статья на тему: «Продуктивное использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением слуха».
статья

Копейкина Екатерина Александровна

При использовании информационно-коммуникационных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

статья на тему:

«Продуктивное использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением слуха».

учителя начальных классов

Копейкиной Екатерины Александровны

  Формирование познавательной активности в обучении детей с нарушением слуха – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Использование информационно – коммуникативных  технологий имеет особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации детей  с нарушением слуха, так как ведущий анализатор у них - зрительный.

          С помощью информационно-коммуникативных  технологий в своей педагогической деятельности осуществляю следующие виды работы:

поиск в Интернете и распечатка материала для взаимодействия с детьми, бланков различных упражнений и заданий для работы на занятиях и дома;

создание собственных презентаций, составление отчетов, консультаций для родителей и коллег; совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня с помощью Интернет ресурсов  (чтение и анализ электронных книг, рассылок, сайтов по коррекционной тематике, участие в различных конкурсах, проводимых в Интернете)Я использую информационно-коммуникативных  технологий на урока по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, математике, развитию слухового восприятия, а также на индивидуальных занятиях.

 

         Формирование познавательной активности  является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для  слабослышащих детей  нарушения  речи. Основными задачами являются:

-развитие языковой способности;

- формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной);

-развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, на уроках по ознакомлению с окружающим миром;

-активное использование доступных речевых средств и средств информационно - коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

       Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития формирование познавательной активности . Целью этой работы является формирование у детей с нарушением слуха познавательной активности на уроках по ознакомлению  с окружающим миром с использованием информационно - коммуникационных технологий.

          Работа по этому направлению  у слабослышащих детей направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной речи. Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

       По моим наблюдениям при использовании информационно-коммуникационных технологий значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Вся работа по ознакомлению детей с информационными технологиями проходит в форме игры. Ведь именно игра — одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

        Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушением слуха. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных  с учетом особенностей развития их воспитанников.

      Создание презентации для детей с нарушенным слухом имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, можно удержать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью, зависит от ряда благоприятных факторов:

- интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;

- активного участия семьи в его воспитании и обучении;

- потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);

- использования сурдотехнических средств.

       Практика показала, что при условии систематического использования информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы.

         

Работаю учителем начальных классов  в коррекционной  школе –для себя выявила проблему, что познавательная деятельность у младших школьников не всегда целенаправлена, в основном не устойчива, поэтому важно развивать познавательную активность младших школьников с нарушением слуха  в различных видах деятельности, с использованием  информационно – коммуникативных технологий.  

        Исходя из выше изложенного, поставила  перед собой следующую цель:

 формирование у младших школьников с нарушением слуха познавательной активности на уроках по ознакомлению  с окружающим миром с использованием информационно - коммуникационных технологий.

      Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  • создание  условий для формирования познавательной активности на уроках по ознакомлению с окружающим миром;
  • развитие слухозрительного восприятия и достаточно внятного воспроизведения тематической и терминологической лексики, на уроках по ознакомлению с окружающим миром;
  • активное использование доступных речевых средств и средств информационно - коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение природоведческими терминами, словами и словосочетаниями, обозначающими объекты и явления природы, выражающие временные и пространственные отношения и включение их в самостоятельную речь.

Проблеме развития познавательной активности младших  школьников посвящены труды многих ученых-педагогов Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной, М Лукьяновой. Изучив литературу,  пришла к выводу что, эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления обучающихся, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы, такие как игра, беседа, дидактические игры. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов.

        Свою работу по формированию  познавательной активности у младших школьников  с нарушением слуха на уроках по ознакомлению с окружающим миром,   начала с изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня  их речевого развития,  выявления объема словарного запаса  по предмету ознакомление с окружающим миром и внедрение в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологии, которые дают мне возможность сделать  урок по ознакомлению с окружающим миром  не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса. А так же позволяют проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают возможность привлечения большого количества дидактического материала, а самое главное усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

            Ребята  представляют собой довольно разнообразную группу с выраженными различиями речевого и психологического развития. Все  обучающиеся  имеют общее недоразвитие речи - I уровня речевого развития, у 2-х обучающихся сенсоневральная тугоухость III-IV степени,   у 3-х глухота.

        Проанализировав уровень речевого развития обучающихся пришла к выводу, что планомерная работа по формированию познавательной активности младших школьников с нарушениями слуха на уроках по ознакомлению с окружающим миром с использованием информационно – коммуникативных технологий  будет  способствовать  увеличению уровня познавательной активности у обучающихся.

       Формирование познавательной активности младших школьников  —   задача каждого урока. И эту задачу я стараюсь решать целенаправленно и систематически через активные формы и методы обучения, индивидуальные и групповые задания, экскурсии, деловые игры.  Применение информационно – коммуникативных технологий на уроках по ознакомлению с окружающим миром: позволяют проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивают возможность привлечения большого количества дидактического материала; усиливают положительную мотивацию обучения, активизируют познавательную деятельность обучающихся.

 Содержание обучения на уроках  ознакомления с окружающим миром, раскрыто в соответствии с Государственными требованиями к освоению АООП НОО, которая  включает освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а также способствует решению учебных и жизненных задач и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного образования.

    Важнейшей формой организации учебного процесса является его планирование. При определении задач  ориентируюсь не только на усвоение обучающимися знаний и умений, но и на овладение ими способами познавательной деятельности. Намечаю конкретные виды заданий, обеспечивающие развитие и обогащение словаря, формирование психических функций.       Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках по ознакомлению с окружающим миром  считаю создание мультимедийных презентаций.

           Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение,  те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание младших школьников с нарушением слуха и  повышают познавательную активизацию на уроках, снижают дидактические затруднения обучающихся.

     Информационно – коммуникативные  технологии использую на любом этапе урока: для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме создавая проблемную ситуацию, как сопровождение объяснения, для контроля обучающихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок по ознакомлению с окружающим миром с использованием информационно – коммуникативные  технологии,  продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации.  Мультимедийные презентации дают возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей младших школьников с нарушением слуха, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта для повышения познавательной активности на уроках.
     Создание презентаций учит младших школьников  самостоятельно добывать знания, выделять  нужную, полезную информацию по  данной проблеме. Зная различные поисковые системы, обучающиеся, с интересом и удовольствием разыскивают в Интернете и мультимедийных источниках нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать только нужную. Обучающиеся  в процессе такой работы приобретают  опыт использования информационных технологий, поэтому уже в 4 классе дети дополнительную информацию к урокам оформляют не только в виде докладов, но и в виде мультимедийных презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

       После  проделанной планомерной работы по формированию познавательной активности у младших школьников с нарушением слуха на уроках по ознакомлению с окружающим миром с использование информационно – коммуникативных  технологий пришла к выводу, что продуктивность уроков с использованием информационно – коммуникативных  технологий становится более эффективней, и, следовательно, уровень познавательной активности обучающихся повышается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступно...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...

Статья на тему : « Особенности использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ОВЗ»

Статья содержит в себе рекомендации учителю по использованию в работе ИКТ в коррекционной школе....

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки рабо...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Статья на тему «Опыт использования информационно-коммуникационной платформы «Сферум» в образовательной деятельности»

Информационно-коммуникационная платформа Сферум - это часть цифровой образовательной среды, предназначенная для расширения образовательных возможностей на всей территории нашей страны. Платформа позво...