Использование современных инновационных образовательных технологий в начальной школе.
статья на тему

Солдатова Елена Николаевна

Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных инновационных образовательных технологий в начальной школе.

Рыбченко Е.И.,

учитель начальных классов

школы-интерната №30 ОАО «РЖД»

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. С одной стороны в  меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества.

             Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе.

Современные   технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и «научиться учиться». Именно на это должен быть ориентирован процесс обучения.

В школу сейчас приходят дети,  которым в будущем  предстоит решать проблемы нашего общества. На выходе из школы они должны быть  максимально к этому готовы. Задача учителя не просто дать детям знания, а научить применять их на практике, преодолев тем самым разрыв между обучением и жизнью. Научить детей учиться, при этом сохранить здоровье и воспитать полезного обществу гражданина, который был бы успешен в своей профессии в будущем.

            Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе:

технология проблемного обучения;

технология проектного обучения; 

информационно-коммуникационные технологии;

технологии дифференцированного обучения;

технологии игрового обучения;

технология «Портфель ученика» (Портфолио);

здоровьесберегающие технологии;

технология обучения в сотрудничестве.

Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Задачи проектного обучения:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Проект — это «пять П». Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио.

Этапы работы над проектом:

I этап: «Погружение» в проект.

II этап: Планирование деятельности.

III этап: Реализация плана действий.

IV этап: Подготовка к защите проекта.

V этап: Презентация проекта.

VI этап: Рефлексия

В своей учебной и воспитательной деятельности я активно веду работу по  проектной и исследовательской деятельности. С первого класса я практикую мини проекты в паре на уроках и во внеурочной деятельности. «Знакомьтесь, моя семья», «Здравствуй, осень», «Подарки леса», «Мое хобби», «Береги природу», «Я иду домой»,  «Безопасность в школе и дома», «В гостях у сказки», «Все профессии важны…», и т.п. Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной научной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта.

Например, с учениками выполняли проект «Дорожная азбука». Подготовка к защите проекта: дети готовили сообщения по правилам дорожного движения, загадки, стихи собственного сочинения, рисунки, фотоработы, под руководством родителей готовили презентацию, встречались с инспектором ГИБДД, делали инсценировку. В результате данного проекта учащиеся усвоили ПДД, проект был представлен в виде агитбригады по ПДД, был создан сборник стихов по правилам дорожного движения учеников 2 А класса, работы учащихся Тороевой Дарьи и Бабий Руслана (рисунок, оригами) стали победителями школьного этапа городского конкурса по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога глазами детей».

В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),  устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Литературно-исследовательский проект «Добрый сказочник».

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

В процессе подготовки к уроку и на уроке я использую готовые электронные учебники, справочники, тренажёры, видеоуроки, составляю тестовые задания к урокам по отдельным темам, использую средства ИКТ для оформления исследовательских работ, составления мультимедийных презентаций, слайд - проектов. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Компьютерные  технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благоприятный эмоциональный фон, содействует росту успеваемости учащихся по предмету. Позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика; делает занятия интересными и развивает мотивацию, учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Технологии дифференцированного обучения. В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

Поэтому мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.  Считаю, что у каждого ученика должна быть ситуация успеха, а это возможно только тогда, когда он самостоятельно выполняет задание и получает положительную оценку. Для этого применение дифференцированного обучения как нельзя кстати. Выполняя задания разного уровня, каждый ученик может получить положительную оценку.

Технологии игрового обучения.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

В своей работе я применяю различные виды игр например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечный рассказ», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность -  «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Математическая лесенка» и т.д.

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Функции игр, как метода изучения: облегчать учебный процесс, оживлять его (сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.);  «театрализация» учебного  процесса (игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей; артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, чтении сказок); соревновательная (игра возбуждает активность, стремление к лидерству, к соревнованию в качестве и глубине знаний, к  творчеству).

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как: «Урок - игра», «Урок - викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет мне развивать   у младших школьников  компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В ходе такой работы ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, умений  эффективно решать проблему в нестандартных ситуациях.

         Технология «Портфель ученика» (Портфолио). В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. «Портфолио» учеников состоит из двух обязательных частей (учебная деятельность, участие в делах класса, школы), в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

Технология обладает широкими возможностями для реализации творческих способностей и познавательных интересов школьников в конкретных условиях. Использование позволяет стимулировать учащихся, ориентировать их на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и  коммуникативных достижениях.

Здоровьесберегающие технологии.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

На уроках всегда организуется смена видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; проводятся уроки здоровья, беседы с мед. работником школы по профилактике заболеваний и гигиеническим вопросам; на переменах организовываем оздоровительные игры; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание  и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Здоровьесберегающие технологии применяются в моём классе как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности (программы спортивно-оздоровительного направления «Футбол», «Ритмика» «Калейдоскоп занимательных игр»). На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека.

Педагогика сотрудничества

Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; 75 % учащихся самостоятельно работают на компьютере (не только могут найти необходимый материал из источника, но и набрать текст, выполнить проверочную работу, тест); создают проекты и умеют представить их; учащиеся моего класса проявляют большой интерес к областным, городским и международным мероприятиям; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых тем, новых открытий в себе и окружающем мире.

Разнообразные современные образовательные технологии,  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся, увеличивать число детей, принимающих участие в олимпиадах и  конкурсах. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Список литературы

  1. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.
  2. Инновационные технологии петербургской современной школы: концептуальный анализ: методическое пособие/ Е.А. Марковская, И.В. Муштавинская-СПб.: СПб АППО, 2010.
  3. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.,1989.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
  6. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.



Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №30 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

 «Российские железные дороги»

Самоуправление класса

«Станция ДРУЖБА»

                                                                                    Составитель:

учитель начальных классов

                                                                                        Рыбченко Е.И.

Комсомольск-на- Амуре

2015г.

Самоуправление класса

«Станция ДРУЖБА»

Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

        Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

·создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела;

·создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

·развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

·воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

·создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

·формировать толерантность.

Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы:

        

Структура самоуправления класса.

Высший орган - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться  и родители обучающихся.  В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

- определение программы деятельности своего ученического коллектива;

- избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

- избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

- координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

- внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

      Ведет классное собрание его председатель -  классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю.  В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Начальник станции выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Начальник станции совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся тайным голосованием. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.

Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

1.     Сектор «Просвещение» - оказывает помощь обучающимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, помогает   классному  руководителю  проводить  рейтинг  обучающихся  по  результатам  обучения,  готовит  интересные  тематические  классные  часы,  викторины,  знакомит с  современными  достижениями  науки  и  культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий  для обучающихся начальных классов.

2.     Сектор « Порядок» -  по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка,  составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает  сборы  макулатуры,  

3.     Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, освобождение Курской области от немецко-фашистских захватчиков, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты), возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев, участие в ежегодном смотре песни и строя.

4.     Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы, занимается с   классными руководителями организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

5.     Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности обучающихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях;  руководит работой по оформлению классного альбома.

6.     Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

7.     Сектор «Забота и добро» вносит разнообразие в социально значимую деятельность обучающихся. Сектор  организовывает  поздравление  ветеранов,  визиты  к  долгоболеющим  и  не  посещающим школу  ученикам,  обеспечивает  участие  класса  в  проводимых  школою  акциях  милосердия  и  прочих  акциях («Подари школе книгу!», «Подари детям радость», «Дети - солдатам» и т.д.)

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. самостоятельные и проверочные  работы тестового характера.

В тестовую работу можно включить во 2 классе - 9-10 заданий, в 3 классе - 12-13 заданий, в 4 классе - не более 15-16 заданий.

Оценочная норма предполагает выставление:

«5» - при 90-100% набранных тестовых баллов,

«4» - 70-80%,

«3» - 50-60%.

Во 2, 3, 4 классах – не менее 2 контрольных работ. (по усмотрению учителя)

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Содержание и объем материала, подлежащего   контролю определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Характеристика оценки (отметки) устного ответа

отметка «5» ставится, если ученик:

•     полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как
    учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
    умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

отметка «4, если ученик:

  • дает ответ, который соответствует в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
    замечанию учителя.

отметка «3», если ученик:

•        неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

отметка «2» ставится в следующих случаях:

•        не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Характеристика цифровой оценки (отметки) письменной контрольной   работы

 «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Характеристика цифровой оценки (отметки) самостоятельной работы

«5» ставится, если учащийся: самостоятельно и творчески планирует выполнение работы, соблюдает технологическую последовательность, самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, соблюдает заданное время.

«4» ставится, если учащийся: правильно планирует выполнение работы; самостоятельно использует знания программного материала, в основном правильно и аккуратно выполняет задание; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, соблюдает заданное время.

«3»   ставится,   если   учащийся:   допускает   ошибки   при   планировании   выполнения  работы;   не   может  самостоятельно   использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия.

«2» ставится, если учащийся: не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание; не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия и другие средства.

Критерии оценок контрольных работ по русскому языку

Отметка

Диктант (пройденный материал)

Словарный диктант

Списывание

Грамматическое задание

«5»

нет ошибок

без ошибок

за безукоризненно выполненную

без ошибок (или 1 ошибка или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 дополнительное задание)

«4»

не более 2 ошибок

допущена 1 ошибка и 1 исправление

1-2 исправления или 1 ошибка

1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено 1 доп. задание)

«3»

не более 5 ошибок

допущены 2 ошибки и 1 исправление

2-3 ошибки

не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки или 1-2 недочета или верно выполнено 1 доп. задание)

«2»

если допущено 5 и более ошибок

за работу, в которой 3-5 ошибок

4 ошибки и более

менее половины задания

Организация и проведение творческих работ

Периодичность проведения творческих работ обучающего характера (сочинения и изложения) - примерно один раз в 10 -12 дней.

Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих (с первых уроков 1 класса в виде небольших устных рассказиков, но постепенно перерастают в серьёзную умственную планируемую работу). Сочинения должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю, жанрам, и по тематике, и по степени самостоятельности и творческого вклада.

Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи.

Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):

Отметка

Критерии

Допускается

«5»

правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное изложение темы (сочинение); богатство словаря; правильное речевое оформление.

не более 1 речевой неточности

«4»

правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей.

не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста

«3»

допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение); допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений; беден словарь; имеются речевые неточности.

не более 5 недочетов в содержании и построении текста

«2»

работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение); допущено много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; отсутствует связь между частями текста, беден словарный запас.

более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста

Критерии оценки тестовой работы:

«5» - высокий уровень -  - 100%-80%;

«4» - выше среднего - 79%-65%;

«3» - средний - 64%-50%;

«2» - низкий - менее 50%

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения - понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить пять раз в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце каждой четверти. Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении основных этапов обучения в течение года и по классам.

Нормативы по проверке темпа чтения:

Уровень

Учебные четверти

I

II

III

IV

2 КЛАСС

Высокий – «5»

больше 35 слов

больше 40 слов

больше 45 слов

больше 50 слов

Выше среднего (норма) – «4»

30-40 слов

30-40 слов

35-45 слов

45-50 слов

Средний – «3»

23-29 слов

23-29 слов

30-34 слов

35-44 слов

Низкий – «2»

меньше 23 слов

меньше 23 слов

меньше 30 слов

меньше 35 слов

3 КЛАСС

Высокий – «5»

больше 55 слов

больше 60 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

Выше среднего (норма) – «4»

50-55 слов

55-60 слов

55-60 слов

65-70 слов

Средний – «3»

40-49 слов

45-54 слов

45-54 слов

55-64 слов

Низкий – «2»

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 50 слов

меньше 55 слов

4 КЛАСС

Высокий – «5»

больше 75 слов

больше 80 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

Выше среднего (норма) – «4»

70-75 слов

75-80 слов

80-85 слов

85-90 слов

Средний – «3»

65-69 слов

65-74 слов

70-79слов

75-84слов

Низкий – «2»

меньше 65 слов

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 75 слов

Вместе с тем, необходимо помнить, что темп чтения каждого ребёнка индивидуален.

Критерии и характеристика оценки (отметки) устного опроса:

•        полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои

суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает

ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает

такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),

при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии   оценки (отметки)  чтения по ролям

•     своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать безошибочно; читать выразительно.

Оценки:

«5» - выполнены все требования;

«4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию;

«3» - допущены ошибки по двум требованиям;

«2» - допущены ошибки по трем требованиям

Критерии оценки (отметки) пересказа текста

Оценки:

«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану),

правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков:

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их;

«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает

речевые ошибки;

«2» - не может передать содержание прочитанного

Критерии оценки (отметки) теста

«5» - высокий уровень -  - 100%-90%;

«4» - выше среднего - 89%-70%;

«3» - средний - 69%-50%;

«2» - низкий - менее 50%

Критерии   оценки (отметки) выразительного чтения и чтения стихотворения наизусть

•     правильная постановка логического ударения; соблюдение пауз; правильный выбор темпа; соблюдение нужной интонации; безошибочное

чтение.

Характеристика цифровой оценки (отметки) выразительного чтения

Оценки:

«5» - выполнены все требования;

«4» - не соблюдены 1 -2 требования;

«3» - допущены ошибки по трем требованиям;

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям;

Характеристика цифровой оценки (отметки) чтения наизусть

Оценки:

«5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает;

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности;

«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста;

«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст;

Обязательное чтение наизусть:

2 класс

8

3 класс

8

4 класс

10

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Проверочные, самостоятельные работы проводятся по узловым вопросам, составляющим основу начального математического образования:

  • усвоение учащимися нумерации чисел в пределах изученного (сотня, тысяча, миллион),
  • табличные случаи сложения, вычитания, умножения, деления,
  • внетабличное умножение и деление в пределах 100,
  • алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел,
  • порядок выполнения действий в выражениях 3-4 действия) со скобками или без скобок,
  • решение текстовых арифметических задач,
  • преобразование величин (меры длины, массы, времени),
  • вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия и в конце год

Класс

Контрольные работы

2 класс

6

3 класс

10

4 класс

6

Примерный объем контрольной работы

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

1. Задания вычислительного характера

Устное вычисление:

А) сложение,  вычитание в  пределах 100 (10-12 выражений)

внетабличные и табличные случаи умножения, деления в пределах 100 (8-10 выражений)

Внетабличные случаи умножения и деления в пределах 1000 (5-6 выражений)

Б) выражения на порядок действий (в 2 действия)

выражения на порядок действий (в 3 действия)

выражения на порядок действий (в 3-4 действия)

В) задания на сравнение чисел и выражений, направленные на нахождение закономерности и зависимости

сравнение величин (меры, длины, массы, времени)

Письменное вычисление:

Задания на проверку усвоения письменных алгоритмов сложения, вычитания, умножения, деления

2. Арифметическая текстовая задача

простые и составные задачи,  решаемые действиями сложения и вычитания

составные задачи, решаемые действиями сложения, вычитания, умножения, деления. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость (задачи в 2-3 действия)

составные задачи в 2-4 действия. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью, временем, расстоянием. Задачи с пропорциональными величинами

3. Задания геометрического содержания

начертание заданных отрезков

построение прямоугольника, квадрата. Нахождение их периметра

нахождение площади и периметра прямоугольника и квадрата

Характеристика оценки (отметки) устного опроса

Оценка «5» - если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверять произведенные вычисления; умеет самостоятельно решить задачу; правильно выполняет задания практического характера; точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Оценка «4» - если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Оценка «3» - если в ответе неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; математической ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированностъ основных умений и навыков.

Оценка «2» - если в ответе не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Критерии оценки (отметки) письменных работ учащихся

«5» ставится, если: работа выполнена полностью;  в логических   рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

«4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках

(если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

«3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

«2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Критерии оценки (отметки) математического диктанта

Оценки:

«5»   ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

«4»   ставится, если выполнена неверно 1 /5 часть примеров от их общего числа.

«3»   ставится, если выполнена неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.

«2»   ставится, если неверно выполнено менее 1/2 части примеров от их общего числа.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За
неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

Критерии оценки (отметки) теста

«5» - высокий уровень -  - 100%-80%;

«4» - выше среднего - 79%-65%;

«3» - средний - 64%-50%;

«2» - низкий - менее 50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. ТЕМА:«Инновационные образовательные технологии в начальной школе».

Данная работа содержит в себе практическое и теоретическое использование одной из натболее интересных и сложных тем ФГОС, надеюсь, что она станет помощником для молодых коллег и одной из познавательны...

Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные  технологииЗдоровьесберегающие технологии Личностно-ориентированные Системно-деятельностный подходРазвитие критического мышления через чтение и письмо...

Использование инновационных образовательных технологий в начальной школе

Сообщение о современных образовательных технологиях...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Инновационные образовательные технологии в начальной школе.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  Главной целью инновац...

Инновационные образовательные технологии в начальной школе

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.  ...