Учебно - методическое пособие "Когда и с чего начинается экологическое образование"
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Матюнина Татьяна Александровна

Данное пособие адресовано учителям начальных классов общеобразовательных школ, а также воспитателям детских садов, руководителям кружков, студентам педвузов и родителям. Рассматриваются дидактические основы непрерывного экологического просвещения и образования подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологическое образование49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

«Когда и с чего начинается

экологическое образование»

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

А. Кондратьев

Введение

        В отечественном экологическом просвещении и образовании до сих пор, как показывает практика, представлены следующие основные взгляды на экологию. Первый – совершенно утилитарный, сущность которого выражается формулой: не руби сук, на котором сидишь. В основе второго лежит тезис: не порти красивый пейзаж. Впрочем, встречаются еще и представления третьего типа: оно объединяет первые два.

А ведь принципы, формирующие роль в процессе воспитания определенных типов взаимоотношений человека с окружающей средой, - это фундамент системы экологического просвещения, образования и воспитания.

Конечно, сказанное выше про сук и красивый пейзаж – правильно само по себе, но правильность эта все-таки вторична, потому что ни один из приведенных взглядов не отображает существа и самой экологии, и ее производных: экологического просвещения и экологического образования.

А заключается оно, это существо, в том, что природа Планеты Земля – в биосферном ее проявлении – есть некая форма живого, в целостном едином его понимании, ибо к живому, безусловно, относятся и благоухающий вьюнок полевой, и поющий в зарослях соловей, и трудяга дождевой червь и т.д. и т.д.

Живая природа – это всего лишь другой уровень организации живого вещества, по отношению к которому человек – всего лишь одна из форм проявлений живого вещества, некая «часть» того живого суборганизма, каким является живая природа планеты в целом, существующая по своим законам и принципам. Для нее, для этой природы, человек нисколько не лучше и не важнее, чем любая другая форма живого, потому что в природе все взаимосвязано, все для нее одинаково «нужно и важно».

Обращения к населению нашей страны по вопросам экологии – с помощью устного и письменного слова – начинаются чаще всего с описания тех экологических ужасов и бед, которые «вдруг» обрушились на страну в последние годы. Более того, сама жизнь человека и общества представляется как борьба  с природой за биологическое выживание «в мире сплошных опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни от момента зарождения до самой смерти».

Да, конечно, люди должны быть информированы обо всех экологических бедах и в целом об экологически обусловленных процессах, которые происходят в стране и в мире. И все-таки экологическое и природоохранное просвещение, образование и воспитание (особенно подрастающего поколения) должны строиться на основе, прежде всего, достаточно глубоких и доступных представлений об объективных законах развития окружающей среды – не только природной, но и социально-культурной, экономической и т.д., ибо возможность для человека воспринимать «культуру природы» (слова академика Д. Лихачева) не просто как носительницу ценностей материальных, духовных, эстетических, эмоциональных и т.д., дает человеку шанс реально ощутить свое неразрывное единение с окружающим миром, вплоть до активного переживания состояния увиденной им бабочки на угасающем весеннем снегу или цветка у обочины пыльной дороги.

Только при этом принципы рационального природопользования станут внутренней необходимостью человеческого существования в этом мире.

Именно поэтому тема данного пособия определяется обсуждением основных направлений экологического просвещения и образования детей  школьного возраста – в аспекте валеологической значимости этих компонентов общего образования, т.е. нацеленности процесса воспитания на формирование телесного, духовного и социального благополучия, которое есть не что иное, как само здоровье человека.

Все опасности и угрозы для жизни человека возникают в результате дисгармонии, образовавшейся в отношениях между обществом и природой нашей планеты. Отсюда следует вывод: нацеленность экологического просвещения и образования должна быть прежде всего на те глубинные факторы, которые способны породить антагонистические взаимоотношения человека, общества и природы.

Таким образом, высшая цель жизни – это достижение благополучия и гармонии в самом человеке, в самом себе, а экологическое просвещение, образование обеспечивают воспитательные аспекты этой цели.

Интегральным критерием, характеризующим взаимоотношения человека с окружающей средой, является здоровье. Поэтому сам логический ряд: экология – здоровье – благополучие – просвещение – задает содержание и методологию экологического, природоохранного и природопользовательного просвещения, образования и воспитания подрастающего поколения.

Именно эта логика и определила тему настоящей работы, ее содержание и структуру.

Основные функциональные особенности нервной системы,

влияющие на валеологию

учебно – воспитательного процесса

в общеобразовательной школе 

Каждый возрастной этап содержит некоторые «остатки» прошлого этапа, имеет при этом свои собственные характерные черты, присущие именно ему, и, наконец, несет еще и зачатки свойств нервной системы ребенка, характерные последующему, будущему этапу.

Поскольку существует определенная неравномерность развития нервной системы человека, должна существовать и адекватная неравномерность обучающих и воспитывающих технологий. Например, та часть нервной системы, которая несет импульсы с периферии тела в центральную нервную систему, достаточно зрела уже при рождении ребенка и окончательно созревает уже к 6-7 годам. А та часть нервной системы, которая несет импульсы от центральной нервной системы к рабочим органам, окончательно созревает к 23 – 25 годам. В этом заложен огромный смысл, подвластный направлению биологической эволюции. Мозг ребенка получает неограниченные возможности к обучению, воспитанию, обретению нравственных устоев.

Стартовая диагностика детей на предмет уровневой характеристики их познавательного, эстетического и рационально – потребительского отношения к природе

Целенаправленный процесс просвещения и воспитания школьников возможен только в том случае, если определены стартовые возможности детей – их предрасположенность и подготовленность к познавательному, эстетическому  и рационально-потребительскому общению с окружающей средой, а также финальные (этапные) цели экологического образования, воспитания.

Приведу примеры диагностики детей первого класса.

Цель диагностики: дать качественную и количественную характеристику предрасположенности и подготовленности детей к общению с окружающей их природой.

Задача диагностики: описать на качественном и количественном уровнях подготовленность и предрасположенность школьников к познавательному, эстетическому и рационально-потребительскому общению с окружающей природой (средой).

При этом под предрасположенностью понимается наличие у человека задатков, склонностей, способностей к определенному виду деятельности.

Под стартовой подготовленностью школьников к общению с окружающей средой понимается владение теми знаниями, умениями и навыками, которые соответствуют и программам воспитания, и отображают их реальные представления о человеческом организме, нормах поведения в семье, в коллективе, о взаимоотношениях с окружающей средой.

Для диагностики я предлагаю различные формы тестирования: беседы, тематические вопросы, фантастические ситуации, требующие разрешения, составление рассказов по картинкам и наблюдения в природе, занимательные игры для детей и прочее. Именно такое многообразие форм позволяет найти индивидуальный подход к школьнику и понять его отношение не только к природной среде, но и вообще к среде, окружающей человека.

Тематические вопросы, например, о временах года и конкретно о текущем времени года, о доступных вниманию ребенка растениях и известных ему животных. Вот примеры таких вопросов. Ты любишь отдыхать в лесу, на речке? Почему тебе нравится там? Зачем ты туда ходишь? Что ты видел в лесу? Какие растения и каких животных встречал? Как ты узнал, что наступило лето (осень, зима, весна)?Как ты помогаешь в саду, на природе весной, летом, осенью? Каких животных ты любишь? Почему? Зачем людям нужны домашние животные? Если бы ты знал язык животных, о чем бы ты поговорил с ними? Какие комнатные растения ты знаешь? Есть ли они у вас дома? Зачем они вам? Какие весенние, летние, осенние растения ты знаешь? Откуда берется снег? Почему он холодный? И почему зимой холодно? Почему зимой ночь длинная, а день короткий, а летом – наоборот? И т.д.

Решение «логических» задач. Тестирующий рассказывает историю, задавая тем самым условия. А ребенку предлагается найти выход из ситуации и объяснить ее.

Вот история «Разноцветные кораблики». Пришли мы на пруд. Сколько на нем сегодня разноцветных корабликов: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетают сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и пруд замерзнет. Расскажи, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики?

А можно придумать рассказ с ребятами по картинкам или сопроводить рассказ картинками. Вот один из них.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были 3 картинки. на первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. На второй картинке листьев было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и медленно падает на землю первый снег.

- Как называется первая картинка? – спросил Саша маму и показал на первую картинку.

- «Осень», - прочитала мама.

- А эта? – показал Саша на вторую картинку.

- «Осень», - опять прочла мама.

- А эта? – спросил Саша про третью картинку.

- «Осень», - опять прочла мама.

Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их по порядку: что раньше произошло, что потом?

Фантастические ситуации.

Детям называют условия. И каждый из ребят должен выбрать только одно решение. Вот пример такой ситуации. Допустим, ты путешествуешь на воздушном шаре. Но случилось так, что нужно лететь дальше, а груз выбросить за борт: мешок с деньгами, породистого щенка или картинку, которую ты нарисовал сам. Что выбросишь ты, чтобы лететь дальше?

Ситуации могут меняться, но в любом случае решение должно быть найдено только одно.

Вот пример такой ситуационной игры.

Аленький цветочек – в сказке он рос в большом саду. И представь, что ты попадаешь в такой сад. Что бы ты стал там делать:

- сорвал волшебный цветок и вернулся бы домой;

- сел бы и стал ждать хозяина;

- стал бы обследовать волшебный сад;

- или поступил бы по-другому?

Работа с наглядным материалом. Наглядностью могут быть фотографии, картинки, предметы, вид из окна и т.п.

Ситуация. Ребенок в течение 30 секунд смотрит на картинку и запоминает, что на ней изображено, затем рассказывает, что он увидел.

Или. Глядя на картинку, составляет рассказ. Даже самый простой предмет, при описании его, вызывает детей на фантазию. Помидор: он какой – красный, спелый, вкусный, толстый, веселый и т.д.

Загадки о природе. Загадки можно зачитывать из книг, а можно задавать друг другу – или дети между собой.

Во время общения с детьми необходимо постоянно менять формы и методы, усложнять и упрощать вопросы, фиксировать условными обозначениями – как ребенок предрасположен и подготовлен к изучению природы.

В заключение детей необходимо похвалить и поблагодарить за беседу.

        Приведенный выше материал может быть при желании расширен каждым учителем как с помощью личных наблюдений, так и на основе изучения литературы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»

Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...

Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

Учебный проект "С чего начинается Родина"

Об истории возникновения родного города, народных промыслах узнали учащиеся, работая над проектом....

Учебно - методический комплект. Литературное чтение. К.И. Чуковский "Я начинаю любить Бибигона",

Конспект и презентация к уроку литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Учебно- методический комплект по русскому языку 4 класс "Образование наречий" ( конспект + презентация)

Учебно- методический комплект по русскому языку 4 класс "Образование наречий" ( конспект + презентация)...

Методическая разработка урока по окружающему миру "С чего начинается Родина?"

Урок окружающего мира, разработан по программе "Школа 2100" На уроке представлена групповая работа детей с использованием компьютерных технологий....

Методическая разработка по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности младших школьников "Всё начинается с вопросов"

Представлена система работы с обучающимися по формированию навыков проектной  и  учебно-исследовательской деятельности. По всем четырём годам обучения в начальной школе определены основные в...