Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира-выступление на МО учителей начальных классов
статья (4 класс) на тему

Загирбекова Сапият Исмаиловна

 

                                                              Работа посвящена одной из  актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики,т.к. активизацию познавательной деятельности учащихся желательно проводить через проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_sapiyat.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

                                                                               Подготовила: Загирбекова С.И.

                                                                                 учитель начальных классов

 Ученик – это не сосуд,  
который надо заполнить, а 
факел, который надо зажечь. Л.Г. Петерсон

       Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - активизация познавательной деятельности учащихся.

Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять,  чтобы повысить активность учащихся на уроках?  

 Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. 
       Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. 

В своей практике  я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников, готовят самостоятельно сообщения, находят интересные факты;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;


       Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.   Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.  Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

       Если ученик выполняет посильные для него задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. 
       Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Часто применяю в практике работы урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.      Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности, ученики очень любят различные дополнительные сообщения. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.в этом случае я даю индивидуальную работу, например подготовить сообщение или найти интересные факты по теме урока, теме учащимся которые менее активны на уроке. При выступлении дети готовившие сообщения кратко рассказывают содержание найденной информации, при этом они «зажигаются» сами и «зажигают» других, дети оживают, задают вопросы, добавляют что-то своё, здесь главное выдержать регламент чтобы не потерять время урока. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

  Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе. Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. Простой вопрос «Ты уверен в этом?» или «Ты так считаешь?» заставляют ребенка активизировать свои интеллектуальные способности, мышление и память, владея знаниями полученными на уроке и добытыми методом нахождения информации ребёнок учится рассуждать и доказывать свою правоту.

- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

- Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других, но с этим пока сложно так как дети не выдерживают и хотят добавить свою информацию.

 

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания

   В своей работе наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения, в нашем случае нет интерактивной доски и компьютера, поэтому я использую ноутбук и рассаживаю детей по группам. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет : - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты,), развивая тем самым у школьников творческую активность.  

  Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения окружающего мира.   Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. 
       Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

Используемая литература:

1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1999.

2. Начальная школа. Журнал. №4,2005

3. Начальная школа. Журнал. №8, 2003

4. Начальная школа. Журнал. №4, 2000.

5. Начальная школа. Журнал. №6,2001

6. Начальная школа. Журнал. №3, 2002.

Проблемное обучение как средство активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира.

                                                                              Подготовила: Загирбекова С.И.

                                                                      учитель начальных классоа

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший– учит её находить».

А. Дистерверг

Сотворчество. Учу своих учащихся верить в себя. Современная образовательная система насыщена новыми технологиями, программами. Не зря среди них я дала предпочтение технологии проблемного обучения. Как интересно работать с младшими школьниками! Какой потенциал творчества! Они ещё не боятся быть смешными и непонятными, не научились стесняться своих идей, высказываний и скрывать их. Они решают поставленные перед ними проблемы осознанно, не избегая их. Учащиеся на таких уроках не получают готовые знания, а добывают, строят их сами, делают «открытия».

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем. При традиционной педагогической стратегии - от знания к проблеме- учащиеся не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Но, а если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно притупить его природные творческие способности, т.е. «разучить думать самостоятельно». В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается только при решении проблемных задач.

Технология эта не нова: в 20 – 30 – х годах в советской и зарубежной школе получило распространение проблемное обучение, основывавшееся на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.г), создавшегося в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял 4 инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведение искусства, технические устройства; дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.

Перед каждым человеком постоянно жизнь ставит острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным
образом на уроке, когда учитель остается один на один со 
своими
воспитанниками. И от его умения "и наполнить сосуд, и зажечь факел",
 от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Поэтому последние годы в практику работы учителей все шире входит деятельностный метод обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание, сотворение. Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности общения, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Технология проблемного обучения реализуется в уроках разных типов, среди которых наиболее распространены уроки «открытия нового знания» и уроки рефлексии.

Задачами этапа актуализации знаний на уроках « открытия» нового знания является прежде всего, подготовка мышления детей и осознание ими потребности в построении нового способа действий.

С этой целью:

  • воспроизводятся ЗУН, достаточные для построения нового способа действий;
  • активизируются соответствующие мыслительные операции, внимание, память, тренируется речь;
  • в завершении предлагается индивидуальное задание, для выполнения которого требуется использование вводимого на уроке способа действий.

В результате у большинства учащихся возникает затруднение, появляются

разные ответы, которые они не могут аргументировать, доказать, обосновать ввиду отсутствия у них соответствующего понятия, правила, алгоритма. Этап завершается фиксацией разных позиций, что и создает мотивационную ситуацию для исследования и построения нового знания.

Проблемное обучение – это учебно – познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путём восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций. Формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путём проверки правильности решения.

Психологической наукой установлена определённая последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемного обучения:

проблемная ситуация проблема поиск способов решения решение проблемы.https://multiurok.ru/files/probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-v-nachal-nykh.htmlhttps://multiurok.ru/files/probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-v-nachal-nykh.htmlhttps://multiurok.ru/files/probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-v-nachal-nykh.html

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным на столько, чтобы у учащихся вызвать затруднение, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Наиболее характерными для педагогической практики являются такие типы проблемных ситуаций:

  • учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации;
  • столкновение учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
  • имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа;
  • имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Включение ребенка в учебную деятельность на основе метода рефлексии создаёт условия не только для формирования у него готовности к саморазвитию, но и для формирования устойчивой системы знаний и системы ценностей.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность:

1.Самоопределение к деятельности.

На данном этапе урока организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

-выделяется содержательная область («могу»)

Рекомендации к проведению:

1)Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадки и.т.д.

2)Беседа, сообщение, самопроверка по готовому образцу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1)актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2)тренировку соответствующих мыслительных операций и в завершение этапа создаётся затруднение в деятельности учащихся, которое фиксируется ими самостоятельно.

Рекомендации к проведению:

1)Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.

2)Индивидуальные формы работы: задания для самостоятельной работы.

3)Фиксация во внешней речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и.т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель определяет коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или открыть новые знания.

Рекомендации к проведению:

1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог. Побуждающий диалог.

2)Включение эмоционального компонента.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

На данном этапе предлагается выбор учащимся метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организовывает коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма. После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется во внешней речи. В завершении устанавливается, что учебная задача решена.

Рекомендации к проведению:

1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и.т.д.

2)Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Рекомендации к проведению:

1)Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Рекомендации к проведению:

1)Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность, индивидуальная деятельность.

7.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Рекомендации к проведению:

Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций.

8 Рефлексия деятельности.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершении фиксируется степень соответствия поставленной цели результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание даётся с элементами выбора, творчества.

Рекомендации к проведению:

Беседа: Чему научились? Каким способом? Где используется? В чем различие? Где возникло затруднение? Каковы результаты? Над чем ещё надо поработать?

Предлагаю некоторые приемы, используемые на этих этапах:

1.Постановка учебной задачи.

Проблемная ситуация с удивлением

(могут лежать различные противоречия- противоречия между двумя и более фактами).

На шаге формирования учебной проблемы необходимо выбрать:

-Какой возникает вопрос?

-Какова тема урока?

-Сформулируйте проблему.

Создаются тремя приемами:

1.столкнуть два противоречия;

2.столкнуть мнение учеников;

3.самый сложный - противоречия жизненного опыта ребенка и научным фактом.

Проблемная ситуация с затруднением.

В основе одно противоречие - между необходимостью и возможностью это сделать.

Создаются тремя приемами:

1.простой, даётся задание на новый материал невыполнимое вообще;

2.даётся задание, с которым ученики ещё не сталкивались;

3.(самый сложный)-

1 шаг – учитель даёт практическое задание похожее на предыдущее;

2 шаг-учитель аргументируя доказывает, что задание не выполнено.

Построение проекта выхода из затруднения.

1 метод- побуждающий диалог.

Вопросы:

1.- Что вас удивило?

-Что интересного вы заметили?

-Какие факты на лицо?

-Какие существуют точки зрения?

2.-Сколько же в классе мнений?

-Как вы его выполнили?

3.-Как вы думали сначала? Что вы предполагаете?

-А на самом деле что?

4.-Вы смогли выполнить задание?

-В чем затруднение?

5.-Почему не получается?

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

6.-Что вы хотели сделать?

-Какие знания применены?

-Задание выполнено?

Шагу осознания противоречий уделить особое внимание!

-Сколько мнений?

-Как вы думаете, кто прав?

2 метод- подводящий диалог.

Структура:

-репродуктивные задания;

-мыслительные задания(проанализировать, сравнить).

Ответ детей – формулирование темы урока.

3етод-сообщение темы с мотивирующим приёмом.

1шаг-«яркое пятно» (легенды, интересные научные факты, случаи из жизни, шутки, сказки);

2шаг-актуальность (придумать нужный приём, значимый для ребёнка)

Наибольший эффект приносит побуждающий диалог.

Поиск решения

Суть: учитель помогает детям овладевать новым знанием.

Применяется:

-побуждающий диалог (выдвижение гипотез - высказывание предположений, догадок);

-проверка гипотез (обоснование принятия или отвержения).

Постоянная постановка проблемы перед учащимися приводит к тому, что он не «пасует» перед ними, а стремится их решить. И, мне кажется, тем самым войдя в жизнь, ребенок будет более защищен и адаптирован. Ведь проблемное обучение должен формировать гармонически развитую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях.





Проблемное обучение как средство

активизации познавательной

деятельности на уроках

окружающего мира.









Выполнила: Загирбекова С.И.,

учитель нач.классов


2018

Содержание



Актуальность выбранной темы..........................................................................3

Современная технология проблемного обучения........................................  5

Использование проблемных ситуаций на уроках.....................................    ..8

Заключение ..........................................................................................................15

Приложения



Актуальность выбранной темы.

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке повышает мотивацию учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.

Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.

Все сказанное обусловило выбор моей темы «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира».

Современная технология проблемного обучения

Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека.

Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что – то непонятное, неизвестное. В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Этим элементом считается проблема.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания в виде ситуации или задачи.

Очень важно создать на уроке условия, которые позволили бы обучающимся справиться с решением предложенной проблемы.

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех типов уроков, при этом необходимо с осторожностью подходить к возможности применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и иметь выход на конечный результат.

В педагогической литературе существует несколько определений этого явления:

- И.Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»;

- Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;

- М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».

Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Остановлюсь на проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Проблемная ситуация может быть различной:

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По уровню проблемности:

  • возникающие независимо от приемов;
  • вызываемая и разрешаемая учителем;
  • вызываемая учителем, разрешаемая учеником;
  • самостоятельное формирование проблемы и ее решение.

По виду рассогласования информации: неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные, целевые, проблемное изложение, эвристическая беседа, проблемные демонстрации, игровые проблемные ситуации, исследовательская лабораторная работа, проблемный фронтальный эксперимент, мысленный проблемный эксперимент, проблемное решение задач, проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Использование проблемных ситуаций на уроках

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:

Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.

Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.

Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.

Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.

Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.

Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?

Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?

Что случится, если растения исчезнут?

Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?

Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?

Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.

Постановка проблемных задач.

Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать верные ответы, детям необходимо сначала самим правильно ответить на вопрос. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что ответ верный. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.

Другой приём: даю правильное решение ответа и несколькими разными способами предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

г). Нестандартные тексты задач.

Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности.

Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках окружающего мира.

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Данный приём можно использовать на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих. Разделяю идею П.П. Блонского “Не давать ребёнку нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей”.

Подводящий или побуждающий диалог.

Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют активность в учебном процессе.

Заключение

Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.

Приложение № 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

( А.М.Матюшкин)

По интересности (мотивации) содержания:

  • новое содержание;
  • необычность взгляда на старое;
  • связь с жизнью;
  • связь с практической деятельностью учащихся;
  • связь с современностью;
  • связь с историей;
  • связь с будущим.


По характеру неизвестного X:

X — цель;

X — объект деятельности;

X — способ деятельности;

X — условие выполнение деятельности.


По уровню проблемности:

  • возникающие независимо от приемов;
  • вызываемые и разрешаемые учителем;
  • вызываемые учителем, разрешаемые учеником;
  • самостоятельное формирование проблемы и решения.


По виду рассогласования информации:

  • неожиданность;
  • конфликт;
  • предложение;
  • опровержение;
  • несоответствие;
  • неопределенность.

По методическим особенностям:

  • непреднамеренные;
  • эвристическая беседа;
  • проблемная демонстрация;
  • проблемный фронтальный эксперимент;
  • мысленный проблемный эксперимент;
  • проблемные задания;
  • игровые проблемные ситуации;
  • исследовательские лабораторные работы.

По типу действий, требующихся для решения:

  • выбор;
  • принятие решения;
  • сравнение;
  • сопоставление;
  • установление связи;
  • устранение рассогласованности;
  • изменение взгляда на вещи;
  • экспериментальная проба;
  • поиск;
  • исследование;
  • творческий подход.

Приложение № 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

«Постановка и разрешение проблемной ситуации»

  1. Постановка педагогической проблемной ситуации, направление
    учащихся на восприятие её проявления, организация появления у
    ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
  2. Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в
    психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска
    ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка
    неизвестного (на этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы).

3. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно
с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют
различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию

(учитель оказывает необходимую помощь в зоне ближайшего развития).

  1. Появление идеи решения, переход к решению, разработка его,
    образование нового знания в сознании учащихся.
  2. Реализация найденного решения в форме материального или духовного
    продукта.
  3. Отслеживание (контроль) отдельных результатов обучения.

Организация проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.

 

1 «Живая и неживая природа».

Проблемные вопросы:

-Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?

-Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.

-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?

Проблемные задания:

-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

-Перед тобой 2 пластмассовых стакана: с водой и землей; блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (После проверки заложить опыт).

Проблемные задачи:

-Когда старое дерево сгинет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?

Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?

 

2. «Части растений».

Проблемные вопросы:

-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?

-Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?

-Зачем нужно знать, из чего состоят растения?

-Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

-Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

-Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?

Проблемные задания:

-Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?

-Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?

Проблемные задачи:

-В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения?

-Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? -Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).

2. Наблюдение.

Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся , определить соотношение отвлекаемости и активности, выяснить степень эмоционального отношения к учебе.

Показатели:

  • активность (количество заданных вопросов, высказываний, имеющих познавательный характер),
  • самостоятельность в выполнении заданий,
  • отвлекаемость (количество действий, не связанных с учебой).

Оценка в баллах:

– Если ученик задает вопросы, направленные на знание как фактического, так и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он редко отвлекается, выполняет задания самостоятельно – 10 баллов. (Высокий уровень активности).

– Если ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, при выполнении самостоятельной работы нуждается в помощи – 5 баллов.

(Средний уровень активности.)

– Если ученик большую часть урока отвлекается. показывает низкий уровень активности, вопросы не имеют познавательного характера, не умеет выполнять задания самостоятельно – 0 баллов. (Низкий уровень активности.)

3. Анкетирование учащихся.

Инструкция для учеников: внимательно прочитай вопросы, выбери ответ.

1.

Тебе нравится в школе?

Да,
Не очень,
Нет

2.

Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью,
Бывает по-разному,
Чаще хочется остаться дома

3.

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошел бы в школу,
Не знаю,
Остался бы дома.

4.

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

Не нравится,
Бывает по-разному,
нравится.

5.

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Не хотел бы,
Не знаю,
Хотел бы.

6.

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет.
Не знаю.
Хотел бы.

7.

Ты часто рассказываешь о школе родителям и друзьям?

Часто.
Редко.
Не рассказываю.

8.

Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель.
Точно не знаю.
Хотел бы.

9.

У тебя в классе много друзей?

Много.
Мало.
Нет друзей.

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.
Не очень.
Не нравятся.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время происходит смена образовательных парадигм. Ученик сегодня – это активный субъект собственной деятельности. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников являются особенно актуальными.

Активизацией познавательной деятельности традиционно называют все активного отношения к как к познанию, а именно, смысла, значимости ребёнка учения познания; все познавательных мотивов к новым знаниям, к их приобретения, стремление к цели, реализующие  познавательные мотивы, их эмоции. Соглашаясь с Каджаспировой Г.М., отметим, что активизация - это постоянно текущий процесс побуждения школьников к энергичному, целенаправленному получению образования, преодоление пассивной и репродуктивной деятельности. Главная цель активизации деятельности в общих словах – формирование активности школьников, повышение качества образования в целом и конкретного учебно-воспитательного процесса в частности. В структуре познавательной деятельности Ш.А. Амонашвили выделяет следующие составляющие: познавательные мотивы и интересы, волевую саморегуляцию а также знания, умения и навыки. Таким образом, активизация познавательной деятельности младших школьников определяется, прежде всего, активной заинтересованной работой, стремлением к познанию нового, использованием в учебной деятельности дополнительной литературы.

Проблемное обучение, на наш взгляд, выступает эффективным средством активизации познавательной деятельности. Сущность обучения заключается в (организации) перед проблемных ситуаций, принятии и решении ситуаций в процессе деятельности учащихся и . При проблемном учитель не сообщает знаний, а организует на их поиск: понятия, теории познаются в поиска, наблюдения, фактов, мыслительной результатом чего знание. Процесс учения научному поиску и в понятиях: проблема, ситуация, гипотеза, решения, эксперимент, поиска. Проблемное способствует развитию сил учащихся, развитию творческого способствует развитию активности, осознанности аналитическое мышление, мышление.

Следует отметить, что п обучение имеет в своем применении, оно не всегда экономично, в виде не организуется: значительная знаний должна усвоена с опорой на традиционного обучения, проблемное обучение не всегда применять из-за изучаемого материала, учащихся, квалификации Несмотря на то, что использование проблемных ситуций на уроках, действительно эффективно, может много времени уйти на решение той или иной проблемы. Необходимо создавать такие проблемные ситуации, чтобы заинтерессовать детей, если все будет предоставлено правильно, то и ребята будут работать активно и придут к определенному успеху на уроке.

Соглашаясь с Дж. Дьюи отметим, что правильно построенное обучение, быть проблемным, предполагать активную самостоятельную детей по разрешению проблемных ситуаций, в чего и происходит овладение знаниями, умениями и развитие способностей.

Проблемная ситуация – познавательная задача, характеризуется противоречием имеющимися знаниями, отношениями и предъявляемым  Методика создания ситуаций предполагает выполнение следующих шагов: педагог подводит детей к и предлагает им самим способ его сталкивает практической деятельности; излагает различные зрения на один и же вопрос; предлагает явление с различных делать сравнения, выводы из ситуации, факты; конкретные вопросы обобщение, обоснование, логику рассуждения); определяет теоретические и практические (например: исследовательские); ставит задачи (например: с или избыточными данными, с неопределенностью в вопроса, с противоречивыми с заведомо допущенными с ограниченным временем на преодоление «психологической и др.). Если учитель вовлекает детей в процесс доказательства, задания, требующие ключевой идеи, а метода решения, то у развивается интерес к формируется самостоятельность, отношение к познанию успешнее.

Для выявления особенностей активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира нами было проведено эмпирическое исследрвание, включающее в себя анкетирование детей младщего школьного возраста, и учителей; организацию наблюдения за деятельностью школьников на уроках окружающего мира. Анкетирование детей младшего школьного возраста показало, что у 60 % опрошенных познавательная активность сформирована на среднем уровне, у остальных - низкий уровень. Полученные нами данные позволяют утверждать, что ни все учащиеся смотивированы на получение знаний при помощи продуктивных методов обучения. На уроках окружающего мира в основном не используют заданий направленные на размышление учащихся, не даются проблемные ситуации для включения в деятельность детей. Также были проанкетированы и учителей начальных классов. Каждый учитель из опрошенных используют проблемные ситуации в своей педагогической деятельности и считают их эффективными. Но 60 % учителей утверждают, что затрачивают на решение проблемной ситуации больше 10 минут, и лишь 40 % учителей – не более 10 минут. По мнению учителей, учащиеся принимают активное участие в обсуждение вопросов на уроках окружающего мира, но у 80 % учителей дети приходят к нужному выводу и справляются с задачей неплохо, а у 20 % учителей бывают возникают на уроках затруднения с правильным решением проблемы. Лишь 20 % учителей считают, что учащиеся пользуются дополнительной литературой, остальные отмечают, что кто-то пользуется, а кто-то не заинтересован. И каждый из учителей считает, что у их класса познавательная активность сформирована на среднем уровне. Полученные данные были подтверждены нами с помощью специально организованного наблюдения.

Проведённое теоретическое и эмпирическое исследование позволило нам выявить следующие педагогические условия использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира: эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у ученика сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;  опора на опыт и имеющиеся у школьника умения и знания для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;  творческий подход педагога к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях) с целью повышения познавательной активности; учет психологических и возрастных особенностей учеников при моделировании проблемной ситуации.

Итак, главная задача перед учителем стоит активизоровать познавательную деятельность обучающихся. С помощью поставленных проблемных ситуаций учащиеся научатся самостоятельно «добывать знания», формируется самостоятельное, творческое мышление, становятся активными, наблюдательными и общительными, не бояться высказать свою точку зрения. В проблемной ситуации учащиеся ставятся перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий. Основными элементами проблемной ситуации являются противоречие, вопросы, задача, наглядность, задание. Проблемная ситуация является инновационным направлением в технологии проблемного обучения и сочетает в себе необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития младших школьников.

 

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 526 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160 с.
  3. Выготский, Л.С. Психология: учеб. пособие. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь – М.: Academia, 2005. – 173 c.

Проблемное обучение на уроках «Окружающего мира». Подходы к реализации проблемного обучения на уроках «Окружающего мира». Способы создания проблемных ситуаций.

                                                                     Подготовила: Загирбекова С.И.

                                                                     учитель начальных классов

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов.

1. Постановка в формировании вопроса или темы урока.

2. Возникновение проблемной ситуации.

3. Осознание затруднения и постановка проблемы;

4. Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

5. Доказательство гипотезы;

6. Проверка правильности решения проблемы.

Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе, проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

К основным понятиям проблемного обучения относятся: «Учебная проблема» (форма реализации), «проблемная ситуация», «проблемная задача» (то, что подлежит разрешению).

Учебная проблема существует в двух формах:

1. Как тема урока.

2. Как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на которое будет новое знание.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.

Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа:

1. «С удивлением».

2. «С затруднением».

Существуют разные типы противоречий, которые вызывают чувство удивления и затруднения, это противоречия: Между двумя (или более) положениями:

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

В их основу заложены разные приемы создания проблемных ситуаций.

Приемы создания проблемных ситуаций.

 

Тип противоречия  

Приемы создания проблемной ситуации  

I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»  

Между двумя (или более) положениями.    

Прием 1: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.   Прием 2: Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.  

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом.  

Прием 3: Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.  

II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Прием 4: Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5: Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6: Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.  

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

1 метод. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. (Чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу через вопросы: «Что вас удивило?», «Что интересного увидели?», «В чем затруднение?», «Сколько в классе мнений?»)

2 метод. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока)

3 метод. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Мотивирующие приемы это - «Яркое пятно». (Суть приема в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.)

«Актуальность» - обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию новых знаний через гипотезы. Этот путь включает 2 шага:

Шаг 1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение. На шаге выдвижения гипотез классу подается реплика: «Какие есть предположения, догадки?»

Шаг 2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог, осуществляющийся

репликой: «Согласны с предположением? Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?».

Подсказка подводит учащихся к выработке конкретного плана

Одновременный вариант выдвижения гипотез можно организовать фронтально и в групповой работе.

Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихсяАттестационная работа...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.

Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников...

Творческий отчёт по теме: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов»

 Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. В наше современное время учёные, педагоги, воспитатели пришли к мнению, ...