Рефлексия на уроках в начальной школе
статья на тему

Школа счастливых детей

Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия на уроках в начальной школе.  Артёмова Е. В.

 «Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд».

(В.А. Сухомлинский)

Современный мир меняется быстрыми темпами, постоянно увеличивается объём информации. Ранее полученные знания через некоторое время устаревают, становятся невостребованными. В современном образовании первостепенны не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умение учиться самостоятельно. Государству нужны творчески мыслящие люди, способные на нестандартные решения, умеющие быстро учиться и анализировать свою работу.

Формирование у младших школьников умения учиться, включение ученика в активную познавательную деятельность – приоритетные цели обучения по ФГОС. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Обучение по ФГОС ориентировано на формирование универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной  деятельности и освоения предметных дисциплин.

Одной из важных задач образования в настоящее время является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности. Только при условии, что обучающийся будет субъектом этой деятельности, развитие школьника будет характеризоваться появлением у него нового психического новообразования – рефлексии. Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самооценке и самоконтролю, привычке осмысления происходящих событий. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, помогает детям выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия – обязательный этап. Многие педагоги не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия, ведь в традиционной системе обучения, педагог давал готовые знания, а обучающиеся пассивно их усваивали, и вопрос о рефлексии не стоял. Часто этот этап урока был представлен в виде так называемых «смайликов», листочков разного цвета, картинок, которые обучающиеся прикрепляли на доску в конце урока. Чаще всего педагог просто задавал вопрос: «Вам понравился урок?».

Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять, насколько обучающиеся усвоили изучаемый материал, помогает педагогу контролировать класс, в ходе урока увидеть, что понятно детям, а над чем нужно поработать.

В педагогической литературе существует следующая классификация рефлексии:1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала; 3) рефлексия деятельности. Рефлексия настроения и эмоционального состояния оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала, помогает педагогу оценить общее настроение класса. Педагогу не требуется много времени на подготовку: раздаточные карточки со «смайликами» или картинками, сигнальными карточками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук (целесообразно выбрать один вариант, чтобы обучающиеся привыкли к нему, и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов). Можно проводить на различных этапах урока: после объяснения новой темы или после закрепления темы, в начале урока. В начале урока рефлексия нужна, чтобы установить контакт с классом. Она помогает обучающимся настроиться на урок, восприятие темы. Это может быть: музыка (подобрав мотив, согласующийся с темой), цитата классика, стихотворение. Рефлексия деятельности помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность, выявить пробелы в знаниях. Обязательно нужно применять при проверке домашних заданий и на этапе закрепления материала, чтобы видеть, что дети поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать. Приёмов очень много, вот некоторые из них:

  1. Лесенка успеха. Перед вами изображение ступенек. Изобразите себя на той ступени, на которую поднялись сегодня на уроке.
  2. «Гора». Если вы считаете, что хорошо работали на уроке и всё усвоили, тема вам понятна, то нарисуйте себя на вершине горы. Если  что-то у вас вызывает затруднения, тема не совсем ясна,  нарисуйте себя ниже горы.
  3. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок.
  4. Можно украшать поляну цветами, наряжать ёлку игрушками, в корзину собирать грибочки.
  5. При обучении письму можно попросить  обучающихся обвести или подчеркнуть самую красиво написанную букву (слово).

Рефлексия содержания материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, проводится в конце урока, на этапе подведения итогов. Дети оценивают эффективность собственной работы на уроке. Существуют следующие приёмы:

  1. «Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное), 2 строка – описание предмета (два прилагательных), 3 строка – описание действия (три глагола), 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету, 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
  2. Приём «незаконченное предложение», когда ребята продолжают высказывание, выбирая начало фразы: «Мне было интересно…», «На уроке я узнал…», «Я понял…», «Я могу…», «Я научился…», «У меня получилось…», «Урок дал мне для жизни…», «Мне захотелось…».
  3. В конце урока дети могут заполнить небольшую анкету, которая помогает осуществлять самоанализ, давать оценку уроку:

1. На уроке я работал активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен.

3. Урок мне показался коротким/длинным.

4. За урок я не устал/устал.

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже.

6. Материал урока мне был понятен/ не понятен; полезен/бесполезен, интересен/скучен.

7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным.

  1. «Комплимент» Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок.
  2. SMS. Можно предложить на бумажных телефонах написать сообщение друзьям, о том, как прошёл урок.
  3. Фразеологизм или пословица. Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Процесс обучения намного интереснее и легче для обучающегося и  для педагога, если дети понимают, зачем они изучают данную тему, понимают, что они должны сделать на уроке, какие цели достигнуть.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и педагога, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка.  

                                               Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия на уроках в начальной школы.

Представлены виды рефлексии, различные технологии, используемые в начальной школе....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Рефлексия на уроках в начальной школе "Гномики"

Один из приёмов рефлексии на уроках в начальной школе "Гномики" вызывает интерес и радостное настроение у детей....

Рефлексия на уроке в начальной школе

Типы рефлексии и приемы рефлексии на уроке в начальной школе...

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе»

Из опыта работы учителей МБОУ СОШ №40 по теме «Виды рефлексии. Использование рефлексии на уроках в начальной школе» ...

Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе

Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...