Пальчиковые куклы ( дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»)
методическая разработка (1 класс)

Людмила Владимировна Соловьева

Становление личности ребенка невозможно без игры, а значит - без игрушки. Игрушка – это «средство», позволяющее познавать окружающий мир, развивать творческие способности, осваивать социальные роли, общаться с другими детьми. Игрушка приносит ребенку радость и удовольствие.

Для того чтобы игрушка стимулировала развитие, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Игрушку можно купить в магазине, но все-таки лучше всего изготовить своими руками. Представлен дидактический материал по изготовлению пальчиковых кукол к сказке "Репка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_palchikovye_kukly.docx298.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ

Дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»

 для учащихся 6-8 лет

автор-составитель

Соловьева Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Становление личности ребенка невозможно без игры, а значит - без игрушки. Игрушка – это «средство», позволяющее познавать окружающий мир, развивать творческие способности, осваивать социальные роли, общаться с другими детьми. Игрушка приносит ребенку радость и удовольствие. 

Для того чтобы игрушка стимулировала развитие, она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной.

Игрушку можно купить в магазине, но все-таки лучше всего изготовить своими руками.

Традиция шить игрушки пришла к нам из древности, она была известна у многих народов в разных областях нашей страны. Продолжение народной традиции дает возможность приобщиться к русской культуре, научиться понимать язык народного искусства.

Многие игрушки создаются с целью эстетического воспитания детей. Создание различных наборов кукол-бибабо (надевающихся на руку), марионеток, фигурок для настольного театра, пальчикового театра, теневого театра позволяет постепенно организовать маленький театр. С помощью кукол в живой, занимательной форме можно передавать содержание детских сказок, рассказов, показывать несложные сценки.

Работа с мягкой игрушкой поможет ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Придумать и изготовить своими руками игрушку, сшить декорации, поставить кукольный спектакль – это уникальная возможность создать ситуацию успеха, когда каждый учащийся проявит свои творческие способности, свою индивидуальность. В процессе обучения дети могут познакомиться с профессиями швея, декоратор, кукловод, актер, художник театрального костюма.

Пальчиковый кукольный театр – это увлекательное развивающее занятие для старших дошкольников и учащихся младшего школьного возраста. Оно отлично расширяет воображение, укрепляет мелкую моторику.

Сделать пальчиковый театр своими руками несложно.

Изготовление тематического пальчикового театра по русским народным сказкам приобщает учащихся к народной культуре, искусству кукольного театра, прививает интерес к своим корням через знакомство с народными традициями, овладение рядом техник декоративно-прикладного искусства.

Сшитые игрушки долговечны. Такие пальчиковые куклы могут быть из шерсти, войлока, кожзаменителя, но для детей 6-8 лет самым удобным материалом является фетр.

Пальчиковый театр по сказке «Репка»

Цель: социализация и личностный рост учащихся посредством овладения техниками создания игрушки для кукольного театра и театральными технологиями.

Задачи:

воспитательные:

создание условий для

  • формирования ценностного отношения к традициям народного творчества, искусству кукольного театра;
  • воспитания ответственности;
  • формирования усидчивости при изготовлении изделия;
  • формирования художественно-эстетического вкуса;
  • формирования интереса к профессиям, связанным с изучаемой программой; развивающие:
  • развитие умения конструировать изделие из деталей;
  • развитие умения аккуратно выполнять работу;
  • развитие умения взаимодействовать в группе с общей целью;
  • развитие умения выступать перед аудиторией;

обучающие:

  • изучение правил техники безопасности при работе с материалами и инструментами и их применение;
  • выработка навыка владения специальным оборудованием и оснащением;
  • знакомство с историей возникновения традиционной игрушки;
  • знакомство с краткой историей кукольного театра;
  • изучение терминологии по тематике предмета;
  • грамотное использование терминов в речи;
  • знакомство с видами тканей и их свойствами;
  • изучение основ технологического процесса изготовления игрушки и куклы для кукольного театра;
  • формирование умения создавать игрушку и куклу для кукольного театра;
  • обучение технологиям пальчикового театра.


Материалы и инструменты:

  • простой карандаш или мел для перенесения выкроек;
  • фетр (оранжевого, желтого, белого, черного, светло- и темно-коричневого, светло и темно-серого, розового, зеленого цветов);
  • ножницы;
  • нитки нужных цветов;
  • швейные ручные иголки № 3;
  • элементы для расшивки мордочек игрушек: бисер, пайетки и т.д.

Последовательность изготовления пальчиковой куклы:

  • сделать выкройки или воспользоваться готовыми (выкройки всех пальчиковых кукол состоят из основной детали и деталей лицевой части)
  • перевести выкройку на ткань,
  • вырезать две детали куклы,
  • сшить их обычным швом через край или петельным швом (сначала шьется лицевая часть (здесь речь идет о личиках героев сказки), а потом она соединяется с задней частью так, чтобы внизу осталось отверстие для пальчика);
  • ушки и лапки пальчиковых кукол, а также хвостик мышки вшиваются в момент соединения передней и задней половинок. Или, чтобы они были покрепче, их также можно пришить к задней основной детали, а потом пришить лицевую часть куклы.
  • хвостики собаки и кошки оформляются до сшивания и пришиваются к задней части кукол.

Картинки по запросу пальчиковый театр своими руками из фетра к сказке репка

                 

театр масок

Дидактический материал к программе «От иголки до кукольного театра»

для учащихся 6-8 лет

 автор-составитель

Соловьева Людмила Владимировна

педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

История появления театральных масок

Маска – это удивительная вещь. В ней скрывается столько  таинственного и волшебного.

Жили – были, поживали

Маски пёстрою семьёй

Их, бывало, примеряли

И разбойник и герой

Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее куклы.

Первые маски появились в Китае около 3500 тысяч лет назад.

В Европе использование театральных масок было широко представлено у древних греков и римлян. Представления проходили на главных площадях городов, и имели государственный интерес. Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральные сцены и появились театральные маски

Маски бывают самые разные. Они могут изображать зверей и героев сказок: чудовищ, весельчаков, красавиц …и т д. Маска обязательно выражает характер персонажа, она может улыбаться, сердиться, удивляться, плакать.

Наденешь её – и тебя не узнать,

Ты рыцарь, бродяга, ковбой…

Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать,

А снимешь  – вновь станешь собой.

Слово «МАСКА» происходит от латинского «ЛИЧИНА». В древности маска являлась воплощением родовой силы. Древние греки превратили маску в неотемлимую часть античного театра.

В современном мире маска приобрела новое звучание, её в основном используют для представлений. В Венеции маски надевают на канавалах.

В России тоже были праздники с масками и чучелами. Например на Рождество и Масленицу, люди, веселясь  наряжались в костюмы и надевали маски, а потому и назывались  ряженые.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0d25/0003ca2c-1c713cd4/img10.jpg

Цели:

  1. исследовать историю театральной маски,
  2. найти способы её изготовления.

Задачи:

  1. изучить историю театральной маски,
  2. рассмотреть способы изготовления масок,
  3. изготовить маску своими руками.

Задачи воспитательные:

создание условий для

  • формирования ценностного отношения к традициям народного творчества, искусству театра масок;
  • воспитания ответственности;
  • формирования усидчивости при изготовлении изделия;
  • формирования художественно-эстетического вкуса;
  • формирования интереса к профессиям, связанным с изучаемой программой; развивающие:
  • развитие умения конструировать изделие из деталей;
  • развитие умения аккуратно выполнять работу;
  • развитие умения взаимодействовать в группе с общей целью;
  • развитие умения выступать перед аудиторией;

обучающие:

  • изучение правил техники безопасности при работе с материалами и инструментами и их применение;
  • выработка навыка владения специальным оборудованием и оснащением;
  • знакомство с историей возникновения театральной маски;
  • знакомство с краткой историей появления масок;
  • изучение терминологии по тематике предмета;
  • грамотное использование терминов в речи;
  • знакомство с видами тканей и их свойствами;
  • изучение основ технологического процесса изготовления театральной маски;
  • формирование умения создавать театральную маску;
  • обучение технологиям театральной маски.

Изготовление элементов костюмов для спектакля

Технология и последовательность изготовления полумаски-шапочки для спектакля «Колобок».

Материалы и инструменты:

  • простой карандаш или мел для перенесения выкроек;
  • мех искусственный (оранжевого, желтого, белого, черного, светло- и темно-коричневого, светло и темно-серого, розового);
  • ножницы;
  • нитки нужных цветов;
  • швейные ручные иголки № 3;
  • обруч пластмассовый для головы
  • элементы для расшивки мордочек игрушек
  • Последовательность изготовления маски:
  • сделать выкройки или воспользоваться готовыми
  • перевести выкройку на изнаночную сторону,
  • вырезать  детали
  • сшить их обычным швом через край или петельным швом,
  • оформить носик,
  • ушки нашиваются в последнюю  очередь.

Технология и последовательность изготовления

  1. Выбор выкройки из журнала с образцами
  2. Перевод выкройки на бумагу  
  3. Выкраивание деталей
  4. Обработка деталей (соединение деталей петельным швом)
  5. Сборка изделия.

https://happybooks.ru/image/cache/catalog/import_yml/694/771/cover-1200x800.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Программа по внеурочной деятельности "Кукольный  театр" разработана по новым требованиям ФГОС для начальной школы. Срок реализации 4 года....

Программа дополнительного образования Волшебство кукольного театра

Программа культурологической направленности «Я - исследователь» разработана на основе программы «Методика исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Содерж...

Программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Петрушка"

Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества....

Рабочая программа дополнительного образования кружка кукольного театра "Петрушка" в условиях ФГОС второго поколения.

Представленная программа рассчитана на обучающихся 7-10 лет, срок освоения 1 год, 2 часа в неделю (72 часа)...

Программа курса внеурочной деятельности "Кукольный театр"

Программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...