Развитие навыков общения через внеурочную деятельность
статья

Лютаева Оксана Александровна

Статья посвящена развитию навыков общения у школьников начальных классов через внеурочную деятельность (из оыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_navyki_obshcheniya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков общения через внеурочную деятельность» (из опыта работы)
составитель: Лютаева О.А.

       Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином.

       Формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его коммуникативных умений возможно лишь при целенаправленном обучении и воспитании. Поэтому задача школы - создать условия, для формирования и развития коммуникативных умений и навыков учащихся, которые обеспечили бы дальнейшую социализацию.

 ЦЕЛЬ программы «Развитие навыков общения»:

формирование практического уровня усвоения языка, способности к коммуникации.

ЗАДАЧИ программы обучения:

  • улучшение артикуляционной моторики;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • формирование и развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие диалогической речи;
  • развитие монологической (связной) речи;
  • формирование коммуникативной функции речи;

         Программа «Развитие навыков общения» начинается с развития звукопроизношения и просодических компонентов речи:

  • Проведение дыхательных упражнений для развития речевого дыхания.
  • Развитие силы и громкости голоса.
  • Выработка правильного артикуляционного уклада.
  • Выработка подвижности органов артикуляционного аппарата.
  • Постановка звуков.
  • Автоматизация поставленных звуков.
  • Дифференциация фонем.

                Работа по развитию связной речи и её коммуникативной функции:

  • Овладение диалогической речью: использование диалога в процессе  игры-драматизации, сюжетно-ролевой игры, моделирования реальных ситуаций и разбор воображаемых ситуаций.

Моделирование реальных ситуаций является вариантом сюжетно-ролевых игр и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей (например, о продовольственных магазинах и магазинах промышленных товаров, и их отделах, правилах покупки товаров в них, об услугах ремонтно-бытовых мастерских, приемных пунктах прачечных, о различных видах городского и междугородного транспорта, правилах поведения в транспорте и т.п.), накапливать практически опыт их использования.

  •  Овладение простейшими формами связной монологической речи:
  •      составление описательного рассказа;
  •      составление рассказа по сюжетной картине;
  •      рассказ по серии сюжетных картинок;
  •      пересказ.

     Развитие монологической связной речи начинается с составления описательных рассказов о животных, птицах, рыбах, овощах, фруктов, временах года.

Для этого широко используем модели-схемы, которые помогают ребенку составить рассказ.

     На более позднем этапе уже переходим к более сложному составлению рассказа – это рассказ по сюжетной картине. Картины подбираются по лексическим темам: Домашние животные, Дикие животные, Рыбы, Птицы, Насекомые.

     Далее переходим к составлению рассказов по серии сюжетных картинок, где уже развивается планирующая функция речи. Ребенок сначала должен разложить картинки в соответствующем порядке, а уже затем составить непосредственно сам рассказ.

    На завершающем этапе учим детей пересказу текста. На первых порах тоже используем модели-картинки в помощь ребенку при составлении пересказа. Позднее уже составляем пересказ без картинок с помощью наводящих вопросов, составления плана рассказа.

В заключении можно добавить, что в процессе развития навыков общения у детей расширяется словарный запас и развивается лексико-грамматический строй речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Развитие познавательных способностей через внеурочную деятельность

Развитие познавательных способностей младшего школьника...

Развитие воспитательной системы через внеурочную деятельность

Презентация для выступления на педагогическом совете....

Развитие навыков общения через внеклассную работу.

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможнос...

Программа ВД на 4 года «Развитие коммуникативных навыков учащихся через внеурочную деятельность»

Программа развития класса расчитана на 4 года обучения в начальных классах. Включает в себя все стороны жизни человека. Учит ценить то, что человек имеет, и стремиться к тому, чего еще не достиг....

«Создание условий для развития способностей учащихся через внеурочную деятельность»

Одним  из  главных  направлений  реализации  приоритетного  национального  проекта  «Образование»  является  переход   общеобраз...