Преемственность учителя начальных классов и воспитателя детского сада
статья на тему

Кураева Наталья Александровна

Преемственность    учителя начальных классов и воспитателя детского сада по  формированию познавательной мотивации  детей.

 

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

                                                                                             Л. С. Выготский

 

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным  и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления  новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

По ФГОС к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

•        ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

•        ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства.

 Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

•        ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.

•        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

•        ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.

•        ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Один из принципов   дошкольного образования звучит:  формирование познавательных интересов и познавательных   действий ребенка в различных видах деятельности, перекликается с принципом  деятельностного  подхода в обучении младших школьников, при котором необходимо работать над развитием мотивационной сферой ребёнка.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

 Именно  активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Формирование познавательных интересов  связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы осуществления преемственности:

1.                Работа с детьми:

1.                экскурсии в школу;

2.                знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

3.                участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

4.                выставки рисунков и поделок;

5.                встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

6.                совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

7.                участие в театрализованной деятельности;

8.                посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

 

2.                Работа с педагогами:

1.                совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2.                семинары, мастер- классы;

3.                круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

4.                проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

5.                взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

6.                открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

7.                педагогические и психологические наблюдения.

3.                Работа с родителями:

1.                совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

2.                круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

3.                консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

4.                дни открытых дверей;

5.                анкетирование, тестирование родителей;

6.                образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

7.                визуальные средства общения;

8.                заседания родительских клубов.

 

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_ped._sovet.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность    учителя начальных классов и воспитателя детского сада по  формированию познавательной мотивации  детей.

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

                                                                                             Л. С. Выготский

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным  и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления  новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

По ФГОС к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

•        ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

•        ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства.

 Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

•        ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.

•        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

•        ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.

•        ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Один из принципов   дошкольного образования звучит:  формирование познавательных интересов и познавательных   действий ребенка в различных видах деятельности, перекликается с принципом  деятельностного  подхода в обучении младших школьников, при котором необходимо работать над развитием мотивационной сферой ребёнка.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

 Именно  активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Формирование познавательных интересов  связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:
  1. экскурсии в школу;
  2. знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  3. участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  4. выставки рисунков и поделок;
  5. встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  6. совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  7. участие в театрализованной деятельности;
  8. посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

  1. Работа с педагогами:
  1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  2. семинары, мастер- классы;
  3. круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
  4. проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  5. взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  6. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  7. педагогические и психологические наблюдения.
  1. Работа с родителями:
  1. совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  2. круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  3. консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
  4. дни открытых дверей;
  5. анкетирование, тестирование родителей;
  6. образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
  7. визуальные средства общения;
  8. заседания родительских клубов.

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО учителей начальных классов и воспитателей ГПД

Анализ работы ШМО учителей начальных классов  за 2009-2010 уч.год...

Портфолио учителя начальных классов и воспитателя ГПД.

Образец портфолио учителя начальных классов и воспитателя ГПД....

План работы районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей детских садов

В  данной  статье   даётся  план  работы    районного   методического  объединения   учителей  начальных  классов  и  воспитателей  детских  садов  на  новый  учебный  год....

Конспект открытого урока по математике в 1 «а» классе для воспитателей детского сада

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц...

Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"

Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...