Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.
методическая разработка (1 класс)

Соловьева Ирина Валентиновна

Методическая разработка предназначена для использования на уроках литературного чтения,математик,окружающего мира и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_o_pravilnom_pitanii_2_3.odt19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации .

Тема : «Питание — кирпичик  крепкого здоровья.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  направлен на формирования совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы. Необходимо сформировать у обучающихся универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные. Программа «Разговор о здоровом питании», построенная с учётом формирования УУД, помогает каждому активно шагать по тропе здорового образа жизни, укреплять не только своё здоровье, но и здоровье будущего поколения и нации в целом. Программа «Разговор о правильном питании» актуальна и востребована. Ни для кого не являются секретом данные министерства здравоохранения о состоянии здоровья школьников. Более 30 % детей поступают в школу уже имея какие-либо хронические заболевания, а в процессе обучения эта цифра увеличивается в несколько раз. Причин этому несколько. Одной из немаловажных является правильное питание, а именно, отсутствие режима принятия пищи, несбалансированный рацион, отсутствие культуры приёма пищи, непонимание того, что правильное питание является основой здорового образа жизни.

        Цель программы: формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни.

        Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

• формировать  и развивать понимания у  детей того, что здоровье - это важнейшая человеческая ценность и необходимо быть готовым  заботиться и укреплять собственное здоровье самому;

• формировать у детей знания о правильном рациональном питании; познакомить с правилами такого питания, объяснить  роль этих правил в сохранении и укрепления здоровья, а также приучить соблюдать эти правила;

• дать освоить детям практические навыки рационального питания;

• формировать представление о социокультурных аспектах питания как о составляющей общей культуры человека;

• развивать чувство патриотизма и любовь к своей стране посредством знакомства с   народными традициями, связанными с питанием и здоровьем, расширять  знания об истории и традициях своего народа, формировать чувство уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

• развивать творческие способности и кругозор детей;

• развивать коммуникативные навыки  детей,  умение эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

• привлекать родителей к вопросам организации рационального питания в своих семьях и просвещать их по данному вопросу.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре)

         Любой образовательный процесс направлен на обеспечение достижения конкретных личностных и метапредметных результатов, развитию универсальных учебных действий. В ходе работы по программе формируются следующие УУД:

1. Познавательные УУД

  • определять необходимость информации по теме, отбирать источники информации, извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций; сравнивать и группировать, устанавливать причинно-следственную связь; представлять информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

2.Регулятивные УУД

  • самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять план действий, сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки, поверять и оценивать достигнутые результаты.

3 .Коммуникативные УУД

  • вычитывать информацию, понимать смысл прочитанного , правильно толковать прочитанное, передавать собеседнику, применять на практике.
  1. Личностные УУД
  • определять важные для себя и окружающих правила, выстраивать линию поведения согласно этим правилам, оценивать происходящее с позиции нравственных ценностей.

         Для плодотворной работы по программе, формирование устойчивого интереса у детей на занятиях используются различные формы работы:

- Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

- Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

- Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

- Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

 - Проблемный

- Частично-поисковый (творческие задания: Воскресный день моей семьи. Любимые блюда бабушки. Чем тебя накормит сад).

- Объяснительно-иллюстративный.

Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

1-й год обучения

Содержание занятия

Всего часов

Если хочешь быть здоров

1

Из чего состоит наша пища

1

Полезные и вредные привычки

1

Самые полезные продукты

1

Как правильно есть(гигиена питания)

1

Удивительное превращение пирожка

1

Твой режим питания

1

Из чего варят каши

1

Как сделать кашу

1

Плох обед, коли хлеба нет

1

Хлеб всему голова

1

Полдник

1

Время есть булочки

1

Пора ужинать

1

Почему полезно есть рыбу

1

Мясо и мясные блюда

1

Где найти витамины зимой и весной

1

Всякому овощу – свое время

1

Как утолить жажду

1

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

2

На вкус и цвет товарищей нет

1

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

2

Каждому овощу – свое время

1

Народные праздники, их меню

2

Как правильно накрыть стол.

1

Когда человек началь пользоваться вилкой и ножом

1

Щи да каша – пища наша

1

Что готовили наши прабабушки.

1

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

1

Праздник урожая

1

Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

Ученики должны знать:

  •  полезные продукты;
  • правила этикета;
  • роль правильного питания в здоровом образе жизни.

После первого года обучения ученики должны уметь:

  • соблюдать режим дня
  • выполнять  правила правильного питания;
  • выбирать в рацион питания полезные продукты
  • знать важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
  • понимать роль витаминов в питании;
  •  соблюдать гигиену  питания.

        Для повышения интереса детей к изучаемому предмету, для устойчивого формирования УУД на занятиях используются различные игры. Примеры некоторых игр:

  1. « Да-нет»

Дети надевают на голову ободки с изображением овощей и фруктов, при этом игрок не знает, что изображено на его ободке. С помощью вопросов, которые  игрок задаёт каждому игроку по очереди, необходимо отгадать изображенный на своём ободке фрукт или овощ, При этом ответы могут быть только «да — нет».

  1. «Бояре, а мы к вам пришли»

Игроки разбиваются на две команды. Необходимо как можно быстрее сервировать стол для приёма гостей, соблюдая заданную тему. Например, весеннее угощение (овощи нашей природной зоны, которые можно вырастить весной или летом; фрукты тропиков: овощи, богатые витамином С. Или по теме «Что на царском столе?»)

  1. «Вари, мой горшочек»

Игроки разбиваются на команды по три человека. Одному игроку завязывают глаза и подносят миски с крупой. Игрок на ощупь должен выбрать крупу для каши. Можно выбрать овощи для супа. Выигрывает та команда, у которой правильный состав блюда.

  1. «Как меня зовут?»

Игроки разбивается на две команды. С завязанными глазами нужно по очереди отгадать название продукта. Например, фрукты: либо по форме, либо по запаху, либо по вкусу.

        

        Высоких результатов при работе по программе помогает достигнуть использование на занятиях технических средств обучения:

а) презентации

б) видео:

мультфильмы из серии «Уроки тётушки Совы», «Кукутики»

фрагменты мультфильмов и художественных фильмов (например: м/ф «Дракоша на шоколадной фабрике», «Каша из топора», «Горшочек каши» и т д)

        Полноправными участниками работы по программе «Разговор о правильном питании» являются родители. Они получили информацию о необходимости соблюдения режима питания, приняли активное участие в обсуждении вопроса по организации горячего питания в школе.

        Чтобы родители могли высказать своё мнение о проводимой работе, пожелания используются разные формы сотрудничества: родительские собрания в форме диспута, «круглого стола», анкетирование, конкурсы, выставки, оформление стенгазет. Всё это помогает правильно организовывать совместную работу при реализации программы: разработан режим дня младшего школьника, примерное меню завтраков, рацион питания для детей, занимающихся спортом.

        В целях обобщения и систематизации знаний дети совместно с родителями выполняют творческие задания: рисуют плакаты, составляют кроссворды, готовят устные сообщения, сообщения с презентацией.

        Работа по программе «Разговор о правильном питании» проходит в тесном контакте с различными составляющими социума: магазины, учреждения общепита, медицинские учреждения. Работа проводится совместно с колледжем ГБПОУ МОК ЗАПАД. Формы проведения этих занятий различны: лекции, мастер - классы, квесты, интерактивные занятия.

Примеры занятий.

  1. Мастер — класс «Я — мастер оригами»

Под руководством преподавателя колледжа Максима Алексеевича Артемьева прошло занятие «Оформим стол». Преподаватель научил детей различным способам оформления праздничного и повседневного стола с помощью бумажных салфеток.

  1. Квест «Мои размеры»

Под руководством медицинской сестры дети измерили свой рост и вес, сделали выводы о соотношении этих параметров. Далее, с помощью родителей, составили диету для уменьшения, или увеличения, или поддержания веса.

  1. Лекция — практикум «Школьная столовая»

Шеф — повар школьной столовой познакомила детей с подсобными помещениями, показала способ замера продуктов согласно нормам, показала разнообразные меню. Далее, совместно с родителями, дети составили рациональное меню школьника.

 

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы  для детей.

1.Верзилин.Н.  По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в начальной школе по теме: "Питание и здоровье наших детей."

Цели: дать информацию об основных принципах детского питания, режиме питания.Дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания, провести мониторинг выполнения режима питания учениками класса....

Внеклассное занятие и презентация по теме: " Питание и здоровье".

Формирование представлений о значении питания в жизни человека....

Внеклассное занятие и презентация по теме: " Питание и здоровье".

Формирование представлений о значении питания в жизни человека....

Методическая разработка "Режим питания"

В методической разработке представлен урок окружающего мира, внеклассное занятие с презентацией по теме.   Разработка предназначена учителям начальных классов при подготовке и проведении уроков....

Методическая разработка.. Тема : «Питание — кирпичик крепкого здоровья.

Методическая разработка нацелена на формирование у детей внимательного и бережного отношения к  своему здоровью. Может использоваться на уроках по окружающему миру,литературному чтению,математике...