Конспект урока-экскурсии во 2 классе "Какой бывает транспорт?"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Сорокина Татьяна Тимофеевна

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Какой бывает танспорт?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок во 2  классе

по окружающему миру

Тема: «Какой бывает транспорт?»

Учитель начальных классов: Сорокина Т.Т.

2012г.

Тема урока: «Какой бывает транспорт?»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления о видах транспорта и его назначении.

Задачи:

Предметные: расширить и систематизировать  знания учащихся о видах транспортных средств и их назначении, использовании человеком; познакомить детей с профессиями людей, работа которых связана с транспортными средствами, показать значение транспорта в жизни человека; учить пользоваться телефонами экстренного вызова; совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.

Метапредметные: активизировать познавательный интерес детей, развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление. Развивать информационную компетентность. Продолжить формировать умения соблюдать правила уличного движения и правила поведения пассажиров; развивать у учащихся кругозор и познавательный интерес.

 Коммуникативные: воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников; способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; владеть навыками совместной деятельности, соблюдать нормы поведения в транспорте.

Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать  транспортные средства по их видам и назначению, дети  запомнят номера  телефонов экстренных служб; запомнят правила поведения в различных видах транспорта и на дороге; узнают историю автомобиля.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация PowerPoint; выставка транспортных средств; заголовки к музейным витринам; номера телефонов экстренных служб; кроссворд, загадки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный

           этап

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проходите, пожалуйста! Какие вы все красивые! Мы вас очень долго ждали. Проходите, пожалуйста, садитесь на стульчики!

Давайте ещё раз поприветствуем друг друга! Посмотрите на соседа и подарите ему свою улыбку. Молодцы!

Я теперь с хорошим настроением я рада всех  приветствовать в нашем красивом музее, по которому мы совершим экскурсию, а я буду вашим экскурсоводом.

Дети входят в кабинет.

Дети садятся на стулья в центре кабинета

Ребята друг на друга смотрят и улыбаются друг другу.

  1. Актуа

лизация знаний

Словарная работа

Учитель:  Ребята, поднимите руки, кто из вас уже бывал в музее? А что такое музей? (ответы детей). Кого называют экскурсоводом?

(Музей – это учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой предметов, а также музеем называется здание, в котором эти предметы хранятся;

Экскурсия – это коллективное посещение музея. Или какой-то выставки;

Экскурсовод – это тот, кто руководит экскурсией, показывает посетителям предметы, которые выставлены в музее.

Дети отвечают на вопросы учителя  (кто был в музее? Что такое музей? Кто такой экскурсовод?)

  1. Самоопределение к деятельности:

Ребята, а сейчас, чтобы узнать тему нашей экскурсии давайте отгадаем загадки.( Я загадываю загадки о транспорте).

  1. Быстро он по рельсам мчит
    И колесами стучит.
    Не газует, не дымит,
    Просто весело звенит.
    Ездит в нем и стар, и млад
    На работу, в детский сад.
    Остановка. Не зевай,
    Поскорей садись в ...
    (трамвай)
  2. Там, где строят новый дом,
    Ходит воин со щитом.
    Где пройдёт он, станет гладко,
    Будет ровная площадка.
    (Бульдозер)
  3. По волнам дворец плывет,
    На себе людей везет.
    (Корабль)
  4. Для этого коня еда

Бензин, масло и вода

На лугу он не пасется

По дороге он несётся (машина)

  1. Дом по улице идет,
    На работу нас везет.
    Не на курьих тонких ножках,
    А в резиновых сапожках.
    (Автобус)
  2. Я зашёл в зелёный дом

Больше суток пробыл в нём

Оказался этот дам

В дальнем городе другом. (поезд)

  1. Летит птица-небылица

А внутри народ сидит

Меж собою говорит (самолёт)

  1. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй (метро)

9. Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(мотоцикл)

 Посмотрите внимательно на экран (кроссворд).

Какое слово высветилось красным огоньком?

Тогда скажите, пожалуйста, как вы думаете, какова же будет тема нашей с вами экскурсии?

А что мы с вами узнаем нового и интересного? Какие задачи перед собой поставим?  (ответы детей)

(дети отгадывают загадки

(дети отвечают на вопросы учителя)

(Мы узнаем, какие бывает виды транспорта, для чего нужны автомобили, узнаем правила поведения в транспорте, познакомимся с историей автомобиля)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

         

        

Физ. минутка

Словарная     работа

Молодцы! А вы знаете, когда появился первый автомобиль? А как он выглядел?

А давайте я вам расскажу и покажу!

 (Я рассказываю историю автомобилей). История современного автомобиля началась120 лет назад. Самый первый автомобиль в мире был с паровым двигателем. Конечно, он мало напоминает современный автомобиль. У него впереди был огромный паровой котёл, этот автомобиль был неудобным и даже пугал многих людей своим шумом, дымом и пылью. Огромный шаг в истории развития автомобилей был сделан с изобретением двигателя внутреннего сгорания, работавшего на бензине. В Германии Карл Бенц сконструировал свою первую трёхколёсную «повозку с бензиновым двигателем. А три года спустя Бенц выпустил первые четырёхколёсные автомобили.

В 1908 году появился и первый русский автомобиль, который уже очень сильно напоминал вид автомобилей середины 20 века. Теперь такие старинные машины мы можем увидеть в музеях или в старых фильмах.

Об автомобилях в истории известно очень много интересных фактов:

Первым автомобилям запрещалось двигаться со скоростьюбольше3-х км в час. Впереди такой машины шёл человек с флажком и предупреждал, что ехала машина. А ещё в мире есть автомобиль, у которого 26 колёс и в нём есть место для маленького бассейна.

Ребята, шли годы, автомобили менялись: росла скорость, мощность, менялся внешний вид и машина из неуклюжего экипажа превратилась в удобный, красивый и надёжный автомобиль.

Ребята, теперь скажите мне, какие виды транспорта вы знаете?

Молодцы! Очень много видов транспорта  назвали!

И совсем скоро мы с  вами узнаем о нём много интересного.

Но, прежде, чем мы это сделаем, давайте встанем и немного отдохнём. (физминутка)

А сейчас давайте узнаем о транспорте больше и я предлагаю перейти к первым экспонатам нашей экскурсии.

Что такое экспонат?

(Экспонат – это предмет, выставляемый напоказ в музее или на выставке).

Экспонатами в нашем музее являются, как вы уже догадались, автомобили.

А провести  экскурсию мне помогут мои помощники. И я прошу пройти их к первой витрине.

(дети отвечают)

(дети смотрят на экран и слушают учителя)

(дети отвечают)

Дети выполняют физминутку.

Ребята подготовили в группах (по 2-3 человека) сообщения о различных видах транспорта. На первой витрине - легковой транспорт, вторая витрина с грузовым транспортом. Далее переходим к витрине с общественным транспортом. Потом мальчики рассказывают о специальных машинах, подземном транспорте. Следующая витрина - воздушный транспорт, завершается экскурсия витриной с водным транспортом. Дети рассказывают особенности и назначение каждого вида транспорта.

  1. Физ. минутка

Ребята! Наша экскурсия подошла к концу! А сейчас давайте ещё раз немного с вами отдохнём!

Дети совместно с учителем проводят физ. минутку

  1. Первичное закрепление.

Ребята, понравилась ли вам экскурсия? Что больше всего понравилось? (дети отвечают)

А сейчас давайте ещё раз повторим то, о чём мы с вами сейчас узнали из нашей экскурсии.

О каких видах транспорта мы с вами сегодня говорили?

Для чего используются разные  автомобили?

О каких правилах поведения в транспорте вы узнали?

Какие номера телефонов нужно знать, чтобы вызвать специальные машины?

А как нужно вести себя на дороге?

(дети подводят итоги, отвечают на вопросы учителя)

(дети вспоминают правила поведения на дороге)

  1. Рефлексия, подведение итогов экскурсии

-Какова  была тема нашей экскурсии?

-Какие задачи  мы перед собой поставили в начале урока? (познакомиться с видами транспорта и его назначением, узнать историю автомобиля)

Ребята, мы об этом с вами узнали? На все вопросы ответили?

- Что было особенно интересным для вас на уроке? (ответы детей)

- Какие полученные знания вам пригодятся в жизни?

-С каким настроением вы сегодня работали?

А я хочу, в свою очередь, сказать, что мне тоже очень понравилась наша экскурсия в транспортный музей, я вместе с вами тоже узнала много нового и интересного и хочу вас поблагодарить за интересную работу.

Всем большое спасибо!

(Дети отвечают на вопросы, подводят итог урока)

Приложение 1

Методические рекомендации

Данный урок проводится в нетрадиционной форме «Урок-экскурсия в музей».

Кабинет оформляется в виде музея, где выставляются витрины с разными видами транспорта.

Дети самостоятельно формулируют тему экскурсии, после того, как отгадают загадки и прочитают ключевое слово. А также самостоятельно называют её задачи. Экскурсию дети проводят сами  под руководством учителя. Они  предварительно готовятся к её  проведению. Разделившись на группы по 2-3 человека, они готовят сообщение о том или ином виде транспорта, а во время проведения экскурсии дети подходят к витрине с данным видом транспорта и рассказывают о нём другим ребятам.

После проведения экскурсии подводится её итог.

Приложение 2

Сообщения,

которые подготовили дети самостоятельно под руководством учителя.

Легковые автомобили: 

Ребята, мы хотим вам рассказать о легковых автомобилях. Такие автомобили относятся к наземному пассажирскому транспорту. Существует очень много разных моделей легковых автомобилей, но все они нужны для того, чтобы перевозить людей и какой-то небольшой багаж.  В таких машинах могут ездить от двух до восьми человек.

В движение автомобиль приводится с помощью двигателя, но чтобы машина могла двигаться, её заправляют специальным топливом, которое называется бензин. Человек, который управляет автомобилем, называется шофер или водитель. Он должен хорошо управлять машиной и уметь её ремонтировать.

Грузовые автомобили:

А мы вам расскажем о грузовых машинах. Грузовые автомобили – это наземный транспорт. Он помогает людям перевозить разные тяжёлые грузы, которые нельзя увезти на маленьких машинах. Это бортовые грузовики, фургоны. Чтобы перевезти какую-то жидкость, например, молоко или бензин, используют специальные машины с большой бочкой, которые называются цистерны.

Чтобы перевезти сыпучие грузы, такие как песок, опилки используют самосвалы. Также среди грузовых автомобилей есть машины с холодильниками, на которых перевозят грузы, которые быстро портятся, например, мороженое или мясо.

Общественный транспорт:

Ребята, а на этой выставке стоит общественный транспорт – это транспорт, которым могут пользоваться все люди. К общественному транспорту относят автобус, троллейбус, трамвай, поезд. На нём каждый может поехать туда, куда ему нужно.

 Автобусы, троллейбусы, трамваи используются в городах, где живёт много людей, чтобы добраться из одной части города в другую.

      На поездах же можно ездить из одного города в другой. Если эти города находятся недалеко друг от друга, то можно воспользоваться поездом, который называется электричка.  Если нужно ехать очень далеко, то люди пользуются поездами дальнего следования.

 Чтобы ездить в общественном транспорте, нужно знать определённые правила:

Если едешь ты в трамвае,

И вокруг тебя народ

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперёд.

Ехать «зайцем», как известно, запрещается,

Уступать старушкам место разрешается.

Ребята, а какие ещё правила поведения в общественном транспорте вы знаете?

Специальный транспорт:

Ребята, а мы хотим вам рассказать об одном из самых интересных наземных видов транспорта – это специальный транспорт. Слово «специальный» значит «особый». К нему относятся машина скорой помощи, пожарная машина, машина полиции, автомобиль газовой службы. Эти машины и вправду особые. Они нужны для очень ответственной работы. Их вызывают по специальным телефонам, если людям нужна срочная помощь.

Пожарный автомобиль едет тушить пожар, скорая помощь нужна, когда человеку стало плохо. А машины полиции вызывают, если вдруг случилась беда.  У таких машин на крыше есть специальный проблесковый маячок и если он включен, то им нужно обязательно уступить дорогу, ведь где-то очень ждут их помощи. Ребята, а вы знаете, какие телефонные номера используют, чтобы вызвать эти машины?

А ещё к специальным машинам относятся те, которые нужны, чтобы выполнять специальную работу. У нас в деревне такие машины используются на полях: это трактора и комбайны, которые нужны для уборки урожая.

Подземный транспорт:

Ещё одним из популярных видов  в наше время является подземный транспорт. К подземному транспорту относится МЕТРО. Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке.

В нашей стране первым городом, в котором появилось метро, был г. Москва. Управляет таким подземным поездом машинист из головного вагона. Метро служит для перевозки большого количества пассажиров в крупных городах, где на улицах очень много автомобилей.

Воздушный транспорт: Ребята, а мы вам расскажем о воздушном транспорте, который нужен для того, чтобы перемещаться по воздуху на большие расстояния пассажиров, а также перевозить грузы и почту.  К воздушному транспорту относятся самолёты, вертолёты.

Самолёт – это летательный аппарат с крыльями, которому, чтобы взлететь, нужен разгон. Поэтому для взлёта и посадки самолётов отведены специальные места с длинной полосой, которые называются аэропорты.

Вертолёт – это тоже летательный аппарат, но взлететь он может с места с помощью винтов.

 Вертолёт в полёте может очень низко опускаться к земле, поэтому их используют для поиска пропавших людей. Кроме обычных самолётов и вертолётов есть и специальные: это, например, военные  самолёты и вертолёты, которые используются солдатами, или ещё есть самолёты амфибии, которые могут приземляться на воду  и с их помощью тушат лесные пожары.

Водный транспорт:

А сейчас перед вами витрина, на которой стоит водный транспорт. Что же это такое? Это такой вид транспорта, который служит для перевозки пассажиров и грузов по водным объектам: рекам, озёрам, морям, океанам.

К нему относятся небольшие лодки, катера, яхты, а также большие пассажирские лайнеры и грузовые корабли.

В давние времена небольшими лодками управляли с помощью вёсел, а позже люди научились использовать силу ветра и на лодках появились паруса. Современные  корабли приводятся в движение двигателем.

Существует много различных кораблей: транспортные корабли перевозят пассажиров и грузы. Есть также наливные суда или танкеры, которые перевозят жидкости, например, нефть, а ещё есть военные корабли, которые используются солдатами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по окружающему миру (экскурсия в музей) 2 класс Сорокина Татьяна Тимофеевна, учитель начальных классов МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

Слайд 2

1 т р а м в а й б у л ь д о з е р 3 я х т а 4 м а ш и н а 5 а в т о б у с 6 п о е з д 7 с а м о л ё т 8 м е т р о 9 м о т о ц и к л

Слайд 3

Тема нашей экскурсии: «Какой бывает транспорт?» Задачи экскурсии: -познакомиться с видами транспорта; узнать, для чего он используется; узнать номера телефонов экстренных служб; повторить правила поведения в транспорте; - повторить правила техники безопасности на дороге и на транспорте

Слайд 4

История автомобиля

Слайд 5

Трехколесный самодвижущийся экипаж Паровая автоматическая машина

Слайд 6

Четырехколесный модернизированный вариант первого экипажа

Слайд 13

Легковые автомобили

Слайд 14

Грузовые автомобили

Слайд 15

Общественный транспорт

Слайд 16

Электричка

Слайд 17

Поезд дальнего следования

Слайд 18

Специальный транспорт 01 02 03 Это специальный транспорт . Эти машины вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

Слайд 19

Метро

Слайд 20

Воздушный транспорт

Слайд 21

Водный транспорт

Слайд 22

Правила поведения на дороге и в транспорте Не играть на дороге; Соблюдать правила дорожного движения; В транспорте уступать место старшим; Не мусорить; Не отвлекать водителя; Не шуметь; Держаться за поручни; Не толкаться.

Слайд 23

Источники: Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1 – М. – Просвещение, 2012 Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». К УМК А.А. Плешакова 2 класс– М. Вако , 2012 Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"

Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"...

Конспект урока-экскурсии по Золотому кольцу России

Заочная экскурсия по Золотому кольцу России познакомит учащихся с историей городов и их достопримечательностями....

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

конспект урока-экскурсии

Урок-экскурся в местную церковь...

Конспект урока - экскурсии "Осенние изменения в Краснодарском крае"

В конспекте представлены основные этапы урока-экскурсии.Учащиеся  знакомятся с объектами живой и неживой природы и природными явлениями; совершенствуют умения ориентироваться на местности и т.д....

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе "В гости к осени"

Урок  окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "В гости к осени"(экскурсия). Во время экскурсии учащиеся знакомятся с осенними изменениями в природе.В ходе экскурсии применяется...

Конспект урока "Экскурсия по храму"

Заочная экскурсия по храмам. Применима на уроках ОРКСЭ и во внеурочной работе....