Урок русского языка для 2 класса "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Петрова Елена Брониславовна

Урок обобщения на тему Жи-ши, ча-ща, чу-щу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка для 2 класса20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Тип урока: урок повторение 
Цель: 
- формировать навыки безошибочного написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- закреплять навыки работы с предложением, различение правил на слух;
- развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку, к предмету.
Задачи: 
Предметные:
- повторение слова с сочетаниями жи – ши.
-развитие умения правильно писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу

Личностные:
- самоопределение;
- смыслообразование и нравственно – этическая ориентация.
Метапредметные:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
- целеполагание как постановка учебных задач.
- умение выражать свои мысли.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический

Ход урока

I. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день -

Всегда, везде,

На занятиях,  в игре,

Громко, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Тихо сели, девочки.

Тихо сели, мальчики.

Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.

Но сначала определим тему нашего урока.

Для этого каждый ряд должен прочитать свои слова, найти лишнее и доказать свой выбор.

II. Актуализация знаний

лыжи                                                         роща                                               грущу

камыши                                              щавель                                     живёт

куча                                                        часы                                               стучу

ежи                                                        чугун                                               ищу

- Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 ряд – куча, 2 ряд – чугун, 3 ряд – живёт)

- Значит, написание, каких орфограмм мы сегодня на уроке будем повторять и закреплять?

Фонетическая минутка

Итак, тему определили.. А чтобы веселее было работать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки).

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

- какой звук слышится много раз в первой строчке? (ж) Хором произнесем.

- во второй? (ш)

- что вы знаете про звуки ж и ш?

- что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (выставляется карточка жи-ши)

Минутка чистописания

- сегодня на минутке чистописания мы будем писать следующее буквосочетание:

Жж  Шш Жжж Шшш      продолжите закономерность…

- Открываем тетради, пишем число сегодняшнее, классная работа.

Тетрадь с наклоном положу.

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- кто записал, рука на локоточке.

3. Словарная работа

Игра “Молчанка”. Учащиеся записывают словарные слова в тетрадях.

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

- какие орфограммы есть в этих словах?

- что общего в этих словах?

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

4. Фонетическая минутка

- Ну что ж, отправляемся дальше.

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

- А какой звук многократно слышится в первой строчке? (ч)

- произносим хором. Какой он?

- Во второй строчке? (щ)

- Произносим хором. Какой он?

- что вы знаете про звуки ч и щ?

- какая буква пишется в сочетаниях ча-ща. Чу-щу? (хором) карточки

Игра «Распознавание звуков ч и щ» 

Сейчас  мы будем учиться различать звуки [ч’], [щ’].

Ребята встают 1 вариант, если слышат звук ч, 2 вариант – если слышат звук щ.

Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща.

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 – со звуком [ч’], 2 – со звуком [щ’].

Щавель, чугун, удача, щука, перчатки, площадка, чайник, щур.

Проверка слов. Учитель вывешивает напечатанные слова на доску, учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы, с любым из слов составляют предложение, записывают его в тетрадь.

- Какие орфограммы объединяют все эти слова? (Сочетания ча-ща, чу-щу)

- Ребята, а кто может объяснить слово щур? (Это небольшая северная певчая птица) Учитель показывает картинку.

Сейчас в наших краях зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

- Ребята, как мы можем помочь зимующим птицам?

- Давайте, составим предложение со словом щур и запишем в своих тетрадях.

Ш.Физкультминутка

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал…

IV. Продолжение работы по теме урока

“Соревновательная”.

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали.

1 ряд                                                      2 ряд                                              3 ряд

лу…  …знь                                             све…  …сы                                сту…   …гун

гара…  …лет                                             ку…  …й                                кри…  …лки

малы… …ло                                             ро…  …вель                               у Са…   …шки

Проверка слов по рядам. Найдите лишнюю пару. Докажите.

V. Рефлексия

 “Самостоятельная”.

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

Мама купила ч..йные ч..шки и блюдца.

У Маш.. и Миш.. цветные карандаш...

У Сереж.. ч..десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ..велевый суп.

- Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают свое мнение.

Вывод: какие правила вы применяли при выполнении этого задания?

VI. Подведение итогов урока

- Какова была тема нашего урока?

- Какие правила мы повторили?

- Что нового мы узнали?

- Кому скажем спасибо?

- Какие задания понравились?

- Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....