Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"
презентация к уроку (3 класс) на тему

1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Три склонения имён существительных.

ФИО (полностью)

Фаллер Марина Владимировна

Место работы

МКОУ «Киреевская гимназия» Тульская область

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

Три склонения имён существительных.1урок.

Базовый учебник

Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.В. Полякова.- М. : Просвещение, 2012.

  1. Цель  урока: способствовать формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения.

  1. Задачи организационной деятельности педагога:

- предметные

создать условия для:

             формирования учащимися умений различать типы склонения существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей;

            освоения  умений применять правила, пользоваться освоенными научными закономерностями;  

    осмысления использования нового знания при решении учебных задач;

- метапредметные   

 создать условия формирования и развития умений

самостоятельно добывать, отбирать, систематизировать и использовать информацию  для решения поставленных задач и объяснения своей точки зрения;

осуществлять действия сравнения, сопоставления, систематизации, выведения выводов и обобщений;

  предоставить возможности для формирования умений

выдвигать, аргументировать и проверять гипотезы;

в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить учебную задачу и планировать деятельность по ее достижению;

      осуществлять текущий контроль процесса своей деятельности и ее      результата;

  способствовать

     развитию навыков сотрудничества в коллективной и групповой деятельности,                  умения соблюдать условия успешной работы в группах.

   - личностные

 способствовать формированию отношения к учению и  познанию как ценности;

 создать условия для проявления волевых усилий по достижению поставленных      целей и решению учебных задач.

10.Тип урока: урок открытия и применения новых знаний

11.Формы работы учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А.В. Полякова.- М. : Просвещение, 2012; карточки с названиями падежей для работы с интерактивным тренажёром;  карточки для работы в парах, карточки для составления памятки, плакаты для работы в группах, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

  Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация с целью…)

Деятельность ученика

Методический комментарий

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

8

1.

Мотивационный  этап.

1)Создание проблемной ситуации

2) Оп-ределе-ние те-мы.

-Мы продолжаем изучать наш родной русский язык. Сегодня мы откроем ещё один его орфографический секрет.

-Обратите внимание на окончание существи-тельных в словосоче-таниях:

шли по площад...

шли по площадк…

-Как вы думаете,  окончания будут одинаковые или разные? Почему?

(Вставляю окончания) 

шли по площади

шли по площадке

  Окончания  разные? Почему?

- Сегодня мы узнаем, от чего зависят падежные окончания существительных?

Дети предполага-ют, что окончания должны быть одинаковые или разные (так как одинаковые корни, существительные женского рода, существительные в дательном падеже и т.д.)

 

Пробуют ре-шить поставлен-ную задачу и убеждаются в необходимости получения но-вых знаний.

Создаются условия для формирования умений обоснованного выдвижения гипотез.

Создаются усло-вия для  целепо-лагания (способ-ность поставить учебную задачу на основании то-го, что уже из-вестно и усвоено, и того, что неизвестно.)

3

мин

2.

Актуализация знаний.

1)Упражнение в распознавании паде-жей.

2)Словарная работа.

Работа в парах на карточках.

Как изменяется

 слово КОТ?

(N 193843)

(1)

-Приготовьте карточки с названием падежей. Определите падежи существительного кот.

-Заполните таблицу:

(с,з)делали на з..воде

искал ..птеку

пр..ч..тал в т..тради

п..д(?)ехал к д..ревне

друж..л с девочкой

Нач..лась м..тель.

мч..лся по д..роге

..т..шёл от в..кзала

е

-Вставьте пропущенные буквы. Какие орфо-граммы встретили? Написание какой буквы вызвало разногласия? Оцените правильность работы на волшебной линеечке.

-Определите падежи существительных, запи-шите справа.

-Напишите рядом с падежом  соответствую-щую букву, расшифруй-те слово с помощью ключа.

КЛЮЧ

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п..

П.п.

а

и

н

к

ч

о

-Какое слово получили?

(ОКОНЧАНИЕ). -Оцените на волшебной линеечке правильность.

Именно эта часть слова окончание будет объектом наших наблюдений.

-Повторяют падежи, показы-вая карточки с названиями па-дежей.

Работают в паре, повторяют орфо-граммы, вставля-ют пропущен-ные буквы.

Проверка со-вместно с учи-телем.

Оценивают работу пары на отрезке.

Работая в паре,

определяют падежи существи-тельных в слово-сочетаниях и предложении.

Оценивают работу в паре.

Создание ситуации успеха для слабых детей, возможность отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения, делать выводы.

7

мин

3.

Осуществление практической деятельности                   (склонение). Работа в груп-пах.

-Поработайте в группах. Просклоняйте существительное. Распределите работу между всеми участниками группы. Запишите крупно маркерами окончания.

ЛИСА        ОКНО

ЗЕМЛЯ      ПОЛ                

ИЛЬЯ         СТЕПЬ

СЛОН        СОВЕСТЬ

Проверка: поменяйтесь таблицами, проверьте работу другой группы.

Исправление ошибок.

(Таблицы  вывеши-ваются на доску).

Работая в группе (по 3 человека), учатся распре-делять задания между участ-никами группы, прислушиваться друг к другу, выбирать общее решение, пред-ставлять свою работу.

3

мин

4.

Открытие новых знаний

(наблюдение, исследование,

выявление закономерностей.

1склонение

(N 193414)

(2)

2 склонение

 (N 193700)

(3)

3 склонение (N 193602)

(4)

-Сравните окончания существительных. Какие столбики при склонении имеют похожие окончания? На сколько групп можно разделить существи-тельные по «одина-ковости» окончаний? Какие существитель-ные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склонению?

-В каком склонении встречается женский

род? Чем отличаются существительные жен-ского рода 1склонения  от существительных

женского рода 3 склонения?

Чем отличаются существительные мужского рода 2 склонения от существительных муж-ского рода 1 склонения? -Что можете сказать о существительных сред-него рода?

-Проверим свои выводы по учебнику: правило, с.14,16,17

Коллективно обсуждают результаты и устанавливают закономерность.

Выводы зри-тельно подкреп-ляют  таблицами ЭОР и сводной таблицей.

Проверяют  предположения по учебнику.

Стимулирование исследовательского поведения уча-щихся, умения ар-гументировать свою точку зре-ния.

Соотнесение самосмоятельно добытой инфор-мации с готовой информацией в учебнике.

6

мин

5.

Первич-ное при-менение новых знаний.

Упр. 25

–Выпишите по 5 существительных каждого склонения:

 1 склонение, 2 ряд -2 склонение, 3 ряд – 3склонение.

Добавим 3 склонение из упр.31.

прав.с.14,16,17.

Выполняют пра-ктические дей-ствия по опреде-ению типа скло-нения суще-ствительных. Записывают сло-ва, доказывая правильность выбора типа склонения.

Используют ин-струкции для осуществления самостоятельных действий, удер-живают учебную задачу.

4 мин

6.

Домашнее задание.

с.17, упр.30.

-Прочитайте задание. Какую работу напоминает?

Дети сравнивают домашнее зада-ние с ранее вы-полненным в класссе, делают выводы о схо-жести.

Получают ин-струкцию по вы-полнению домаш-него задания по аналогии с вы-полненным зада-нием  в классе. Создание ситуации успеха при самостоятель-ном выполнении домашнего задания.

1

мин

7.

Физминутка.

-Отгадайте загадку.

Если отгадка – существительное 1 склонения – присели, если второго склонения – встали, руки внизу, если третьего склоне-ния - подняли руки вверх.

Белая вата

Поплыла куда-то. 

              (Облако)

Без окон, без дверей-

Полна горница людей. 

              (Огурец)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. 

            (Морковь)

Зимой спит,

Летом ульи воротит. 

            (Медведь)

Без него плачеи,

А как появится-

От него глаза прячем.

            (Солнце)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом ведет,

Там заметку кладет.

            (Карандаш)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я ,

И вот теперь я спелая. 

                  (Ягода)

От кого мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит 

                    (Тень)

Дети связывают умение отгадывать загадки с новыми знаниями, тренируют координацию движений.

Физминутка помогает сохра-нить детям логическую связь с той учебной деятельностью, которой они занимались до физкультминутки и будут занимать-ся после нее. Создание условий для удерживания логики основной деятельности в принципиально новых условиях.

3

мин

8.

Проблемная ситуация

Ну и платья:

Сплошь иголки.

Его носят вечно…

                      (ёлки)

-К какому склонению отнести слово с окончание –   И ?

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

                    (помидора)

- Как вы думаете, к какому склонению относится это слово?

- Как же определить склонение существи-тельного во множест-венном числе, в кос-

венном падеже?

Дети встречаются со случаем, отличающимся от предыдущих примеров, затрудняются в определении склонения.

Высказывают предположения, находят правильное решение или сами, или с помощью учителя.

Создаются условия для определения и   формулировки проблемы, поиска путей её решения. 

3 мин

9.

Созда-ние памят-ки

 « Как определить склонение существительных в косвен-ном падеже» Работа в груп-пах.

-Поработайте в своих группах. Используя карточки с названиями действий, составьте памятку «Как опреде-лить склонение суще-ствительных». Для этого обсудите,  какие действия необходимо выполнить и в каком порядке?

Определи род

- Сколько шагов надо сделать?

-Какие действия лишние?

-В каком порядке надо действовать, чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже?

1.Поставь в имя существительное в начальную форму.

2.Определи род существительного.

3.Определи окончание существительного.

Дети, используя карточки с названиями действий, со-ставляют па-мятку   для определения склонения существитель-

ных в косвенных падежах, выслушивают друг друга, выбирают общий вариант, представляют его.

Проверка совместно с учителем

Создание условий для  формиро-вания умений строить понятные для партнёра высказывания, умения догова-риваться, прихо-дить к общему решению.

 

3 мин

10.

Работа в парах.

-Определите склонение существительных в словосочетаниях из словарной работы.

Проверка.

- Выберите правильный столбик.

2              1             2

1              1             1      

3              2             3

1              1             1

2              2             1

3              1             3

1              3             1

2              2             2

Оцените свою работу на волшебной линеечке.

Ставят и выполняют учебную задачу в контексте темы и цели урока.

Прислушивают-ся  друг к другу, доказывают свою точку зрения, приходят к единому мнению, оце-нивают работу в паре. Совместно с учителем осуществляют контроль.

Работают по установленным критериям; учатся аргументировать; обсуждать и согласовывать выбор; осуществлять взаимопроверку; приходить к общему мнению.

4 мин

11.

Первич-ный конт-роль

Спишите текст. Определите склонение существительных.

Путники подъехали к знакомой местности. В ущелье слышен шум ручья. На зелени блестели капли воды.

-Существительных каких склонений больше? Докажите.

Анализируют предлагаемые ситуации и осознанно выполняют учебные действия

Предоставляется возможность самостоятельно  контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным мате-риалом, вносить необходимые кор-рективы в испол-нение .

4

мин

12.

Обобщение знаний.

-Вернёмся к нашей проблеме: почему в словосочетаниях у существительных окончания   разные?

шли по площади

шли по площадке

- Для чего же мы учимся распознавать склонения существи-тельных?  Этим мы займёмся на следующих уроках.

Вернулись к проблеме, связывают полученные знания о трёх типах склонения существитель-ных  с пробле-мой правопи-сания падежных окончаний. Дети делают вывод, что окончание существитель-ного зависит от  его склонения.

Решение проблемной ситуации предо-ставляет возмож-ность осознать значимость новых знаний, пробуждает интерес к изучению следующей темы «Правописание падежных окончаний

имён существитель-ных».

3

мин

13.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

-Продолжите фразы:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Я чувствовал..

-Сегодня я наблюдал….

-Мне хотелось научиться   …

-Дети оценивают уровень освое-ния нового ма-териала.

Создание условий для  самооценки; прогнозирования дальнейшей дея-тельности; фор-мирования лич-ностных смыслов и мотивов учения.

1

мин

Продолжительность урока: 45 мин, ЭОР -  9 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме " Склонение имён существительных"

Урок- путешествие по теме " Склонение имён существительных" . Проводить желательно накануне Новогодних праздников....

Презентация к уроку русского языка по теме "Склонение имён существительных"

Урок русского языка в 4 классе "Склонение существительного"...

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Урок русского языка 3 кл. "Склонение имён существительных"

Здесь представлен конспект урока русского языка по системе "Начальная школа XXI века"...