«Сотрудничество учителя и учащихся как один из основополагающих факторов личностно-ориентированного обучения».
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В этом небольшом докладе рассказывается, как можно перейти к сотрудничеству в общении с родителями, учащимися, на что обратить внимание. Порой даже в общении по-другому построенная фраза располагает к желанию сотрудничать, согласиться с доводами, сделать что-то вместе. Здесь приведены некоторые примеры из практики, возможно, они дадут некоторое представление, в каком направлении сегодня развивается педагогика сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме самообразования:

«Сотрудничество учителя и учащихся как один из основополагающих факторов личностно-ориентированного обучения».

        Сотрудничество учителя и учащихся основано на педагогике сотрудничества. Педагогика сотрудничества–педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай , как я сказал», а на принципе «делай, как я».

        Перед детьми ставится определенная цель, и учитель всячески стимулирует детей на выполнение поставленной задачи, поддерживая веру в ее выполнимость, помогает ребятам по мере необходимости.

        «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: первое –это правильного установления конечных целей всякого рода деятельности и второе – отыскание соответствующих средств, идущих к конечной цели» (Аристотель)

         Традиционное обучение основано на том, что учитель является субъектом, а ученик – объектом педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как субъекте своей педагогической деятельности. С самого первого дня в школе учитель ведет ученика по стране знаний. И во многом от того, как учитель будет общаться с учениками, проявит ли он заинтересованность в жизни детей , к их проблемам, будет зависеть, насколько хорошо ученик усвоит знания и как он будет относиться к процессу обучения. Из-за этого сразу появится желание или нежелание идти в школу.

        В школе ребенку нужно не только получать научную информацию, ему нужно развиваться, чтобы развивалась личность; получение знаний должно для него стать естественным процессом. Сегодня многие обучающие программы предусматривают развитие личности в процессе обучения, поэтому в школе необходимо создание новых условий для развития личности, то есть нового способа построения учебно-воспитательного процесса.

        Можно выделить следующие методики педагогики сотрудничества:

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
  • Концепция воспитания.
  • Педагогизация окружающей среды.

В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей.

      К сожалению еще можно встретить учителей, которые общаются с учениками, как бы находясь по другую сторону баррикады. Дети охотнее выполняют задание, если слышат от учителя: «Мы с вами сейчас разберемся в этой теме и будем учиться  применять правило», «Прочитайте внимательно этот текст, и затем мы найдем ответы на вопросы», «Вы сейчас самостоятельно справитесь с этим заданием, и мы сделаем проверку». Если такой стиль общения будет преобладать в классе, то ученики не будут чувствовать себя брошенными учителем, они будут чувствовать, что учитель встает на их позицию и помогает им подняться до своего уровня.

     В начальной школе такое сотрудничество проявляется на уроках в элементах игры, создании проблемных ситуаций, когда необходимо вместе найти решение проблемы, в проведении викторин и так далее. Уроки построены так, что учащиеся как бы сами добираются до сути дела; учитель, в основном, направляет их деятельность. Яркий тому пример, как Шаталов на своих уроках создавал опорные схемы вместе с учащимися, направляя их деятельность. Элементы такой методики можно применять в 3-4 классах, но чаще предлагая готовые схемы, таблицы при усвоении правил, но при этом выслушивая мнения детей. В своей практике я применяю эту методику при объяснении сложных правил. По русскому языку мы заводим специальную тетрадочку для правил, в которой по ходу изучения определенных тем записываем правила в виде таблиц, схем, рисунков. Для того чтобы дети в начальной школе хорошо разбирались в частях речи и не путали их с частью слова, предложения и так далее, я, пытаясь представить себя на месте детей, поняла, что этот материал не должен быть для них абстрактным, его необходимо максимально конкретизировать. Поэтому понятие о частях речи ввожу следующим образом. Заранее на уроке труда мы с детьми выполняем из цветного картона цветик-семицветик. Затем в определенный день дети приносят его на урок русского языка. На этом уроке мы говорим о том, как красива наша речь, приводя с классом примеры, и сравниваем ее с цветиком-семицветиком. Затем я объясняю детям, что наша речь, как и цветок, состоит из различных частей, и сегодня мы начинаем знакомство с одной из частей. Ввожу понятие имени существительного, согласно методике, при этом на одном лепестке мы ведем запись: имя существительное—это часть речи, обозначающая предмет, явление, отвечающая на вопрос что? Кто? При таком введении материала дети не путают части речи с чем-либо еще. На этом же уроке дети учатся применять полученные знания. Аналогично вводятся понятия о других частях речи.    

         В итоге урока дети, на базе полученных ранее знаний, сами открывают для себя новую тему, хорошо усваивая ее. На таких уроках дети учатся самостоятельно думать, принимать решения, оценивать себя, свои силы, понимают, зачем они учатся, а также понимают, что им необходимо учиться самим добывать знания.

        Если учитель и ученик сотрудники, они вместе преодолевают возникающие проблемы, то ученик должен быть уверен в том, что учитель не откажет ему в помощи в случае, если, например, ученик не понял новой темы. Тогда он не побоится подойти к учителю и сказать: « Я не понял, объясните, пожалуйста».

        В школе мы не только даем детям знания, мы еще воспитываем их и развиваем. Мы часть жизни проводим с детьми, и наша задача – обогатить школьную жизнь, показать детям, какой она может быть интересной, научить детей любить свою школу. Это особенно актуально сегодня, когда родители заняты на работе с утра до ночи, и им некогда водить детей в театр, музей, на выставку. Поэтому мы проводим различные мероприятия, стараясь задействовать не только весь класс, но и родителей. При этом очень важен этап подготовки мероприятия, который часто детям нравится не меньше, чем само мероприятие. Ребята тогда чувствуют себя нужными, полезными, здесь они могут проявить себя.

А учитель может «открыть» для себя кого-то их ребят. А также дети могут увидеть учителя «в другом свете». Конечно, эти мероприятия также должны проходить в атмосфере сотрудничества. Родители здесь могут привлекаться в качестве зрителя, участника, помощника.

        Проводя работу с родителями (родительские собрания, работа с родительским комитетом, индивидуальные консультации с родителями), учитель должен убедить родителей в том, что он им не враг, и что только в сотрудничестве, работая единым фронтом ( так как у учителя и родителей единые задачи в обучении и воспитании), можно достичь успеха. Здесь нужно и выслушать, и подсказать, и научить, и спросить об ученике, чтобы лучше его узнать. Таким образом, работая вместе, даже нерадивого, ленивого ученика можно заставить учиться.

        Необходимо также тесно сотрудничать с психологической службой школы, где подскажут как лучше найти подход к детям в определенные возрастные периоды, какой подход нужен к определенным учащимся.

       

 Итак, педагогика сотрудничества – это не только плодотворное общение педагогов друг с другом, сотрудничество учителей со своими учениками, но и сотрудничество детей между собой, которыми пронизаны уроки и внеклассная деятельность. Здесь очень важно, чтобы ученики перенимали и переносили образцы общения друг с другом, с учителями, уважали мнение и точку зрения другого и, работая в коллективе, чувствовали, что являются его частью. Из всего видно, что сотрудничество, которым пронизан весь процесс обучения, а также атмосфера добра и взаимопонимания могут дать довольно много положительных результатов.

Литература:

  • В. С. Овчинникова «Урок сотрудничества» ж. «Начальная школа» №1 1991г.
  • А. И. Попова «Учимся общению» Ж. «Начальная школа» №12 1991г.
  • Н. А. Чистоткина « КПД: радость общения детей и взрослых», ж. «Начальная школа» №2 1991г.
  • З. Т. Горохова « В союзе с родителями» , ж. «Начальная школа» №3 1992 г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельные работы - необходимое условие развития мышления школьников, воспитания их и познавательной активности, и самостоятельности, а также привития навыков полезного учебного труда....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, пр...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Практика работы с детьми умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показала, что у данной категории учащихся очень низкий уровень самостоятельности на уроках математики. У учащихся с инте...