Содержание работы по формированию графомоторных умений у обучающихся с двуязычием
консультация (1 класс)

Яхина Регина Рафаиловна

В статье раскрываются особенности овладения графомоторными навыками детьми, для которых русский язык не является родным. Даются рекомендации по организации работы работы с детьми данной категории. По данному направлению предлагается методика работы, состоящей из трёх последовательных этапов, на каждом из которых ведётся работа по специальным комплексам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_raboty_po_formirovaniyu_grafomotornyh_umeniy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы по формированию графомоторных умений у обучающихся с двуязычием

 

Согласно исторически сложившимся национальным составом нашего региона, весомую долю обучающихся общеобразовательных учреждений, испытывающих трудности в обучении на начальном этапе, составляют дети с билингвизмом (двуязычием). Для детей этой группы характерны нарушения, аналогичные тем, которые имеют русскоязычные дети с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи [3].  

Учащиеся с трудом овладевают навыком письма, что связано не только с недоразвитием речи, но и с несформированностью ряда гностических и моторных функций, принимающих участие в осуществлении процесса письма. Уменьшить количество ошибок можно лишь в том случае, если методика будет построена в соответствии с особенностями формирования умений и возможностей ребёнка 6 – 7 летнего возраста [5].

В данной статье я рассматриваю технологию коррекционного воздействия по формированию графо – моторных умений у обучающихся первых классов с билингвизмом.

Обязательным условием нашей технологии является соблюдение общедидактических и специальных принципов обучения: принцип системности и взаимодополняемости, который обуславливает работу над всеми компонентами графо – моторных умений, определяющих и дополняющих друг друга; принцип последовательности при переходе от простого, доступного учебного материала к более сложному, комплексному. Эмоциональная атмосфера внимания и чуткости со стороны взрослых, удобная мебель, наличие технических средств определяет принцип среды. Кроме того, учитель должен следить за соблюдением гигиенических правил и выполнять общие рекомендации к организации работы по формированию графо – моторных умений.

Дополнительные занятия, целенаправленно включающие задания по формированию графо – моторных умений, проводятся один - два раза в неделю, продолжительность выполнения графических упражнений не должны быть больше 3 – 5 мин; перед работой в тетради проводится физкультурная пауза,  а после - упражнения для кистей рук. При выборе упражнений придерживаемся следующей последовательности: сначала даются упражнения для более крупных мышц, затем предлагаются статические упражнения, динамические и движения с помощью пальцев. Если ребенок сбивается при сочетании движения и речи, то речь сопровождения убирается. В остальном содержание занятия соответствует плану дополнительных занятий учителя и включает в себя работу по развитию фонематических процессов, над звуко – слоговым анализом слова, работу по расширению словаря, развитию грамматического строя речи.

Используются наглядно – демонстрационные, игровые, практические методы обучения. Словесным методам обучения на данном этапе отводится второстепенная роль.

При объяснении материала учитываются такие предпосылки усвоения иностранного языка, как психологические барьеры, когда дети испытывают трудности в социально – психологическом взаимодействии с окружающими на иностранном языке. Занятия строятся как участие ребенка в какой-либо реальной, игровой или сказочной ситуации, когда учитель не столько наставляет ребенка, сколько сотрудничает с ним. Иногда педагог специально играет роль ученика и вместе с детьми, являющимися в этом случае учителями, выполняет задания [3].

При разработке технологии использовались работы М.М. Безруких, Т.П. Буцыкиной, Н.Н. Волосковой, Е.Д. Буриной, А.П. Вороновой, Г.П. Галкиной, О.Б. Иншаковой, Р.Г. Кориневской, Е.Г. Малиовановой, Л.Г. Парамоновой, Л.П. Савиной, Т.А. Ткаченко, К.М. Утехиной, В.В. Цвынтарного.

Работа состоит из трех этапов, помимо достижения определенной цели, на каждом из них одномоментно ведется работа по следующим комплексам, задания по которым постепенно усложняются при переходе с одного этапа на другой:

Первый комплекс – совершенствование функциональных возможностей кистей и пальцев рук, формирование тонких, координированных движений рук.

Второй комплекс – развитие пространственной ориентировки на листе бумаги и в окружающем пространстве, зрительно – моторной координации, зрительное восприятие, параллельно с чем формируется активная речь ребенка, словарный запас пополняется новыми понятиями.

Третий комплекс – формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Работа проводится по следующим этапам:

Подготовительный этап. Цель – формирование правильной посадки при выполнении графических заданий, обучение правильному держанию карандаша, нормализация мышечного тонуса.

Нормализация пространственной ориентировки предполагает совершенствование ориентировки детей на чистом белом листе нелинованной бумаги.

На этом этапе формируем тонкие, координированные движения пальцев рук, в частности, развиваем произвольное отведение и приведение пальцев рук, особенно ведущей руки, например, прокатывать, вращать карандаш между пальцами правой руки или постучать каждым пальцем по столу под счет. Параллельно учим детей элементам самомассажа рук, к примеру, поглаживание, растирание, надавливание тыльной стороной кистей рук, ладоней и пальцев рук. Обучение проводить в игровой форме, сопровождать чтением коротких стихотворений.

Основная цель развития зрительного восприятия – научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках. В конце каждого занятия этого этапа дети рисуют на свободном пространстве раздаточного нелинованного листа – обводят трафарет и штрихуют его в заданном направлении небольшим количеством элементов русской графики – овалы, петли, длинные палочки, так поддерживается интерес к занятиям, снимается напряжение. Дети должны научиться закрашивать, штриховать рисунки, а также усвоить основные правила раскрашивания – не заходить за контур, не оставлять пробелов¸ выполнят движения в одной плоскости [1].

Основной этап. Цель – формирование графо – моторных умений. Предполагается дополнительную работу детей с клеткой тетради - уточняются понимание детьми центра клетки, ее основных сторон и с рабочей строкой.

Основная цель при формировании графического навыка – научить проводить различные линии по подражанию и по образцу. После данной работы ребят обучают ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке, и ребенок научился различать и чувствовать, что рука может двигаться  в разных направлениях. Затем мы переходим к рисованию полуовалов, овалов, кругов.

После этого на занятиях дети учатся проводить линии различной конфигурации – вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные, при этом левый верхний угол листа маркируется. Для воспитания точности движений выполняются упражнения на соединение разноудаленных точек, которые сначала располагаются на расстоянии 2 – 3 см друг от друга, а затем увеличивается их количество и расстояние между ними. Для корректировки переключения движений детей учат изображать ломаные линии, при этом, к примеру, требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной линии, а затем проводят линию по опорным точкам [1].  

На развитие пространственных отношений даются задания, предусматривающие развитие связи моторики с визуальной оценкой пространства, включающие формирование словесных обозначений, при этом уточняются значения предлогов. Дети выполняют задания в тетради по речевой инструкции: «Слушай и пиши». Важно обратить внимание ребенка на ошибки, при этом обязательно показать, как нужно сделать, при необходимости повторить задание.

Параллельно ведется тренировка изолированных движений рук, развивается их быстрота, точность и сила пальцев через проведение пальчиковой гимнастики. Рекомендуется упражнения делать в три этапа: сначала движения пальцами выполняются одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки [4].  

Заключительный этап.  Цель: формирование буквенного гнозиса. 

На этом этапе работы мы предлагаем давать задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копировать некоторые, наиболее простые элементы буквы и ее написание по шаблонам, находить изучаемую букву среди графически сходных букв, узнать букву путем тактильного восприятия [2].

        Таким образом, при формировании графо – моторных умений учитываем все этапы работы, индивидуальные особенности воспитанников, и использовать разнообразные методы и приемы, способствующие более эффективным и продуктивным результатам.

Использованная литература:

  1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Волоскова Н. Н. Формирование графо – моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Уч. пособие под ред. О. Б. Иншаковой. – М., 2006, 140 с.
  3. Методические рекомендации для учителей-логопедов. Система работы с учащимися при двуязычии. г. Новокуйбышевск, 2006 год.
  4. Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2001. – 32с.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. – М.: Изд. «Альфа», 1993. – 1999 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений у обучающихся начальных классов

Некоторые методические приемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся начальной ступени, в том числе и через использование метода проектов....

Формирование речевых умений у обучающихся 1-4 классов посредством использования здоровьесберегающих технологий

Перспективным средством коррекционно-развивающей работы для детей с речевыми нарушениями становятся здоровьесберегающие технологии, применение которых помогает достичь максимальных успехов не только в...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

«Формирование социальных умений у обучающихся»

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.Программа воспитания и социализации обучающихся, воспи...