Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» 4 класс, VIII вид
презентация к уроку (4 класс) на тему

Сапунова Валентина Александровна

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015-2016 уч. год и следующих  нормативно -  правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitie_rechi_4_klasss.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Начальных классов

Протокол №           ____________

Председатель МО____________

Согласно:

Зам.дир.

Ершова Р.В.

____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ№5»

____________

Н.И. Малева

«____»___________2015г

Адаптированная образовательная   программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»

 

 4 класс, VIII вид

Программа составлена: Сапуновой В.А.

2015- 2016 уч. год

Пояснительная записка.   

Адаптированная образовательная программа по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015-2016 уч. год и следующих  нормативно -  правовых документов:

1.Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Учебного плана образовательного учреждения.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями  здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные,  тесно связаны с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой обучающихся, с другими учебными предметами.

Целью уроков  развития  устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в  специальной (коррекционной) школе  VIII вида является:

направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Задачи:

1.Обогащение и активизация словарного запаса обучающихся.

2.Развитие умений  понимать  и употреблять в речи предложения различных структур.

3.Формирование умений оформлять связные речевые высказывания с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.

4.Формирование элементарных представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.

5.Формирование представлений о мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

6.Коррекция и развитие  внимания, наблюдательности, чувственного восприятия,  аналитико-синтетической  деятельности  учащихся, мышления на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.

7. Формирование  элементарных социальных навыков и  духовно – нравственных ценностей.

Уроки  развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности носят  практическую направленность, которая предполагает формирование умений пользоваться устной  речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.  Особое внимание обращено на исправление специфических речевых  нарушений, имеющихся  у обучающихся. Практическая и коррекционная направленность обучения развитию речи  обусловливает её специфику. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Уроки развития устной речи позволяют формировать у обучающихся ценностно – смысловые, общекультурные, учебно – познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции. Приоритет остаётся за формированием коммуникативной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемые  жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как они в коррекционной школе  представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен дифференцированный подход в обучении. Процесс обучения носит развивающий характер. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.

 2. Общая характеристика учебного предмета.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных   учреждений VIII вида «Живой мир». Авторы - составители: Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова М.: «Просвещение»,  2014.

Недостаточность содержательной стороны речи умственно отсталых детей в значительной степени тормозит их речевое развитие. Специальные  уроки развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности являются непременным условием организации речевой практики обучающихся. Специальная работа по формированию навыков построения связных высказываний на уроках готовит обучающихся к развернутым сообщениям на всех остальных учебных предметах, а также помогает полнее реализовать себя при выходе из школы.

Уроки развития устной речи предполагают изучение следующих разделов: «Сезонные изменения в природе», «Город, село, деревня», «Дорожное движение», «Квартира, комната» «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь», «Растительный мир». «Животный мир», «Охрана здоровья».

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. Уроки развития устной речи подготавливают определенный лексический материал для формирования грамматического строя речи, знакомят обучающихся со значением словосочетаний, грамматическая структура которых будет потом усваиваться ими практически. На уроках развития речи обучающиеся в устной форме  закрепляют, уточняют те навыки построения предложений, которые они приобрели, практически овладевая грамматическим строем языка. Предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст. Обучающиеся создают предложения по образцу, конструктивные и творческие.  Основной единицей речи в процессе обучения является связное высказывание. С учетом этого уроки предусматривают  специальную работу над текстом как единицей речи. Работа с текстом требует дополнительных приемов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания. Это достигается работой над планом. На уроках предполагается использование картинного, картинно – символического и словесного планов.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 68-69 ч. в год (2ч. в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.   

 На уроках  развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности у обучающихся  формируются следующие ценностные ориентиры: 

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает,  прежде всего,  бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание,  и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к чтению как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи - первой и самой значимой для развития социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма - привитие любви к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.

Академический компонент.

Обучающиеся должны научиться: 

называть и характеризовать предметы, группы предметов, явлений природы;

различать комнатные растения, растения луга, поля,  деревья и  называть части растений;

различать посуду и знать правила ухода за ней;

различать мебель, знать её назначение и правила ухода за ней;

дифференцировать  одежду и обувь, знать назначение и виды, правила ухода;

различать и называть главные улицы и учреждения населенных пунктов, в которых живут;

выполнять правила ухода за жилищем;

соблюдать правила дорожного движения и все случаи перехода улицы;

различать наиболее распространённые овощи и фрукты, грибы;

объяснять, где растут и  как используются человеком овощи и фрукты;

различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

различать признаки времён года;

объяснять причину сезонных изменений в природе;

соблюдать режим труда и отдыха,  режим сна и питания;

Жизненные компетенции. 

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках  устной развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  позволяет сформировать у  обучающихся  следующие умения:

протирать мебель, чистить, выбивать;

убирать постель;

мыть и размещать посуду в соответствующих местах хранения;
поддерживать порядок в классе, дома;

мыть, чистить, сушить, правильно хранить одежду и обувь из разных материалов;

использовать полевые растения и их части  в жизни

производить осенние работы в огороде;

выращивать  комнатные растения из черенков;

осуществлять сбор и хранить  семена; выращивать  цветковые растения из семян;

соблюдать правила личной гигиены; 

уметь  активно участвовать в беседе и дополнять высказывания товарищей;

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки на основе проведенных наблюдений (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),  убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)

оформлять свои мысли в устной и письменной речи по плану с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий;

общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата;

сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;

уметь осуществлять простейшее планирование своей деятельности;      

понимать эмоции  и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и  правильно выражать свои эмоции;

уметь  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

уметь правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

 уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению;

уметь выбирать дело по душе, уважать чужой труд;

работать по алгоритму;

уметь правильно вести себя в природе;

уметь заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе.

6.Содержание учебного предмета.  

Обогащение и уточнение словаря. Называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Примерная  тематика

Сезонные изменения в природе.

Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня. Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молния, гром). Летние работы в деревне. Названия летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Названия осенних месяцев. Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Названия весенних месяцев.

Город, село, деревня. Главная улица города, села. Учреждения города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.). 

Дорожное движение. Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды. Определение и различение. Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу. Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян. Практические работы по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек и др.).

 Полевые растения. Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Квартира, комната. Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель. Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.  

Посуда. Называние посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход хранение. 

Одежда. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Комнатные растения. Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья. Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна — хвойные деревья.
Домашние животные
. Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.  Домашние птицы. Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

 Дикие птицы. Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Птицы перелётные и зимующие.  Время отлета и прилета разных птиц. Насекомые вредные и полезные. Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.  

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома. Режим сна. Режим питания. 

Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.

Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе       Практические работы по уходу за одеждой, обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян.

Академический компонент. 

Формировать умения называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

Формировать умения в различении комнатных растений, растений луга, деревьев и  назывании  частей  растений.

Формировать умения в различении посуды  и знаний  правил ухода за ней.

Формировать умение в различении  мебели и знаний  её назначения, правил ухода за ней.

Формировать умение дифференцировать  одежду и обувь, знать назначение и виды, правила ухода.

Формировать умение называть главные улицы и учреждения населенных пунктов, в которых живут;

Формировать умения выполнять правила ухода за жилищем;

Формировать умение называть правила уличного движения все случаи перехода улицы;

Формировать умение в различении  наиболее распространённых овощей и фруктов, грибов;

Формировать умение  объяснять, где растут и  как используются человеком овощи и фрукты.

Формировать умения в  различении  домашних и диких животных, рыб, описании  их повадок, образа  жизни.

Формировать умение в различении  признаков времён года.

Формировать умение объяснять причину сезонных изменений в природе.

Формировать умение соблюдать режим труда и отдыха,  режим сна и питания;

Жизненные компетенции. 

Формировать умение протирать мебель, чистить, выбивать.

Формировать умение убирать постель.

Формировать умения и навыки  мытья и размещения  посуды в соответствующих  местах  хранения.
Формировать навыки поддержания  порядка  в классе, дома.

Формировать умения и навыки ухода за одеждой  и обувью.

Формировать умение использовать крем для ухода за обувью.

Формировать умение использовать полевые растения и их части  в жизни

Формировать умение производить осенние работы в огороде;

Формировать умение выращивать  комнатные растения из черенков;

Формировать умения и навыки в сборе и хранении   семян; выращивания  цветковых растений из семян;

Формировать навыки соблюдения  правил  личной гигиены.

Формировать умение активно участвовать в беседе и дополнять высказывания товарищей;

Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки на основе проведенных наблюдений (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),  убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)

Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи по плану с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формировать умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Формировать умение  общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.

Формировать умение  сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности.      

Формировать умение понимать эмоции  и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и  правильно выражать свои эмоции.

Формировать умение  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Формировать умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

Формировать умение правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп.

Формировать умение уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению.

Формировать умение выбирать дело по душе, уважать чужой труд.

Формировать умение работать по алгоритму.

Формировать умение правильно вести себя в природе.

Формировать умение заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе.

7. Тематическое планирование (Приложение).

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

1.Основная  адаптированная общеобразовательная программа  на 2015-2016 уч. год

2. Учебник: Н.Б. Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова,  Живой мир 4класс, М.: «Просвещение»,  2014.

Главную роль играют средства обучения и воспитания, включающие наглядные пособия.  В процессе обучения используются:

натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;

муляжи фруктов, овощей, грибов, листья деревьев;

печатные пособия (таблицы) по разделам программы;

предметные и сюжетные картинки по темам;

опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану;

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор).

В образовательной  деятельности используются презентации по разделам программы, интернет – ресурсы.

9. Содержание мониторинга динамики развития обучающихся. 

Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения. Так как предмет является коррекционным, то оценочная система знаний, умений и навыков обучающихся не предусмотрена. Учителями школы – интерната проводится диагностика, которая позволяет прослеживать динамику сформированности основных умений по предмету с учетом усложнения программных требований от класса к классу. Данные заносятся в таблицу, в которой фиксируются результаты на начало и конец учебного года. Результаты суммируются и делятся на количество умений, представленных в таблице.

В качестве критериев при выполнении заданий диагностики  взяты следующие:

5 баллов – словарный запас соответствует возрастной норме; задания выполняются в полном объеме с большей самостоятельностью; грамматическое оформление предложения верное; ошибки, которые допускает обучающийся, исправляет самостоятельно.

4 балла – словарный запас ниже возрастной нормы, имеют место негрубые аграмматизмы, однообразное грамматическое оформление предложения. Задания выполняется в полном объеме, с незначительной помощью учителя. 3 балла – ограниченный словарный запас, аграмматизмы в речи. Требуется развернутая  помощь при выполнении заданий. Задания выполняются не в полном объеме или только легкий вариант.

2 балла – Словарный запас бедный, присутствует бытовая лексика. Выполняются задания только легкого варианта. Требуется развернутая помощь.

1 балл – не владеет  связной речью, может лишь отвечать на наводящие  вопросы. Выполняются задания только легкого варианта. Требуется помощь разного характера при выполнении задания.

0 баллов – умения не сформированы.


Диагностика сформированности образовательных компетенций обучающихся по развитию устной речи

      Имя, уч. год

Компетенция

Активный словарный запас

Использует обобщающие слова

Составляет предложение по картинке

Составляет предложение по серии картинок

Составляет предложение по схемам

Составляет предложение по вопросу

Дополняет предложения

Пересказывает  по вопросам

Пересказывает  по картинкам

Пересказывает  по схемам

Пересказывает  по плану

Итого  баллы

Итого (%)

Средний по классу(%)

Приложение. Тематическое  планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Академический компонент

Область развития жизненных компетенций

I четверть.

16

Умения называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

Умение в различении  наиболее распространённых овощей и ягод.

Умение  объяснять, где растут и  как используются человеком овощи и ягоды, грибы, орехи.

Умения в различении растений, и  назывании  частей  растений.

Умение задавать вопросы собеседнику и дополнять высказывания товарищей.

Умение выбирать дело по душе, уважать чужой труд. Умение правильно строить взаимоотношения в семье, между представителями различных социальных групп.

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи по плану с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Умение  ориентироваться в книге.

1

Как я провел летние каникулы.

1

2

Сентябрь – начало осени. Экскурсия.

1

3

Сбор урожая. Овощи.

1

4

Сбор урожая.   Фрукты, ягоды.

1

5-6

Семена цветковых растений. Сбор и хранение семян.

2

7

Полевые растения: рожь, кукуруза, овес.

1

8

Использование полевых растений.

1

9

Осенние работы в поле.

1

10

Грибы.

1

11

Орехи. Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

1

12

Обобщающий урок по теме «Разнообразие растений»

1

13

Октябрь – середина осени. Экскурсия

1

Умение в различении  признаков времён года, объяснять причины сезонных изменений. Умение называть главные улицы и учреждения населенных пунктов, в которых живут;

Умение называть правила уличного движения.

Умение правильно вести себя в природе.

Умение осуществлять

простейшее планирование своей деятельности.      

Умение работать по алгоритму.

14

Город: главная улица, учреждения города.

1

15

Село, деревня: главная улица села, учреждения села, деревни.

1

16

Правила дорожного движения. Правильный переход  улицы (все случаи).

1

II четверть.

16

Умения называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

Формировать умения в различении посуды  и знаний  правил ухода за ней.

Умение в различении  мебели и знаний  её назначения, правил ухода за ней.

Умение дифференцировать  одежду и обувь, знать назначение и виды, правила ухода.

Умение правильно вести себя в природе.

Умение заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе.

Умение убирать постель.

Умения и навыки  мытья и размещения  посуды в соответствующих  местах  хранения, навыки поддержания  порядка  в классе, дома.

Умение протирать мебель, чистить, выбивать.

Умения и навыки ухода за одеждой  и обувью из разных материалов.

17

Поздняя осень. Экскурсия.

1

18

Квартира. Назначение.

1

19

Комната. Виды комнат, назначение.

1

20

Жизнь и быт школьника.

1

21

 Мебель для столовой, спальни, кухни.

     1

22

Уход за мебелью.

1

23

Посуда. Название посуды: столовая, чайная, кухонная.

1

24

Уход и хранение посуды.

1

25

Одежда. Сезонные виды одежды.

1

26-27

Одежда. Из чего сшита одежда. Уход за одеждой.

2

28

Обувь. Из чего сшита обувь.

1

Умения называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

Умение в различении  признаков времён года.

Умение объяснять причину сезонных изменений в природе.

Умения в  различении  домашних и диких животных, описании  их повадок, образа  жизни.

Умение задавать вопросы собеседнику и дополнять высказывания товарищей.

Умение понимать эмоции  и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и  правильно выражать свои эмоции.

Умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умение отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

Умение выбирать дело по душе, уважать чужой труд.

Умение работать по алгоритму.

Умение правильно вести себя в природе. Умение уважительно относиться к народным традициям, старшему поколению.

29

Уход за разными видами  обуви.

1

30

Декабрь – первый зимний месяц. Экскурсия.

1

31

Погода и природа зимой.

1

32

Охрана здоровья и отдых зимой.

1

III четверть.

20

33

Зима – начало года. Как я провел каникулы.

1

34

Январь – середина зимы. Экскурсия.

1

35-36

Деревья: ель, сосна. Распознавание.

2

37 -38

Домашние животные: корова. Уход за ней

2

39-40

Домашнее животное – лошадь и уход за ней

2

41

Дикие животные: лось, олень.  Внешний вид. Пища. Повадки.

1

42

Домашние и дикие животные зимой.

1

43

Февраль – конец зимы. Экскурсия.

1

44

Признаки зимы и труд людей зимой.

1

45-46

Домашние птицы: гусь, индюк. Внешний вид, Пища. Повадки.

2

47-48

Дикие птицы: лебедь, гусь. Внешний вид. Места обитания, пища.

2

49

Зимующие и перелетные птицы.

1

50

Заповедники, заказники Нижегородской области

1

Умение в различении  признаков времён года.

Умение объяснять причину сезонных изменений в природе.

Умение  общаться и понимать значимость общения для достижения положительного конечного результата.  

51

Обобщающий урок по теме «Разнообразие животных»

1

52

Экскурсия: Наблюдение за природой ранней весной.

1

IV четверть

16

Умение в различении  признаков времён года.

Умение объяснять причину сезонных изменений в природе.

Умения называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства.

Умения в различении комнатных растений  и  назывании  частей  растений.

Умение соблюдать режим труда и отдыха,  режим сна и питания;

Умение объяснять причину сезонных изменений в природе.

Умение употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий. Умение  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

Умение заботиться о своем здоровье,

Умение  соблюдать нормы безопасного поведения в обществе.

53

Сезонные изменения в природе в апреле. Экскурсия.

1

54-55

Вредные и полезные насекомые: бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

2

56

Рыбы.

1

57

Уход за рыбами в аквариуме.

1

58

Обобщающий урок по теме «Насекомые, звери, рыбы»

1

59

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ. Части растений.

1

60

Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

1

61

Признаки весны. Наблюдения за погодой.

1

62

Труд людей весной.

1

63-64

Охрана здоровья человека. Отдых и труд дома.

1

65

Режим сна. Режим питания.

2

66

Режим дня школьника.

1

67

Май – конец весны. Экскурсия.

1

68

Признаки лета. Летние работы в деревне, селе.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

Адаптированная программа учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для обучающися 4 класса VIII вида

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" для обучения учащихся 4 класса 8 вида....

Рабочая программа "Коррекционная подготовка. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"в 3 классе

Развитие речи - одна из важнейших ппроблем в начальной школе. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обу...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...