Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса
рабочая программа

Насибуллина Ирина Владиславовна

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptir_r.p.chten_.docx323.35 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Рисунок (169).jpg

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Чтение» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной  школы VIII вида для 5 – 9 классов и обеспечена УМК: учебником чтения для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, автор: А.К. Аксёнова, 10-е издание М.: «Просвещение», 2017г.

На уроках чтения в 5—9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. Школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Цели общего образования:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств.

        Коррекционно-развивающие задачи предмета:

             - формировать и совершенствовать навыки полноценного чтения, как основы понимания художественного текста;

  • развивать поэтический слух детей,
  • развивать и корректировать недостатки речевого развития, способствовать формированию речи как средства общения; обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • работать с различными типами текстов.

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ: согласно заключению ПМПК от 27.02.2014 года, Пр. № 33 несовершеннолетней рекомендовано обучение по программе VIII вида.

Чтение. Навыки чтения  сформированы. При чтении незнакомого текста допускает ошибки: искажение слов, неправильная постановка ударений. Незнакомый текст читает  по слогам и  целыми словами. Техника чтения 56 слов в минуту.

Развитие устной речи. Словарный запас беден. Самостоятельно не может составить рассказ, план рассказа. С трудом может пересказать знакомый текст и требуется помощь взрослого. Не грамотно составляет предложения (может составить простое предложение из 3-5 слов). Слабо запоминает материал. Небольшие по объёму стихи запоминает. Преобладает кратковременная память.

Сформированность школьно-значимых умений: Не в полной мере усваивает материал. Быстро утомляется, но с желанием посещает занятия, на оценивание со стороны учителя реагирует адекватно,   исправляет допущенные ошибки.

        Поставленные задачи определяются особенностями психофизической деятельности обучающихся с нарушениями интеллекта. Обучающиеся трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Тематика: Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.

Навыки чтения: Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Обучение построено на принципах:

- принципе коррекционной направленности в обучении;

-принципе воспитывающей и развивающей направленности;

-принципе научности и доступности обучения;

-принципе систематичности и последовательности в обучении;

-принципе наглядности в обучении;

-принципе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Типы уроков:

-Урок сообщения новых знаний.

-Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

-Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок).

-Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа.

-Комбинированный урок.

-Урок развития речи.

2. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по чтению для 7  класса (коррекционной) образовательной  школы VIII вида рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебных недели. Учебно-дидактический комплекс по данной программе используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить у обучающихся интерес к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

3.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В 7 КЛАССЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

1. Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

2. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

3.  Использование разных видов чтения;

4. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

5. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Регулятивные УУД:

1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

2. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

умение использовать чтение с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

3. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

4. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

5. Использовать  при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по чтению и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

Коммуникативные УУД:

1. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

2. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

3.  Готовность слушать собеседника и вести диалог;

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  4. Формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  5. Формирование понимания того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  6. Развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  7. Развитие умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  8. Формирование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  9. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Учащиеся должны уметь:

читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии спсихофизическим особенностями ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут. 

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.Устное народное творчество . 1.Сказки. 2Былина. 3.Народные песни. 4.Пословицы.

5.Загадки.

II.Из произведений русской литературы 19 века.

1.Александр Сергеевич Пушкин. А.С.Пушкин. 1.«Сказка о царе Салтане». 2. А.С.Пушкин «Зимний вечер». 3. А.С.Пушкин «У Лукоморья».

2.Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов «Бородино».

3.Басни И.А. Крылова. 1. И.А.Крылов. Басня «Кукушка и Петух». 2. И.А.Крылов «Волк и Журавль». 3. И.А.Крылов «Волк и Журавль».

4. Николай Алексеевич Некрасов. 1.Н.А.Некрасов «Несжатая полоса». 2. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин».

5.Лев Николаевич Толстой. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

6.Антон Павлович чехов. А.П.Чехов «Хамелеон».

7.Владимир Галактионович Короленко. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

III.Из произведений русской литературы 20 века.

1. М.Горький «Детство». (Отрывки из повести). Анализ глав. 2. М.Горький «В людях». (Отрывки из повести).

2. М.В.Исаковский «Детство».

3. М.В.Исаковский «Ветер», «Весна».

4. К.Г.Паустовский «Последний чёрт».

5. М.М.Зощенко «Великие путешественники».

6. К.М.Симонов «Сын артиллериста».

7. В.П.Катаев «Флаг».

8. Н.И.Рыленков «Деревья».  Н.И.Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки». Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…».

11. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин». Ю.И.Коваль «Картофельная собака».

12. Ю.Я.Яковлев «Багульник».

13. Р.П.Погодин «Время говорит – пора».

14. А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля».

15. К.Я.Ваншенкин «Мальчишка». К.Я.Ваншенкин «Снежки».

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ В 7 КЛАССЕ

№ п/п

Разделы

Количество часов

Изучаемые произведения

I

Устное народное творчество

8

1.Сказки. 2Былина. 3.Народные песни. 4.Пословицы.

5.Загадки.

II

Из произведений русской литературы 19 века.

26

1.Александр Сергеевич Пушкин. А.С.Пушкин. 1.«Сказка о царе Салтане». 2. А.С.Пушкин «Зимний вечер». 3. А.С.Пушкин «У Лукоморья».

2.Михаил Юрьевич Лермонтов. М.Ю.Лермонтов «Бородино».

3.Басни И.А. Крылова. 1. И.А.Крылов. Басня «Кукушка и Петух». 2. И.А.Крылов «Волк и Журавль». 3. И.А.Крылов «Волк и Журавль».

4. Николай Алексеевич Некрасов. 1.Н.А.Некрасов «Несжатая полоса». 2. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин».

5.Лев Николаевич Толстой. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

6.Антон Павлович чехов. А.П.Чехов «Хамелеон».

7.Владимир Галактионович Короленко. В.Г.Короленко «Дети подземелья».

III

Из произведений русской литературы 20 века.

34

1. М.Горький «Детство». (Отрывки из повести). Анализ глав. 2. М.Горький «В людях». (Отрывки из повести).

2. М.В.Исаковский «Детство».

3. М.В.Исаковский «Ветер», «Весна».

4. К.Г.Паустовский «Последний чёрт».

5. М.М.Зощенко «Великие путешественники».

6. К.М.Симонов «Сын артиллериста».

7. В.П.Катаев «Флаг».

8. Н.И.Рыленков «Деревья».  Н.И.Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки». Н.И.Рыленков «Всё в тающей дымке…».

11. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин». Ю.И.Коваль «Картофельная собака».

12. Ю.Я.Яковлев «Багульник».

13. Р.П.Погодин «Время говорит – пора».

14. А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля».

15. К.Я.Ваншенкин «Мальчишка». К.Я.Ваншенкин «Снежки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Программа создана на основе основной программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Структура программы: пояснительная записка; критерии оценки знаний и умений учащихся; тематическое планирование по предмет...

Адаптированная рабочая программа по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида

Программа составлена на учебный год, содержит коррекционные задачи....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1-4 класса «Коррекция чтения и письма».

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Адаптированная рабочая программа по чтению РАС 4 класс

Адаптированная рабочая программа по чтению РАС 4 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС...