Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Шпак Ольга Николаевна

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения:ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности; обучение предметным играм; организация предметно-игровой среды; развитие ловкости и координации;

развитие мелкой моторики и высших психических функций; общение взрослого с детьми в процессе игры.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;  

- упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять движения по инструкции педагога;

- согласовывать движения рук и глаз;

-  обводить по трафарету, штриховать фигуры;

- драматизировать сказки;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- играть в боулинг, лото (совместно с педагогом);

- играть в ролевые игры.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП игра, игротерапия 2 класс71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Игра, игротерапия»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов ___34____, кол-во часов в неделю__1_

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

У детей с особыми образовательными потребностями игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития. Без специального обучения дети не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является разлитым, недифференцированным, неустойчивым. Это проявляется в том, что как правило, у них не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание, после чего игра прекращается.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого.

Дети с ОВЗ склонны к использованию игрушек, являющих копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик – мыло, стол, стул и т.д., стул – мотоцикл, лошадка и т.п. Неумение детей использовать предметы-заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, а также с тем, что у них чрезвычайно беден опыт предметных действий вообще.

Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс по обучению игре;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности; - формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

  • Ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
  • Обучение предметным играм;
  • Организация предметно-игровой среды;
  • Развитие ловкости и координации;
  • Развитие мелкой моторики и высших психических функций;
  • Общение взрослого с детьми в процессе игры.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение находить ответы на картинке;

- умение работать в паре и микрогруппе;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;  

- упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- выполнять движения по инструкции педагога;

- согласовывать движения рук и глаз;

-  обводить по трафарету, штриховать фигуры;

- драматизировать сказки;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- играть в боулинг, лото (совместно с педагогом);

- играть в ролевые игры.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • тематический демонстрационный материал,
  • сюжетные картины,
  • игрушки: пирамидки, мячи, куклы, машинки, мягкие игрушки,
  • дидактические игры, лото,
  • тематические пазлы и разрезные картинки,
  • тематические трафареты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Театрализованные игры.

1

«Колобок».

 Повторение сказки, драматизация.

Чтение и драматизация сказки.

Книга «Колобок», куклы би-ба-бо или мягкие игрушки животных, бабушки, дедушки.

2

«Теремок».

Повторение сказки, драматизация сказки.

Чтение, пересказ по картинкам, драматизация.

Книга «Теремок», набор картинок «Теремок», куклы би-ба-бо или мягкие игрушки.

3

«Больница».

Повторение правил поведения в больнице и в кабинете врача.

Рассказ учителя о правилах поведения в больнице и кабинете врача, «лечим куклу», игра по ролям «Доктор – пациент».

Белый халат, игрушечные мед инструменты, кукла.

4

Сказка “Курочка Ряба”.

Повторение сказки, драматизация сказки.

Чтение, пересказ по картинкам, драматизация.

Книга «Курочка Ряба», набор картинок сказки, куклы би-ба-бо или мягкие игрушки.

5

Сказка «Репка»

Повторение сказки, драматизация сказки.

Чтение, пересказ по картинкам, драматизация.

Книга «Репка», набор картинок сказки, куклы би-ба-бо или мягкие игрушки.

6

«Сказка «Маша и Медведь».

Повторение сказки, драматизация сказки.

Чтение, пересказ по картинкам, драматизация.

Книга «Маша и Медведь», набор картинок сказки, куклы би-ба-бо или мягкие игрушки.

Сюжетно-ролевые игры.

1

Игра “Боулинг”.

Развитие ловкости и координации движений. Учить ждать своей очереди в игре.

Учить детей слушать правила игры, сбивать кегли мячом.

Мяч, кегли.

2

Игра «Чаепитие».

Повторить и уточнить правила поведения при походе в гости и поведение за столом.

Повторять приветствие и прощание, накрывать на стол, пить чай, убирать со стола.

Пластиковая посуда, угощенье.

3

Игра «Ферма».

Повторение названий домашних животных, их детенышей, чем питаются и какую пользу приносят человеку.

Игра с животными, соотношение животных и их детенышей, кормление животных фигуркой фермера.

Игровой набор «Ферма».

4

Игра «Чей голосок?».

Развитие фонематического слуха.

Прослушивание голосов животных, нахождение соответствующей фигурки животного.

Книга с голосами животных, фигурки животных.

5

«Магазин».

Повторение названий фруктов и овощей, дифференциация.

Повторяем названия фруктов и овощей, их внешний вид. Повторение правил поведения в магазине (соблюдение очереди), называние нужного продукта, складывание продуктов в сумку, заплатить деньги. Проигрывание ситуации.

Муляжи овощей и фруктов. Сумка, деньги – бумажки.

6

Игра «Дочки – матери».

Формирование сюжетно-ролевой игры.

Выполнение (подражание) простых действий с куклой: покорми, покачай, уложи спать.

Куклы, коляска, ложка, чашка, тарелка, кроватка, одеяло.

Дидактические игры.

1

Дидактические игры

Развитие высших психических функций.

Игры с дидактическим пособием.

Доски Сегена, мозаики, пазлы и др. игры.

2

Лото.

Развитие слухового и зрительного внимания, обучение играть в коллективе.

Игра в Лото.

Наборы Лото.

3

Игры на развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук.

Игры с крупами: выбирать фасоль из риса, пересыпать ложкой рис в миску, рисовать пальчиками по манке.

Крупы, ложка, миски, подносы.

4

Игра «Волшебный мешочек».

Развитие тактильного восприятия.

Ощупывание предметов. Ощупывание предметов закрытыми глазами (руки под партой). Доставание предмета по просьбе педагога из мешочка на ощупь.

Мешочек, различные предметы (кубик, шар, палочка, кольцо, подушечка, и пр.).

Список литературы.

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  3. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
  4. Учите, играя. Максаков А.И., Тумакова Г.А. М.1983 «Просвещение».
  5. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителя-дефектолога. Е.А. Стребелева. Владос, М.2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Актуальностью данного курса обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с умственной отсталостью, которая рассматривается   как система развиваю...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...