Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «АБВГДейка»
рабочая программа (1 класс) на тему

Карпухина Татьяна Александровна

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«АБВГДейка»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obr_abvgdeyka.docx75.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                                             Отдел образования  администрации  города Котовска                  

                                                                 Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                                   «Средняя общеобразовательная школа №3

                                                с углублённым изучением отдельных предметов»

                             города Котовска Тамбовской области

 

Рассмотрена и рекомендована                                                                                                                                                                               Утверждена приказом для утверждения                                                                                                                                                                                              МБОУ «СОШ №3 УИОП» Методическим Советом                                                                                                                                                                                  № ______от ______20    г.

  МБОУ «СОШ №3 с УИОП»                                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

    Директор школы:

 ______________ 20    г.                                                                                                                                                                                                                                         _________________

 протокол № _______                                                                                                                                                                                                                            Н. В. Аверин

                       Дополнительная общеобразовательная

                             общеразвивающая программа

                     социально-педагогической направленности

                                          «АБВГДейка»

                                    (стартовый уровень)

                                 Возраст учащихся: 7-8 лет

                                    Срок реализации: 1 год

                                                         

                                                                    Автор-составитель:  

Карпухина Татьяна Александровна,  

                                                                                               учитель начальных классов

                           

                                                             Котовск, 2017

1)Блок  №  1.  «Комплекс  основных  характеристик  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

              1.1.Пояснительная записка

         

Направленность

(профиль) образования

Направленность

(профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» составлена в соответствии с Федеральным  Законом  от  29.12.2012г.  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);  Приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным программам»; Постановлением Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от  04.07.2014г.  №  41  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации режима  работы  образовательных  организаций  дополнительного  образования детей»; Методическими  рекомендациями  по  проектированию  дополнительных общеразвивающих  программ  (включая  разноуровневые  программы) (разработанные  Минобрнауки  России  совместно  с  ГАОУ  ВО  «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).

         Курс  «АБВГДейка» социально-педагогической направленности способствует углубленному изучению фонетики русского языка, развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

Актуальность

программы

Новизна программы

Актуальность программы определена тем, что успешное обучение грамоте является основой всего дальнейшего обучения. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению грамоте, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами звукового строя русского языка, выходящими за рамки школьной программы. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир звуков и букв, слов и предложений, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники  увидят “волшебство знакомых слов”; поймут, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению данного предмета пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “АБВГДейки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

   Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “АБВГДейка ” позволяет работать не только над фонемами, но и развитием правильной речи.

Отличительные особенности программы

    В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок заинтересовывают детей.

     Содержание и методы обучения “АБВГДейки ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках обучения грамоте и русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.       

    

     Адресат программы    

   Программа рассчитана на детей 7-8 лет(1 класс). Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Набор детей в группу свободный, 15 человек.

Объем и срок освоения программы

  Срок реализации стартового уровня данной программы  1 год , 72 часа   (2 часа в неделю, включая каникулярное время)

 Формы и режим занятий

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы являются занятия в  учебном кабинете, оснащенном необходимой школьной мебелью, классной доской, компьютером, мультимедиа-проектором, книгами,  дидактическими пособиями и играми.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую часть с использованием большого количества разнообразных игр и наглядности. Деятельность учащихся определяется темой и этапом занятия: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам  с помощью учителя на первоначальном этапе обучения.

               1.2.Цель и задачи программы

Цель  курса: на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по обучению грамоте и русскому языку, показать учащимся, что фонетика и грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование навыка первоначального чтения
  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по фонетике  русского языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитание умения общаться и взаимодействовать в коллективе;

Развивающие:

  • развивать  активность и аккуратность, смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской  и творческой работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными источниками информации;
  • развивать умение работать индивидуально и в коллективе.

1.3. Учебный план

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

  I.Раздел «Мой алфавит»

10ч.

       

      5ч.

      5ч.

1

Сказка о звуках и буквах.

       1

        1

Кроссворд

2

33 родных сестрицы

       1

        1

Ребусы

3

В Страну Говорящих Скал.

       1

        1

       

Тест

4

Можно ли писать без букв?

       1

       1

Творческая работа

5-6

В   глубь веков на Машине времени.

Как раньше учились грамоте.

       2

        1

       1

Собеседование. Интеллектуальная игра

7

Знакомство с разными букварями

         1

        1

       

Собеседование.

Экскурсия в библиотеку

8

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

         1

       1

Интеллектуальная игра

9-10

Моя любимая буква алфавита

         2

        2

Выставка творческих работ

  II.Раздел «Жили-были    гласные»

      26 ч.

      13 ч.

     13 ч.

11-12

Такие  разные гласные!

       2

       1

       1

Тест. Ребусы

13-14

Волшебник Ударение.

       2

        1

       1

Собеседование. Интеллектуальная игра

15-16

В слове  столько гласных, сколько и слогов.

       2

        1

       1

Собеседование. Интеллектуальная игра

17-18

А- первая буква букваря.

       2

        1

       1

Кроссворд.

Выставка рисунков.

19-20

Восхитительная буква О.

       2

        1

        1

Ре бусы. Выставка рисунков.

21-22

Все про букву У.

       2

        1

         1

Тест. Выставка рисунков.

23-24

Буква   И.

       2

        1

         1

Интеллектуальная игра. Выставка рисунков.

25-26

Буква Ы.

       2

        1

         1

Собеседование. Кроссворд

27-28

Буква Э.

       2

        1

         1

Тест. Интеллектуальная игра.

29-30

Всем известно - буква Я в азбуке последняя.

       2

        1

        1

Собеседование. Творческая работа

31-32

Буква Е.

       2

         1

         1

Игра. Тест

33-34

Буква Ё.

        2

        1

         1

Собеседование. Интеллектуальная игра

35-36

Буква Ю.

        2

        1

          1

 Тест. КВН

III.Раздел «Такие разные-разные    согласные»

  24 ч.

      12 ч.

       12 ч.

37-38

Легко ли быть согласным звуком?

      2

       1

         1

Собеседование. Интеллектуальная игра

39-44

Самые звучные согласные( н,л,м,р)

     6

       3

          3

Тест. Собеседование. Кроссворд. Ребусы. Интеллектуальная игра.

45-46

Всё про Й.

      2

        1

          1

Собеседование. Кроссворд

47-48

«Соседи».З-С.

      2

        1

         1

Собеседование. Ребусы

49-50

«Соседи».Г-К.

     2

        1

         1

Собеседование. Интеллектуальная игра

51-52

«Соседи».Д-Т.

     2

       1

        1

Тест. Интеллектуальная игра

53-54

«Соседи».Б-П.

     2

        1

       1

Кроссворд

55-56

«Соседи».В-Ф.

     2

        1

       1

Тест

57-58

«Соседи».Ж-Ш.

      2

        1

        1

Ребусы. Кроссворд

59-60

Зачем шипят шипящие?

     2

      1

       1

Тест. КВН

IV.Раздел «Буквы и звуки- не одно и то же»

     4 ч.

      2ч.

      2 ч.

61-62

Ъ и Ь – помощники в словах.

      2

      1

        1

Собеседование. Ребусы

63-64

Секреты букв  Я, Е, Ё, Ю.

       2

      1

        1

Тест. Кроссворд

V.Раздел «Подведем итоги»

     8 ч.

      2 ч.

       6 ч.

65

Буквы-чемпионы.

     1

       

        1

Творческая работа

66

Буквы на клавиатуре компьютера.

      1

        1

Конкурс

67-68

Самая древняя и самая молодая буква

    2

    2

Собеседование. Интеллектуальная игра

69-70

Подготовка и презентация групповых проектов «Все на букву…»

    2

       2

Смотр знаний. Проект

71-72

Подготовка и презентация индивидуальных  проектов  «Буквы моего имени»

     2

       2

Собеседование. Проект

                                           

ИТОГО

72

34

38

          Содержание   учебного плана

       I.Раздел «Мой алфавит»

Темы: Сказка о звуках и буквах. 33 родных сестрицы. В Страну Говорящих Скал. Можно ли писать без букв? В  глубь веков на Машине времени. Как раньше учились грамоте. Знакомство с разными букварями. Ну-ка, буквы, встаньте в ряд! Моя любимая буква алфавита.

Теория:   Знакомство с алфавитом. История появления письменности, способы передачи информации в древности. Знакомство с многообразием учебной литературы.

Практика:    Творческая работа «Напиши письмо с помощью рисунков». Посещение выставки букварей разных поколений в школьной библиотеке.  Практическое применение алфавита. Творческая работа «Моя любимая буква алфавита из разных материалов»

       

         II.Раздел «Жили-были    гласные»

    Темы:    Такие  разные гласные! Волшебник Ударение. В слове  столько гласных, сколько и слогов. А- первая буква букваря. Восхитительная буква О. Все про букву У. Буква   И. Буква Ы. Буква Э. Всем известно - буква Я в азбуке последняя. Буква Е. Буква Ё. Буква Ю.

Теория: Характеристика и классификация гласных звуков ( ударные - безударные),их слогообразующая роль. Роль ударения в понимании значения слов. Старинные названия гласных букв.

Практика: Нахождение и характеристика гласных звуков в потоке речи, определение места в слове. Постановка ударения в словах. Обозначение звуков буквами. Творческая работа: рисование гласных букв, собирание загадок про буквы, сказочных героев.

           III.Раздел «Такие разные-разные    согласные»

             Темы: Легко ли быть согласным звуком? Самые звучные согласные( н,л,м,р). Всё про Й. Соседи».З-С. «Соседи».Г-К. «Соседи».Д-Т. «Соседи».Б-П. «Соседи».В-Ф. «Соседи».Ж-Ш.  Парные согласные.

Зачем шипят шипящие? Понятие о шипящих согласных и Ц.

 

  Теория: Характеристика и классификация согласных звуков. Парные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Непарные – всегда звонкие (сонорные и Й) и всегда глухие (х,ц,ч.щ)согласные .Всегда мягкие (й,ч,щ) и всегда твердые(ж,ш,ц).Шипящие согласные. Старинные названия согласных букв.

     

 Практика:   Нахождение и характеристика согласных звуков в потоке речи, определение их места в слове.  Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев. Работа с алфавитом и лентой букв.

  IV.Раздел «Буквы и звуки- не одно и то же»

   Темы: Ъ и Ь – помощники в словах. Секреты букв  Я, Е, Ё, Ю.

   Теория: Роль Ь и Ъ знаков  в словах и отличия. Ь знак-показатель мягкости .Разделительные Ь и Ъ знаки. Случаи обозначения двух звуков йотированными гласными.

  Практика: Определение количества звуков и букв  в словах и объяснять причины их несовпадения. Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев. Работа с алфавитом и лентой букв.

              V.Раздел «Подведем итоги»

 Темы: Буквы-чемпионы. Буквы на клавиатуре компьютера. Самая древняя и самая молодая буква. Подготовка и презентация групповых проектов «Все на букву…» Подготовка и презентация индивидуальных  проектов  «Буквы моего имени».

   Теория:

Буквы-чемпионы(О,А,Е,И,Н,Т,С,Р,В,Л  чаще всего встречаются в словах русского языка. Э и Ф реже всего). Буквы на клавиатуре компьютера (наука  лингвостатистика). Самая древняя и самая молодая буква(О- самая древняя, Ё – самая молодая .День рождения буквы Ё 29 ноября 1783 года). 

 Практика:

Проведение небольших исследовательских работ, отвечающих на вопросы, почему мы на уроках изучали буквы не по алфавиту, почему буквы на клавиатуре компьютера расположены не в алфавитном порядке.

Подготовка и презентация групповых проектов «Все на букву…» Подготовка и презентация индивидуальных  проектов  «Буквы моего имени».

                     1.4.Планируемые результаты освоения программы.

1. Результаты обучения (предметные результаты) 

В результате реализации программы в ходе увлекательного путешествия по русскому алфавиту у обучающихся расширятся, углубятся и закрепятся первоначальные знания по  фонетике и грамматике русского языка.

По окончании первого года обучения учащиеся научатся

  •  произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  •  классифицировать  звуки  русского  языка (гласные и согласные) и букв (гласные, согласные и Ъ и Ь),
  •  записывать звучащее слово с помощью  букв и транскрипционных знаков;
  • определять слабую и сильную позицию в слове;
  •  определять  и объяснять, почему количество звуков и букв  в слове не всегда совпадает;
  •  функции йотированных гласных;
  • место и роль Ь и Ъ знаков

  • простейшие случаи образования новых слов;

  • пословицы, поговорки различной тематики;
  •   этимологию отдельных слов (с опорой на изучаемые в рамках основной программы словарные слова);
  • иметь  первоначальное представление о словах - синонимах, антонимах, омонимах;
  • овладеют навыком первоначального чтения;
  • научатся работать с различными источниками информации;
  • начнут учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2. Результаты воспитывающей деятельности

.

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению русского языка;
  • способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • допускать существование различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;

   

3. Результаты развивающей деятельности ( личностные результаты)

  • развитие  активности и аккуратности, смекалки  и сообразительности;
  • развитие способностей школьников к самостоятельной исследовательской  и творческой работе;
  • развитие  умения  пользоваться  разнообразными источниками информации;
  • развитие умения организации личной и коллективной деятельности;.
  • развитие умения  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
  • развитие умения  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • будет развита устойчивая потребность в изучении русского языка

         

2)Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий  реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1 Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (стартовый уровень); год обучения - 1 ,

п/п

Месяц,

число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Количество

часов

      Тема      занятия

Место

проведения

Форма

контроля

План

Факт

    10 ч

I  Раздел  

«Мой алфавит»

1

Занятие-сказка.

Рассказ учителя, презентация.

.

   1

Сказка о звуках и буквах.

Учебный кабинет

Кроссворд

2

Беседа, игры с буквами. Работа с интерактивным тренажером.

    1

33родных сестрицы.

Учебный кабинет

Ребусы

3

Рассказ учителя с презентацией

   1

В Страну Говорящих Скал.

Учебный кабинет

Тест

4

Творческая работа детей «Написать письмо с помощью рисунков»

  1

Можно ли писать без букв?

Учебный кабинет

Творческая работа

5

Рассказ учителя с презентацией.

2

В глубь веков на Машине времени. Как  раньше учились грамоте.

Учебный кабинет

Собеседование

6

Игры со словами и буквами.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

7

Экскурсия в библиотеку.

1

Знакомство с разными букварями.

Библиотека

Собеседование

8

Интеллектуальные игры. Работа с интерактивным тренажером.

1

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

9

Подготовка  творческих работ. «Моя любимая буква алфавита из разных материалов»

2

Моя любимая буква алфавита. 

Учебный кабинет

Творческая работа

10

Выставка творческих работ. «Моя любимая буква алфавита из разных материалов»

Учебный кабинет

Выставка творческих работ

26ч.

I I Раздел  

«Жили-были гласные»

11

.Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

Такие разные гласные!

Учебный кабинет

Тест

12

Интеллектуальные игры. Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Ребусы

13

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

Волшебник Ударение.

Учебный кабинет

Собеседование

14

Интеллектуальные игры. Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

15

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

В слове столько гласных, сколько и слогов.

Учебный кабинет

Собеседование

16

Ребусы, кроссворды, игры с дидактическим материалом

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

17

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

А-первая буква букваря.

Учебный кабинет

Кроссворд

18

Игры с дидактическим материалом. Рисование сказочной буквы А.

Учебный кабинет

Выставка рисунков

19

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Восхитительная буква О.

Учебный кабинет

Ребусы

20

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву Рисование сказочной буквы О.

Учебный кабинет

Выставка рисунков

21

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Всё про букву У.

Учебный кабинет

Тест

22

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву. Рисование сказочной буквы У.

Учебный кабинет

Выставка рисунков

23

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Буква И.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

24

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву. Рисование сказочной буквы И.

Учебный кабинет

Выставка рисунков

25

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Буква Ы.

Учебный кабинет

Собеседование

26

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву Ы.

Учебный кабинет

Кроссворд

27

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Буква Э.

Учебный кабинет

Тест

28

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву Э.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

29

Занятие-сказка.

2

Всем известно- буква Я в азбуке последняя.

Учебный кабинет

Собеседование

30

Игры с дидактическим материалом. Творческая работа

Учебный кабинет

Творческая работа

31

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Буква Е.

Учебный кабинет

Игра

32

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Учебный кабинет

Тест

33

Рассказ учителя с презентацией.

Сказки и загадки про букву.

2

Буква Ё.

Учебный кабинет

Собеседование

34

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

35

Рассказ учителя с презентацией. Подготовка к КВН.

2

Буква Ю.

Учебный кабинет

Тест

36

Смотр знаний. КВН.

Учебный кабинет

КВН

24 ч.

III Раздел  

 «Такие разные-     разные согласные»

37

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры.

2

Легко ли быть согласным звуком?

Учебный кабинет

Собеседование

38

Игры с дидактическим материалом. Работа с интерактивным тренажером

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

39

Рассказ учителя с презентацией,

 беседа, игры

6

Самые звучные согласные.

Учебный кабинет

Тест

40

Рассказ учителя с презентацией,

 беседа, игры

Учебный кабинет

Собеседование

41

Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Тест

42

Сказки и загадки про буквы.

Учебный кабинет

Кроссворд

43

Игры с дидактическим материалом.

Ребусы.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

44

Игры с дидактическим материалом

Учебный кабинет

Ребусы

45

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

Всё про Й.

Учебный кабинет

Собеседование

46

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Учебный кабинет

Кроссворд

47

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

«Соседи».  З  - С.

Учебный кабинет

Собеседование

48

Игры с дидактическим материалом.

Ребусы.

Учебный кабинет

Ребусы

49

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

«Соседи». Г - К.

Учебный кабинет

Собеседование

50

Игры с дидактическим материалом.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

51

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры.

2

«Соседи». Д  - Т.

Учебный кабинет

Тест

52

Игры с дидактическим материалом. Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

53

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры.

2

«Соседи». Б  - П.

Учебный кабинет

.Ребусы

54

Игры с дидактическим материалом.

Кроссворд.

Учебный кабинет

Кроссворд

55

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

2

«Соседи». В  - Ф.

Учебный кабинет

Собеседование

56

Игры с дидактическим материалом. Тестирование.

Учебный кабинет

Тест

57

Игры с дидактическим материалом.

2

«Соседи».Ж – Ш.

Учебный кабинет

Кроссворд

58

 Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Ребусы

59

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры. Тестирование.

2

Зачем шипят шипящие?

Учебный кабинет

Тест

60

Смотр знаний.КВН.

Учебный кабинет

КВН

4 ч.

IV Раздел  

 «Буквы и звуки – не  одно и то же»

61

Рассказ учителя с презентацией.

2

Ъ и Ь – помощники в словах.

Учебный кабинет

Собеседование

62

Игры с дидактическим материалом.

Учебный кабинет

Ребусы

63

Рассказ учителя с презентацией Игры с дидактическим материалом.

2

Секреты букв Е, Ё, Ю, Я.

Учебный кабинет

Тест

64

 Работа с интерактивным тренажером.

Учебный кабинет

Кроссворд

8 ч.

V Раздел  

 «Подведем итоги»

65

Творческая работа с элементами исследования.

1

Буквы – чемпионы.

Учебный кабинет

Творческая работа

66

Творческая работа с элементами исследования.

1

Буквы на клавиатуре компьютера.

Учебный кабинет

Конкурс

67

Рассказ учителя с презентацией.

2

Самая древняя (о) и самая молодая буква (ё).

Учебный кабинет

Собеседование

68

Игры с дидактическим материалом.

Учебный кабинет

Интеллектуальная игра

69

Подготовка групповых проектов с помощью учителя.

2

Подготовка и презентация групповых проектов « Всё на букву…»

Учебный кабинет

Смотр знаний

70

Презентация групповых проектов с помощью учителя

Учебный кабинет

Проект

71

Подготовка индивидуальных проектов с помощью учителя и родителей.

2

Подготовка и презентация индивидуальных проектов «Буквы моего имени»

Учебный кабинет

Собеседование

72

Презентация индивидуальных проектов с помощью учителя и родителей.

Учебный кабинет

Проект

                        2.2. Условия реализации программы 

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в светлом, теплом, хорошо проветриваемом  учебном кабинете, оснащенном удобными столами и стульями, классной доской, стеллажами для хранения дидактического материала и выставки детских работ. В кабинете есть компьютер с выходом в интернет, принтер, мультимедиа-проектор, большое количество детских книг, дидактических пособий и игр.

    На каждого обучающегося имеются тетради, ручки, альбомы, цветные карандаши и фломастеры.

       Методическое обеспечение

  Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы работы с детьми включают:

  • Дидактические игры, так как основным видом деятельности младшего школьника является игра;
  • Беседы по темам, указанным в учебно-тематическом плане;
  • Разнообразные конкурсы, которые проводятся для подведения итогов знаний и умений, полученных учащимися;
  • Интеллектуальные игры (викторины, КВН);
  • Групповые и индивидуальные проекты;

.

2.3. Формы аттестации

 В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Промежуточный:
  • тестирование,
  • собеседование,
  • интеллектуальная игра,
  • разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок,
  • конкурсы,
  • несложные творческие и исследовательские задания.

.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-проекты;

 -смотр знаний

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Готовые работы (рисунки, творческие работы, проекты),  грамоты, дипломы, журнал посещаемости, портфолио, фотографии мероприятий.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Выставка, защита творческих работ, конкурс КВН, смотр знаний.

2.4. Оценочные материалы 

  • анализ занятий проведенных по плану;
  • конкурсы, викторины, КВН, тесты, проекты, творческие работы.      

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и выставки творческих работ.

                      2.5. Методические материалы 

 

п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения

итогов

I  Раздел  

«Мой алфавит»

1

Сказка о звуках и буквах.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари.

 Занятие-сказка.

Рассказ учителя, презентация.

Кроссворд

2

33 родных сестрицы.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари. Слайды с ребусами.

Беседа, игры с буквами. Работа с интерактивным тренажером

Ребусы

3

В страну Говорящих скал.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари. Карточки для теста.

Рассказ учителя с презентацией.

Тест

4

Можно ли писать без букв?

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Творческая работа детей «Написать письмо с помощью рисунков»

Творческая работа

5-6

 В глубь веков на Машине времени. Как раньше учились грамоте.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари.

Рассказ учителя с презентацией.

Игры со словами и буквами.

Собеседование. Интеллектуальная игра

7

 Знакомство с разными букварями.

Разнообразные буквари, старинные и современные.

Экскурсия в библиотеку.

Собеседование

8

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, плакат с алфавитом.

Интеллектуальные игры. Работа с интерактивным тренажером.

Интеллектуальная игра

9-10

Моя любимая буква алфавита.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Подготовка и выставка творческих работ.

Выставка творческих работ

I I Раздел  

«Жили-были гласные»

11-12

Такие разные гласные!

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари. Слайды с ребусами.

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры.

Тест. Ребусы

13-14

Волшебник Ударение.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок. Слайды с картинками, когда смысл слова зависит от ударения  (зАмок- замОк,

козлЫ- кОзлы) .

Интеллектуальные игры. Работа с интерактивным тренажером

Собеседование. Интеллектуальная игра

15-16

В слове столько гласных, сколько и слогов.

Компьютер , мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари. Слайды с ребусами.

Ребусы, кроссворды, игры с дидактическим материалом.

Собеседование. Интеллектуальная игра

17-18

А - первая буква букваря.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари. Слайды с кроссвордом.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву. Рисование сказочной буквы А.

Кроссворд, выставка рисунков

19-20

Восхитительная буква О.

Компьютер , мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, слайды с ребусами, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Ребусы, выставка рисунков

21-22

Всё про букву У.

Компьютер , мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, карточки с тестами, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву. Рисование сказочной буквы У.

Тест, выставка рисунков

23-24

Буква И.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву. Рисование сказочной буквы И.

Интеллектуальная игра, выставка рисунков

25-26

Буква Ы.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву Ы..

Собеседование. Кроссворд

27-28

Буква Э.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву Э.

Тест. Интеллектуальная игра

29-30

Всем известно- буква Я в азбуке последняя.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы, карандаши и фломастеры для творческой работы.

Занятие-сказка. Игры с дидактическим материалом. Творческая работа

Собеседование.

Творческая работа

31-32

Буква Е.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Игра. Тест

33-34

Буква Ё.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Собеседование. Интеллектуальная игра

35-36

Буква Ю.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Тест. КВН

III Раздел  

 «Такие разные-     разные согласные»

37-38

Легко ли быть согласным звуком?

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари.

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры

Собеседование. Интеллектуальная игра

39-44

Самые звучные согласные (н, л, м, р)

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, интерактивный тренажер.

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры. Работа с интерактивным тренажером

Тест. Собеседование. Тест. Кроссворд. Интеллектуальная игра. Ребусы.

45-46

Всё про Й.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, различные буквари.

Игры с дидактическим материалом. Сказки и загадки про букву.

Собеседование. Кроссворд

47-48

«Соседи». З - С.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, слайды с ребусами.

Игры с дидактическим материалом.

Ребусы.

Собеседование. Ребусы

49-50

«Соседи». Г - К.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Игры с дидактическим материалом

Собеседование. Интеллектуальная игра

51-52

«Соседи».Д-Т.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Игры с дидактическим материалом. Работа с интерактивным тренажером.

Тест. Интеллектуальная игра

53-54

«Соседи».Б-П.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Игры с дидактическим материалом.

Кроссворд.

Ребусы. Кроссворд

55-56

«Соседи».В-Ф.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Игры с дидактическим материалом. Тестирование.

Собеседование. Тест

57-58

«Соседи».Ж-Ш.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Игры с дидактическим материалом. Работа с интерактивным тренажером.

Кроссворд.Ребусы

59-60

Зачем шипят шипящие?

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Рассказ учителя с презентацией, беседа, игры. Тестирование.

Тест.КВН

IV Раздел  

 «Буквы и звуки – не  одно и то же»

61-62

Ъ и Ь – помощники в словах.

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, слайды с ребусами

Рассказ учителя с презентацией.

Игры с дидактическим материалом.

Собеседование.

Ребусы

63-64

Секреты букв Я, Е, Ё. Ю.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов

Игры с дидактическим материалом. Работа с интерактивным тренажером.

Тест. Кроссворд

V Раздел  

 «Подведем итоги»

65

Буквы - чемпионы.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов

Творческая работа с элементами исследования.

Творческая работа

66

Буквы на клавиатуре компьютера.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв, материал для кроссворда, ребусы, головоломки, игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов.

Творческая работа с элементами исследования.

Конкурс

67-68

Самая древняя и самая молодая буква.

Компьютер , мультимедиа-проектор, презентация, веер букв,  лента букв,  игры  с буквами, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов

Рассказ учителя с презентацией.

Игры с дидактическим материалом.

Собеседование. Интеллектуальная игра

69-70

Подготовка и презентация групповых проектов « Всё на букву…»

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Подготовка и презентация групповых проектов с помощью учителя.

Смотр знаний

Проект

71-72

Подготовка и презентация индивидуальных проектов «Буквы моего имени»

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивный тренажер, веер букв,  лента букв, карточки для теста, игры  с буквами, слайды и карточки с играми, сборники загадок, пословиц, поговорок, детских стихов и рассказов альбомы , карандаши и фломастеры для творческой работы.

Подготовка и презентация индивидуальных проектов с помощью учителя и родителей.

Собеседование. Проект

Для осуществления образовательного процесса по Программе «АБВГДейка» необходимы следующие  принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов; подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;
  • набор ЦОР по русскому языку.

      

Разнообразные наглядные пособия  позволяют  ребёнку более ярко представить содержание.

 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

       Для реализации программы имеется проветриваемое, светлое помещение, учебные столы и стулья, учебная и методическая литература.

         По мере необходимости используется компьютер, аудио и видеотехника, а также современные проектные методики, которые позволяют детям проявить творческую активность и индивидуальность.

Разработанный и указанный выше материал помогает школьникам поддержать желание учиться, вызвать в них чувство радостного удивления перед тайнами безбрежного океана слов, сделать обучение увлекательным, а речь – яркой, эмоциональной и содержательной.

                                               

                                                Формы проведения занятий

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, загадок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая).

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

                    2.6. Список литературы

  • для педагога

                         

  1. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2010 г.
  3.  Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО  Издательство «АРГО»-2009г.
  4.  Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ»-2010
  5.  Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. «Секреты орфографии» Москва «Просвещение»- 2003 г.
  6.  Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. «Занимательная грамматика» -2009г
  7.  Левушкина О. Н. «Словарная работа в начальных классах» (1-4) Москва «ВЛАДОС» -2012 г.
  8. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2011 г.
  9. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2015.
  10. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., “Просвещение”, 2004 
  11. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  12.  Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  13. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,2012.
  • для учащихся
  1. Абсолютная грамотность за 15 минут в день: 1-4кл. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. -М.:АСТ: Астель, 2012 г.
  2. Полякова А. В. «Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4     классов». Самара. Издательство «Сам Вен», 2010г.
  3. Нерад Е. Е. «Почитай, подумай, угадай».Мозырь:Содействие,2008 г.
  4. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Быстрое обучение чтению».- М.:АСТ: Астель, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик"

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Светофорик" для обучающихся 2- 3 классов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Память жива»

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Финансовая грамотность. История денег»

Данная программа разработана для обучающихся 3 -4 классов.Она имеет социально- педагогическую направленность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Тайны нашей речи»

Для успешного овладения устной и письменой речью детьми необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтениюи письму. Но при этом обучение устной речи дол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности "Экологическая мозаика"

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-н...