карточки с изображением геометрических форм, парные плоскостные или пластмассовые формы, предметы и игрушки разной формы.

Ход игры: ребенку раздаются наборы предметов, затем дефектолог показывает предмет, который необходимо найти среди своих.

Игра «Составь картинку»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности восприятия.

Оборудование: набор разрезанных картинок (машина, яблоко, дом, человек и т.д.).

Ход игры: из разрезанных картинок ребенок составляет целостное изображение.

Игра «На кого (что) похоже?»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности восприятия.

Оборудование: овощи различной формы (картофель, свекла, морковь, огурец). Можно также использовать листы бумаги с пятнами неправильных форм.

Ход игры: дефектолог показывает овощи (или пятна на листах бумаги) разной формы ребенку и они вместе определяют на кого или что они похожи (медвежонок, крокодил, утенок и т.д.).

Игра «Дополни до…»

Цель: развитие зрительного восприятия, целостности.

Оборудование: картинки с не полностью прорисованными деталями.

Ход игры: ребенку предлагается дорисовать недостающие детали, чтобы получилось целое изображение.

Игра «Что бывает такого цвета?»

Цель: соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование: наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, капуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.

Ход игры: на столе у дефектолога лежит помидор, огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом дефектолог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеленые предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой. У третьего ребенка – синяя карточка. Он также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей. Дефектолог говорит: «Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок – зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий огурец?» Дети отвечают. Дефектолог просит всех вспомнить и найти в групповой комнате синие предметы.

3 блок упражнений:

развитие слуховой модальности восприятия

Главный принцип при проведении игр из этого блока – дефектолог при формулировании своих фраз чаще употреблять слова: «Слушай», «Звучит», «Прислушайся», «Слова», «Звук», «Громко/тихо». Ребенку также необходимо помогать формулировать высказывания с использованием данных слов.

Игра «Где колокольчик?»

Цель: развитие способности определять локализацию звука.

Оборудование: колокольчик, шарф.

Ход игры: ребенку завязывают глаза. Дефектолог, играя колокольчиком, меняет свое место положения. Ребенок должен двигаться в направлении дефектолога.

Игра «На чем играл зайка?»

Цель: учить различать звучание двух резко различных инструментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.

Оборудование: ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.

Ход игры: дефектолог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Дефектолог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инструменты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в присутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гармошке. Затем можно попросить, чтобы зайка играл тише или громче и обсудить силу звука с ребенком.

Игра «Кто как кричит?»

Цель: развитие речевого слуха.

Оборудование: ширма или экран, игрушки (кошка, собака, птичка, лягушка, петух).

Ход игры: дефектолог ставит на стол ширму и говорит, что за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка, собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукоподражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,– и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внимательно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей. Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми. Игра повторяется, детей зовут другие персонажи. В дальнейшем дефектолог может произносить звуки за ширмой, чтобы дети его не видели, а только слышали.

Игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия (игра для фронтальных занятий).

Оборудование: колокольчик, шарф.

Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра «Повтори слово»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дефектолог бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, дефектолог не ловит мяч.

Игра «Узнай слово»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: предметные картинки «коза – коса», «бочка – почка»

Ход игры: после уточнения, знакомы ли ребенку названия всех картинок. Затем предлагается показать названные картинки.

Игра «Найди ошибку – 1»

Цель: развитие способности на слух дифференцировать смыслоразличительные признаки близких фонем.

Оборудование: заранее подготовленные фразы («Хозяйка сварила зуб», «На лугу паслась коса», «У девочки болел суб», «Воду хранили в почке»).

Ход игры: ребенок выслушивает фразы, при обнаружении ошибки, хлопает в ладоши.

Вывод:

По моему мнению, важнейшим является развитие восприятия и памяти, так как именно на данных этапах познавательной деятельности ребенок получает информацию об окружающей действительности и запоминает ее, и насколько точной и прочной эта информация будет, настолько будет адекватнее представления о мире как предметном, так и социальном.

Основной идеей программы является предположение, что возможно коррегировать память через развитие модальности восприятия. Главным обоснованием данного предположения является, во-первых, физиологический механизм памяти. Сенсорные следы, возникающие на основе деятельности анализаторов, составляют содержание сенсорной памяти. Соответственно развивая модальность восприятия, мы способствуем тому, что для их возникновение требуется меньше усилий и сенсорный след становится более прочным. Во-вторых, мы намерено развивали и кенестетическую, и зрительную, и слуховую модальности, обеспечивая большую возможность такому механизму памяти как воспоминание по ассоциациям. На каждый вид модальности мною был подобран целый блок упражнений (игр), которые предлагались детям во время коррекционных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ручной труд как средство коррекции недостатков развития умственно отсталых детей

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кру...

"Развитие творческих способностей умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности"

Роль театрализованной деятельности в развитии умственно отсталых детей. Система работы, музыкальные игры- драматизации. Программы по театрализованной деятельности "Арт- фантазия" Чуриловой Э.Г. и "Теа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели:приобретать  практические навыки устной и письменной речи;формировать  основные орфографические и пунктуационные навыки;воспитывать  интерес к родному языку.Основные задачи  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Цели формировать, совершенствовать, знания, умения,навыки, владеть языком в разных сферах речевого  общения. Основные задачи предмета «письмо и развитие речи» формировать основные орфог...

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."

Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...