Конспект современного урока, для проведения в классе, имеющем в составе детей с ОВЗ.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Гречишникова Евгения Сергеевна

Предмет

ИЗО

Класс

2 класс

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных знаний и навыков овладения предметными умениями.

Тема

История возникновения русской матрёшки. Роспись матрёшки.

Цель

Формировать художественно-эстетическое представления младших школьников на основе знакомства с историей возникновения русской матрёшки и её росписью.

Задачи урока

Образовательные задачи: познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить расписывать игрушки по образцам изделий разных областей России.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение, фантазию; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к искусству, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе, чувство прекрасного и доброту. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

 

 

Форма работы

Коллективная, групповая.

Основные термины и понятия

 Роспись, матрёшка

Планируемый результат и уровень усвоения

(УУД)

*личностные: обучающийся ценит и принимает следующие базовые ценности: «природа», «красота»; учится видеть прекрасное вокруг себя.

 *регулятивные: обучающийся самостоятельно организовывает свое рабочее место; определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяет план выполнения задания под руководством учителя; использует в работе художественные  инструменты и материалы (гуашь); оценивает свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;

  *познавательные: обучающийся познакомится с историей возникновения матрешки;

  *коммуникативные: обучающийся участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения по теме урока.

 

Оборудование

Карточки (для детей с ОВЗ), компьютер, диск, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация. Доклады детей. Шаблон  матрёшки, краски, кисточки, альбом, тряпочка, ёмкость с водой.

Зрительный ряд: различные образцы матрёшки, вырезанные солнышки для каждого ученика.

 

План урока

  1. Мотивационный компонент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Создание проблемной ситуации
  4. Совместное открытие новых знаний (презентация + доклад) Постановка решения учебной задачи.
  5. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Выставка работ.
  9. Рефлексия.

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.      Мотивационный компонент.

Цель: создать условия для внутренней потребности включения в деятельность.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое и поговорим и старинном символе России. Но прежде чем туда отправится проверьте всё ли у вас на партах (баночки с водой, бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, тряпочка и  шаблоны).

-Давайте вспомним правила  урока!

Проверка готовности к уроку и коллективный  рассказ стихотворения:

            Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

2.      Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к знаниям.

- А вот что же это за старинный символ России? Вы узнаете, когда отгадаете загадку, а детям с ОВЗ загадки даются на карточках (учитель зачитывает, когда весь класс думает над загадкой прочитанной ранее)

 Рядом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Карточка с загадкой:

Куколка от нас с тобой

Прячет маленьких сестричек рой.

Деревянные, как ложки,

И зовут их всех… (матрешки).

 - Кто это?

-Правильно, матрёшка! (на  интерактивной доске  появляется большая матрёшка слайд 1.)

- Молодцы!

 Учитель показывает игрушки- матрёшки.

Детям с ОВЗ даются матрёшки лично на парту в руки.

- Рассмотрите её внимательно.

 

Учащиеся отвечают, отгадывая загадку

 

 

 

 

 

 

- Матрёшка или матрёшки.

 

 

 

 

- Матрёшки!!!

 

 

Все внимательно смотрят.

А «особые» детки внимательно её рассматривают, трогают руками и разбирают, собирают матрёшку.

 

3.      Создание проблемной ситуации.

Цель: создать  положительный эмоциональный настрой для усвоения нового материала.

-Почему же её называют русской красавицей?

-Знаете?

-Хотите выяснить и узнать?

- Поэтому тема сегодняшнего урока посвящена Русской красавице известной во всём мире, талисману России – матрёшке!

-На сегодняшнем уроке мы  познакомимся с историей русской матрёшки и научимся красиво расписывать одежду матрёшки.

Учащиеся отвечают на вопросы

- Не знаем?

- Очень хотим.

 

 

 

Слушают учителя.

4.      Совместное открытие новых знаний.

(презентация + доклад) Постановка решения учебной задачи.

- Сегодня для нашего урока дети из каждой группы приготовили доклады.( На доске появляется слайд 2. Темы докладов.)

- Что же такое матрёшка? Расскажет…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодец! Спасибо за доклад!

 

- Как вы думаете, матрешка – исконно русская игрушка или нет?

(Рассказ учителя)

- Прообразом русской матрешки стала точеная фигурка буддийского святого Фукурумы,  которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец,   один из семи богов удачи. (Слайд 3.)

 

 - Кто же создал матрёшку? Расскажет…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодец! Спасибо за доклад!

(Рассказ учителя)

- В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрешку наградили бронзовой медалью « За лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи». Игрушка так понравилась в России и за границей, что началось массовое производство матрешек.

Популярность матрешки привела к тому, что их стали делать не только в Сергиевом Посаде, но и в других областях России. Постепенно появились разные стили росписи любимой народом игрушки. Кроме сергиево-посадских, появились семёновские матрёшки, вятские, полхов-майданские.

Сергиево-посадская похожа на людей. У нее всегда прорисованы ручки, есть полный костюм: рубаха, сарафан, передник. Эта матрёшка – работница: она, как правило, с предметами – курицей, узелком, поросёнком, кошкой, ребёнком, корзинкой. В посадской матрешке цвета разнообразные, яркие и сам цвет распределён равномерно. (Слайд 5.)

Загорские матрешки - круглолицые девушки в платках, передниках и сарафанах. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками. Обычно используют три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Контуры рисунка обводят черным. (Слайд 6)

Семеновская матрёшка появилась в селе Семеново, в поволжье на 20 лет позже сергиево-посадской. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семеновская матрёшка была почти в каждой семье.

(Слайд 7).

Формой полховская матрешка заметно отличается от своих сестер. У нее вытянутая фигурка с маленькой, головкой или почти ровный столбик. Полховская матрёшка самая цветастая, но и самая грубо прописанная. У неё часто отсутствуют в рисунке ручки, нет дополнительных деталей. Роспись полховских матрешек строится на сочетании несочетаемых цветов: малинового – красного, зеленого- желтого, лилового и черного.

(Слайдж 8.)

        Вятская матрёшка самая северная  матрёшка. Это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой.  Особенность вятской матрёшки в том, что ее не только расписывают красками, но и украшают соломкой.

Мода на матрешку вышла за пределы национальных границ. Появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях (Слайд 9).

 

-  Как же появляется на свет матрёшка?  Расскажет…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодец! Спасибо за доклад!

(Рассказ учителя)

- Очень популярны матрешки и по мотивам сказок:  Сказка о царе Салтане, Сказка о мертвой царевне Алексанра Пушкина, Конек-Горбунок Павла Ершова и многие другие…

Самая большая матрешка высотой один метр состоит из 72-х кукол. Это семёновская матрёшка. По мастерству исполнения её можно сравнить с блохой, которую подковал Левша: стенки каждой куколки полмиллиметра! ( Слайд 10). Самая маленькая матрешечка размером с пшеничное зёрнышко.

(Слайд 11).

Матрешки вдохновляют современных художников на новые проекты. В 2011 году на русской выставке в Париже были показаны матрешки высотой 5 метров! Каждая представляла один из народных промыслов России: жостово, городецкую роспись, хохлому и другие.

Собрания матрешек находятся более чем в 30 странах. В одной американской коллекции их более 6 000. Матрешка обошла не только земной шар, она даже в космосе побывала. Ее взял в полет космонавт Андриян Николаев. Семеновская матрешка «Космос взят!»

На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. 

-Давайте на время представим себя матрешками.

 

Учащиеся у доски выступают с докладами, все остальные внимательно слушают.

Ученик1.

 - Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяна, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.  В словаре   русского  языка С. И. Ожёгова есть определение :

  Что такое матрёшка?

 «  Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко  разрисованная кукла  в виде  полуовальной фигуры, в которую  вставляются другие такие же куклы  меньшего  размера»

Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

 

Предположение детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 2.

Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из  дерева  похожие  фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Самым  распространённым на Руси  именем было  Матрёна, если ласково, то Матрёшка.  Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первая матрешка цела до сих пор и находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде (Слайд 4)

 

 

Учащиеся внимательно рассматривают слайды и слушают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 3.

- У каждого мастера есть свой секрет. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, берёза, осина. Первой на свет появляется маленькая матрёшка, которая не открывается.  Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу  и хорошо держатся.  Когда тело матрёшки готово, начинается  процесс,  который  придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность - роспись.  Сначала мастер точит самую маленькую матрешечку. Заготовку надо выточить из дерева, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

         Порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше... Самой популярной является пятиместная матрешка. Но часто встречаются матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.

Современные художники делают матрешек в стиле лаковой миниатюры Палеха или Федоскинской росписи. Сейчас в жизни матрешек самый интересный период. Наступило время авторской игрушки. Но места ее производства остались прежними.

 

 

 Учащиеся внимательно слушают и рассматривают слайды.

5.      Динамическая пауза.

Звучит русская народная музыка.

Учитель показывает танцевальные движения.

- Вот туловище и ножки разогрелись, а теперь должны разогреться пальчики на руках, что бы легче было выполнять работу.

***

Мы весёлые матрёшки

Мы танцуем и поем,

Никуда от нас не деться,

Всех нас вместе  в десятерым…

Дети встают и выполняют движения за учителем.

Ученики садятся и приготавливают пальчики.

 

 

 

Выполняют движения пальчиками за учителем.

6.      Самостоятельная работа учащихся.

Цель:  применение нового, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

-Ребята, у каждого на парте лежат шаблоны матрёшек. Сегодня мы попробуем стать мастерами-художниками и нарисуем и распишем  матрешки.

Работать мы будем в группах.

Первая группа рисует Сергеево –посадских матрёшек.

Вторая группа – Загорских матрёшек.

Третья группа – Семёновских матрёшек.

 Четвёртая группа – Полховских матрёшек.

- Сначала надо показать лицо и линию волос. Потом аккуратно намечаем глаза, нос и рот, щёки.

- Далее  рисуем  одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.   Растительный узор на матрёшке вы  выполните самостоятельно. Проявите свою фантазию! Для этого вы будете использовать цветочный мир, листья и ягоды. Какие цвета гуаши лучше использовать? Правильно, желтый, красный, синий и зеленый. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

-Желаю всем творческих успехов!

Учитель отмечает трудолюбие, аккуратность выполнения, умение подобрать сочетание цвета, индивидуально у каждого ученика.

 Все матрёшки представлены на  слайде 12.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют работу вместе и под контролем учителя, опираясь на слайд 12.

 Детям с ОВЗ учитель уделяет большее внимание при рисовании матрёшки, в подборе узора и подборе цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заканчивают свою работу.

7.      Включение в систему знаний и повторений.

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

-Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение.

Давайте вспомним:

(вопросы задаются устно)

- Ребята, о ком  мы сегодня говорили?

- Кто был прообразом русской матрешки?

 - От какого русского имени названа матрёшка?

- Какие  виды русских матрешек вы запомнили?

Для «особых» детей даются карточки.(Слова в два столбика, нужно соотнести понятия)

Русская красавица              Семёновская матрёшка         

Буддийский святой                  святой Фукурма

Ласковое имя                             матрёшка

Село Семёново                          Матрёнушка

 

 

Ответы детей.

- О русской красавице – Матрёшке.

- Прообразом русской матрёшки стала точёная фигура буддийского святого Фукурмы.

- Матрёшка названа в честь самого распространённого имени на Руси – Матрёна или ласково Матрёнушка.

- Матрёшки были Сергиево –посадские, загорские, семёновские, полховские и вятские.

 

Выполняется взаимопроверка «сильные» дети проверяют ответы на карточках)

8.      Выставка работ.

            Организация выставки изготовленных работ для анализа результата.

-Ребята, кто выполнил работу, тот может уже прикреплять свои рисунки на доску. И мы все вместе посмотрим, что у вас вышло.

 Посмотрите, какие замечательные и необычные матрёшки  у вас получились!

 

Осматривают рисунки, демонстрируют, оценивают достижения свои и других.

Находят недочёты и говорят об ошибках.

9.      Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание границ применения нового знания.

Молодцы!

Вы все справились с работой.

Как вы думаете, удалось ли ребятам передать образ русской красавицы - мартёшки? Докажите.

Итак, что мы сегодня делали на уроке? Все ли этапы вы соблюдали, когда работали самостоятельно? Сложно ли вам было выполнять работу? В чем были сложности?

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

 

 

 

 

 

Урок подошел к концу, вы большие молодцы.

Спасибо за урок!

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Дети выставляют солнышко на ступеньку шкалы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики благодарят учителя за урок.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

Конспект современного урока по математике "Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше?" 2 класс

Урок разработан в соответствии ФГОС. К уроку составлена технологическая карта, презентация....

Технология построения конспекта современного урока

Технология построения конспекта современного урока...

Открытый урок музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»»

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Знакомство с составом симфонического оркестра на примере сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт»». Тип урока: урок открытия нового знани...

Конспект открытого урока в 8-е классе по предмету « Математические представления и конструирование» тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположении». Составила и провела учитель 1 категории Казачек И.А. Дата проведен

Конспект открытого урока в 8-е классепо предмету « Математические представления и конструирование»тема: «Упражнения в узнавании цифр от 1 до 9, в правильном и перевернутом расположен...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...