Статья на тему: "Учитель-воспитатель, наставник и друг".
статья (1 класс)
Эта статья предназначена для родителей будущих первоклассников, воспитателей и учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-воспитатель и наставник.
Абралава Светлана Сергеевна
ГБОУ СОШ №436, учитель начальных классов,
Санкт-Петербург.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что учитель для первоклассника не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию. Учитель для первоклассника – совсем особенный человек, он первый учитель. От того, какой этот первый учитель, зависит многое в жизни ребенка. Как будет воспринимать этого человека и его профессию ребенок? Как преподавателя учебной дисциплины или как наставника, который не только учит школьным дисциплинам, но и учит жизни, воспитывает, стремится сформировать достойную личность. У учителя начальных классов есть все шансы стать учителем в самом высоком значении этого слова- наставником с высоким авторитетом для ребенка в настоящем, остаться в его благодарной памяти и определить будущее. Именно личность первого учителя может стать примером для подражания, образцом для поступка ребенка.
Целью данного исследования является выявление особенности эмоционального отношения первоклассников к учителю.
Гипотеза исследования состояла в том, что эмоциональное отношение учащихся начальной школы к своему учителю во многом определяется отношением к родителям.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели предполагалось решить следующие задачи:
- Изучить литературные источники, раскрывающие данную тему.
- Выявить особенности эмоционального восприятия образа матери первоклассниками.
- Выявить особенности эмоционального восприятия образа отца первоклассниками.
- Выявить особенности эмоционального восприятия образа учителя первоклассниками.
- Провести сравнительный анализ особенностей эмоционального отношения к родителям и учителю.
Предметом исследования являются особенности эмоционального отношения учащихся первого класса к своему учителю.
Объект исследования – учащиеся 1 класса средней школы № 436 г. Ломоносова Санкт-Петербурга.
Исследование проводилось в 2011-2012 учебном году. В нем принимали участие 45 первоклассников. Из них 25 учащихся отобранных при наборе для углубленного изучения ряда предметов. Дети в основном из благополучных семей, социально и материально защищенные. Вторая группа первоклассников состоит из 20 человек. Класс обучается по обычной программе. Из 20 человек 6 учащихся из многодетных семей и 6 учащихся из неполных семей (дети матерей-одиночек). Много детей социально запущенных даже при наличии обоих родителей.
Особый интерес, в данном исследовании, представляют мальчики, живущие с одинокой матерью,(в моем классе таких 5 человек). Для них, в большей степени, чем для девочек, характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении и учении, чувство одиночества, отверженности, негативное самоощущение. Учитывая, что эти особенности были выявлены в изображениях мамы, папы (либо значимого мужского образа), но в текстах-описаниях отца, их можно считать достаточно устойчивыми характеристиками, отражающими специфику личностного развития детей.
Таким образом, можно предполагать, что у мальчиков, живущих в неполных семьях, отсутствует объект идентификации. С другой стороны, мать, понимая, что ребенку необходим отец, сознательно или бессознательно стремится компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери- материнской любви, терпимости, теплоты. Поэтому здесь неоценима компенсаторная роль учителя. Сможет ли учитель найти подход к такому ребенку? Способен ли удовлетворить его ведущие потребности? Во многом положительный исход будет определяться личностными качествами , профессионализмом учителя,т.к именно учитель для первоклассника является авторитетным, значимым лицом.
Большинство детей хотят идти в школу, им нравится новая социальная роль, статус ученика. Но есть дети, которые не готовы к принятию новой «социальной позиции», они отрицательно реагируют на школу, учителя. Итак, как такой ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в его жизни. Все это может зависеть от учителя. Важно, чтобы школа привлекла ребенка своей деятельностью-учением. И эту ступеньку в мир взрослости ребенок должен преодолеть вместе с заботливым, внимательным и чутким учителем. Сколько бы внимания и терпения не потребовалось, чтобы изменить отношение к школе, вселить веру в свои силы. И здесь во многом учителю должны помогать родители, т.к только в тесном сотрудничестве можно создать благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка.
Таким образом. Более комфортные отношения, не травмирующие друг друга, у учащихся первого класса определяют характер отношений с учителем, которые осознаются детьми и проявляются наиболее ярко при словесном описании. В другом классе при наличии проблем в детско-родительских отношениях более позитивное отношение к матери. Это отношение ярко проявилось на неосознаваемом уровне в рисунках детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как стать другом своему ребенку
В статье вы найдете советы о том, как нужно строить свои отношения с ребенком, чтобы заслужить его доверие, стать другом ребенку....
Статья "Основы воспитания будущих родителей закладываются через заботу о Зелёном друге"
Статья учителя начальных классов, высшей категории, руководителя группы "Юный эколог" МОУ "СОШ № 34 с УИП" города Саратова Ежовой Натальи Александровны "Основы воспитания будущих род...
Занятие внеурочной деятельности "Как стать настоящим другом"
Занятие внеурочной деятельности в 1 классе по теме: "Как стать настоящим другом". Форма работы: групповая. Учащиеся работают над созданием буклета. ...
Классный час "Лучший способ найти хорошего друга - самому стать хорошим другом"
Цель классного часа: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом....
Занятие внеурочной деятельности Проект Как стать настоящим другом
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 б классе детского объединения Я - гражданин России. Работа над проектом по ФГОС...
Статья на тему «Формирование у младших школьников доброго отношения друг к другу и уверенности в себе».
Необходимость работы над этой темой продиктована тем, что современные дети разного возраста испытывают серьёзные затруднения в общении, в создании привязанностей, круга общения. Среди подрастающего по...
Статья: "Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26777238","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26777386","attributes":{"alt":"","class"...