Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе
статья

Малецкая Оксана Владимировна

Дети любознательны, любят наблюдать, экспериментировать, искать что-то новое, искренне радуются находкам. Они познают мир. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

на уроке в начальной школе

Для того,  чтобы выявить и реализовать интеллектуальный и творческий потенциал детей учителями используется широкое привлечение учащихся к участию в школьных олимпиадах и  творческих конкурсах, индивидуальные домашние задания, повышение степени сложности заданий, интеграция учебных и исследовательских заданий, создание портфолио личных достижений.

Согласна с утверждением, что ребенок по своей природе исследователь, его потребность в поиске имеет биологический характер. Дети любознательны, любят наблюдать, экспериментировать, искать что-то новое, искренне радуются находкам. Они познают мир. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условия для исследовательского обучения.  

Цель исследовательского обучения известный ученый А. И. Савенков определил как  «формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры».

Важнейшими психолого-педагогическими условиями развития творческого потенциала учащихся являются

- в общении и учебном сотрудничестве - создание атмосферы психологической безопасности на основе безоценочного принятия личности учащегося во всей ее индивидуальности;

- организация учебной деятельности и усвоения учебного содержания на основе реализации принципов проблемности, диалогичности, индивидуализации.

Меня заинтересовало исследовательское обучение, стараюсь использовать этот метод при работе со своими учениками..

Главным принципом своей работы с детьми считаю принцип создания условий и предоставления возможностей для творческой деятельности всем учащимся. Использую продуктивные методы (проектные, исследовательские) как ведущие в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы и направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. Исследовательская деятельность не предполагает достижения определенного, заранее заданного результата, что определяет возможности погружения в творческую деятельность. На уроке окружающего мира возможности для познавательной и исследовательской деятельности учащихся  созданы авторами учебника Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казаковым. Интересны исследования и наблюдения, которые провожу c коллективным обсуждением результатов.

 Фрагмент урока окружающего мира в 1 классе.

Тема: Растения. Части растений.

Цель: формировать научное понятие «растение», уточнить понятия «дерево, кустарник, травянистое растение», выделить их существенные признаки,  части.

Оборудование: гербарий, таблицы «Части растений», «Разнообразие растений», фильм о жизни растений, натуральные растения (фасоль, горох).

Ход урока

  1. Беседа.

– Над чем мы наблюдали? Какое исследование мы  проводили последнюю неделю?

- С какой целью мы проводили исследование? (выяснить, чем живая природа отличается от неживой природы).

- Что мы предположили, какая была гипотеза? (предположили, что 1)семена фасоли и гороха прорастут, а камень и ракушка –нет, 2) у гороха и фасоли сначала появятся листья)

- Что скажете по поводу нашей гипотезы? (Первая гипотеза подтвердилась, вторая - нет)

- Что мы с вами сделали, что бы проверить гипотезу? (Проводили исследование,  записывали результаты наблюдений).

- Каким образом мы фиксировали наблюдения? (Результаты наблюдений заносили в таблицу)

- Где еще можно было найти информацию? (В энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)

- Сделайте вывод, чем живая природа отличается от неживой.  Назовите признаки живой природы  (рождение, рост, дыхание, питание, размножение, старение, отмирание).

  1. Изучение нового материала.

- Рассмотрим объекты живой природы – растения фасоли и гороха.

- На какой день семена фасоли и гороха проросли? (По таблице: на 3-ий)

- Какая часть растения появилась первой? (корень)

- Почему гипотеза оказалась ошибочной?  Где расположен корень? (В земле)

Задание: В рабочей тетради выполнить упр.13, с.14.

- Расположите в нужной последовательности (картинки-схемы прорастания семени и роста растения)

- Зачем растению корень? (Закрепляет растения в почве,  поглощает воду и питательные вещества)

- Что появляется у растения над землей?  

- Надземная часть растений образована побегами.  Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель играет роль опоры, по нему передвигаются питательные вещества от корня к листьям. Стебель выносит листья к свету. С помощью листьев растения поглощают из воздуха углекислый газ и улавливают солнечный свет, при этом выделяют кислород. Листья у большинства растений плоские,  широкие. Так растения приспособились получать больше солнечной энергии).

- Какие еще части могут быть у растений? (У цветковых растений на побеге развиваются цветки и плоды с семенами.  Цветок – часть растения, из которой образуется плод. Плод – часть растения, в которой содержатся семена.

(на доске появляется рисунок растения и его части).

- Какие условия необходимы растению для жизни?

Задание: В учебнике прочитать народные приметы (с.22), объяснить зависимость растений от неживой природы.

Физминутка (музыкальная)

  1. Просмотр фильма о жизни растений.

- Как растение распространяет свои семена?

- Как насекомые помогают растениям?

  1. Практическая работа в группах.

- Перед вами ботаническая коллекция высушенных растений. Это гербарий.

 Рассмотрим несколько растений. Какие части растений вы видите?

Разделим класс на три группы (по рядам)

Задание для групп: Определить, что общего у всех данных растений ? Найти и назвать общий признак данных растений. Назвать растения одним словом.

(1 группа – деревья, 2 группа – кустарники, 3 группа – травы)

Дерево – многолетнее, обычно крупное растение. У него мощный стебель - ствол, живущий много лет. Ствол наверху заканчивается кроной из побегов разного возраста – ветвей. Снаружи ствол покрыт толстой корой.

Кустарник, как и дерево, многолетнее растение, но отличается тем, что имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. У кустарника постоянно образуются новые стволики, которые сменяют старые.

Травы обычно имеют мягкие, зеленые стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них отмирают полностью (пшеница, томаты). У других (одуванчик, земляника) осенью отмирают только наземные части. Корни, корневища, луковицы зимуют под землей. Весной от них образуются новые наземные побеги. Травы – низкорослые растения, но есть среди них и очень высокие, например, кукуруза, банан, подсолнечник.

- Действительно, по внешнему облику все растения делятся на деревья, кустарники, травы.

Рассмотрим рисунок в учебнике (с.23)

  1. Игра «Угадай растение»

- Догадайтесь,  о каком растении идет речь:

- У него зеленые листья. Что это может быть?

- У него есть листья и корень. О чем речь?

-У него есть листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это? (Дерево)

Назовите растения:

  1. У него от корня отходит один стебель – ствол, покрытый  корой белого цвета с черными пятнами, ветви образуют красивую крону. (Береза)
  2. У этого растения от корня отходят несколько стволиков, покрытых корой, а плоды (ягоды) – в виде грозди, бывают красного, белого и черного цвета. (Смородина)
  3. Коричневый смолянистый, очень высокий ствол,  ветви образуют небольшую крону на верхушке, листья в виде мелких хвоинок. (Сосна)
  4. Имеет зеленые стебли и резные листья,  цветок сначала желтого цвета, а потом превращается в белый пушистый шарик. (Одуванчик)
  5. Зеленый вьющийся стебель, на месте цветка образуется стручок с семенами в виде зеленых шариков. (Горох)

Итог урока. Появляется ребенок в костюме Зеленого Горошка с угощением для детей.

Кроме  исследований и индивидуальных исследований одаренных детей использую возможность организации  интеллектуальной и творческой деятельности всех без исключения младших школьников с помощью метода проекта. Под проектной деятельностью школьников подразумеваю учебно-познавательную активность школьников, которая заключается в достижении поставленной цели по созданию проекта. Проект организует творческую деятельность ребенка, развивает его индивидуальность, интеллектуальный потенциал. Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это работа позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, интересной и значимой для ученика.

В рамках учебного проекта появляется возможность формировать и развивать умения и навыки, которые принято называть общенаучными, универсальными и те, которые необходимы для формирования базовых компетенций учащихся.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области современных технологий обучения Е.С.Полат  предлагает классификацию проектов по доминирующему в проекте методу. На уроке литературного чтения можно использовать следующие:

Исследовательские

“Интервью”, “Анкета”, “Банк информации”.

Творческие

Сочинения, видеофильмы, стенгазеты, экспедиции, “Коллаж”.

Ролевые игры

Инсценировка сказки,  “Встреча героев произведений ”.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

При подготовке проекта учителю необходимо:

  • В первую очередь определить общую тему, в рамках которой будет проводиться проект; актуальность проекта, т.е. зачем он нужен.
  • Продумать название проекта, его основополагающий (проблемный) вопрос.
  • Сроки реализации (в своей практике я планирую проекты как долгосрочные, так и мини-проекты, рассчитанные на один урок или даже его часть).
  • Чётко поставить цели проекта, основные задачи.
  • Рассмотреть этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения.
  • Разработать критерии оценки результатов проекта.
  • Продумать состав участников (если работа будет вестись группами, то определить критерии деления на группы).

 

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

1. В команде нет лидеров.  

2. Команды не соревнуются.

3. Все участники команды должны вместе выполнять проектное задание.

4. Каждый должен быть уверен в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все участники команды, выполняющие проектное задание.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

На уроках литературного чтения в первом классе дети с удовольствием выполняли проект «Малые жанры фольклора», результатом которого стали их собственные стихи и «книжки-малышки». Во втором классе особый интерес вызвал проект «Сказочные персонажи».  В третьем классе мы заинтересовались проблемой красоты в искусстве. В разделе  «Красота спасет мир» дети познакомились с произведениями С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды» и др., В. Драгунского «Девочка на шаре», Ш. Перро «Рике с хохолком», Б. Заходера «Что красивее всего?», хокку японских поэтов.

Фрагмент урока  литературного чтения в 3 классе.

Проект: Что такое красота?

I этап: Погружение в тему проекта.

Цель: создать проект, «изобразить» красоту,  используя предложенные материалы.

Задачи:

  • Собрать и обобщить информацию о красоте в литературе, живописи, духовной жизни
  • В проекте осветить вопросы: «красота души», «красивый цвет», «красивые слова»
  • Отчет по проекту оформить в виде рисунка, схемы или текста.

II этап: Организация деятельности.

Учитель: Организует разбивку на группы. Каждой группе предлагается памятка по работе над проектом.

III этап: Осуществление деятельности.

Задание: Изобразить «красоту».

1 группа  при помощи разноцветных полосок  (семь цветов радуги,  белый,  черный)

2 группа при помощи слов:  мама, ласковые, милая, глаза, улыбка, черный, руки, пояс.

3 группа при помощи  настроения и мимики (полоски бумаги с нарисованными глазами, губами)

Ученики на этом этапе очень активны.

IV этап: Презентация результатов.

 Защита проектов. «Что такое красота?»

Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.

 Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить ее и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.

Учителю предстоит довольно сложная работа: оценить вклад каждого в проделанную работу. Поэтому выставляю только положительные оценки  в каждой группе. Затем обсуждаем их непосредственно с участниками группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

В данном документе представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Статья  в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям....

статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Статья в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям...

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...