Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков".
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "В мире безмолвия и звуков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_bezmolviya_i_zvukov.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие на тему « В мире безмолвия и звуков».

Вступительное слово учителя.

Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова?»

О происхождении человеческой речи существуют только догадки. Чтобы нам легче было представить мир безмолвия, давайте перенесемся в древние времена, в каменный век, и посмотрим, как общались первобытные люди.

Представьте людей, которые не умеют говорить. Им необходимо объясняться, потому что нельзя жить вместе, не понимая друг друга. Предлагаю вам разыграть немые сцены, объясняясь друг с другом с помощью жестов и звуков.

Задание №1.

Игра «Разыграй-ка».

Сцена №1. Двое вышли на охоту, потеряли друг друга в лесу и заблудились. Они ищут дорогу и хотят встретиться, чтобы охотиться вместе. Им очень плохо и страшно…

Сцена №2. Охотники с разных сторон вышли на опушку леса, они рады встрече и решают вместе продолжить путь.

Сцена №3. Охотники пробираются сквозь чащу. Вдруг один из них замечает следы мамонта, показывает их спутнику. Возникает спор: один готов сейчас же броситься в погоню за зверем, другой – боится. На поляне появляются люди. Охотники жестами объясняют им, что произошло, призывая всех идти на охоту вместе.

- Как видите, можно и без слов столковаться, хотя понять друг друга не так просто. Но достаточно ли такого общения? Ведь выкрики, жесты могут выразить лишь отдельные чувства, желания.  

Сообщение темы и цели урока.

Работа по теме занятия. А как, например, объяснить, что ребенок хочет есть и пить? Или что у него что-нибудь болит?

Ученые считают, что речь возникла очень давно. Очевидно, это произошло еще в каменном веке, когда первобытные люди стали делать первые каменные орудия труда и придумывать им название. Со временем количество орудий труда увеличивалось, увеличивалось и количество новых слов. Так орудия и язык развивались вместе, помогая друг другу. Таким образом, на Земле возникло удивительное множество языков! Специалисты насчитывают их около 3000.

Вот и мы с вами сегодня узнали немало интересного только благодаря языку. А теперь, давайте в игре покажем, что мы отлично владеем человеческой речью.

Задание №2.

Игра «Полслова за вами».

- Станем в круг, я буду посередине с мячом. Внимательно слушайте меня. Я буду громко произносить начало слова, бросая кому-нибудь мяч. А тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. При этом будем называть только предметы, например, ло-шадь, ло-пата, ло-дка и т.д. Кто не сумеет закончить слово или уронит мяч, выходит из круга.

Задание №5.

Игра «Знаешь сам – расскажи нам».

- Ребята, я вижу, что среди вас есть мастера скороговорок. Объявляю новую игру: «Знаешь сам – расскажи нам». Вспомните еще какие-нибудь скороговорки и расскажите их нам.

  1. На дворе трава. На траве дрова. Не руби дрова посреди двора.
  2. Чищу щучке чешую.
  3. Желтый жирный жадный жук прятал денежки в сундук.
  4. Еж с ежихой жили дружно, их ежонок был послушный.
  5. Мышек сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу все сломали.
  6. Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак. Сунул Грека руку в реку. Рак за руку Греку – цап!

Игра «Чемодан» Встаньте в круг. Начиная с фразы «Я еди в гости и кладу в чемодан…», называете предмет, который хотели бы взять с собой в путешествие. Каждый следующий игрок повторяет название предмета, сказанного предыдущим человеком и произносит свой. И так далее, по кругу. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

3. Подведение итогов занятия.

- Итак, наше первое путешествие подходит к концу. Сегодня мы заглянули в каменный век и задумались над тем, как люди научились говорить. Вы поняли, как наши далекие предки вырвались из мира безмолвия? Труд создал наш язык. Он появился потому, что люди без языка не могут совместно работать. Язык - величайшее достижение в развитии человеческого общества. Язык достался нам в наследие от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык обогащали и украшали лучшие мыслители и поэты. Язык оберегали от порчи и засорения писатели и педагоги. Сотни поколений старались сделать язык таким, чтобы он мог хорошо служить людям: чтобы в нем были все нужные слова, чтобы на нем было легко выразить любую мысль. И наш язык стал богатым, точным, выразительным. Русский язык по богатству не уступает самым замечательным языкам мира. Он по праву стоит в числе первых. Давайте же и мы не растеряем его богатства! Овладеем его секретами, изучим его тайны! И тогда наша речь будет красивой и яркой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку

Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:•         повысят общую языковую культуру;•...

Рабочая программа внеурочной деятельности предметной направленности индивидуально-коррекционные занятия по математике и русскому языку для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, так как дают дополнительную возможность  коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государст...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....

Конспект внеурочного занятия по теме: Занимательный русский язык.

Внеурочное занятие для учащихся 4 классов "Путешествие в страну имен числительных"....

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"

Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...

Внеурочное занятие для 2 кл. по русскому языку "Коварство буквы, не имеющей звука"

Обобщить знания об изученной орфограмме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на письме"...