Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования
статья

Александровская Екатерина Викторовна

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино»

Статья

на тему: «Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Александровская Е.В.

Москва 2019

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………...……..стр. 3
  2. Роль игры в развитии психики ребенка………………………….…..стр.4
  3. Дидактическая игра………………………………………………….стр.4-7
  4. Развивающие игры…………………………………………………..стр.7-8
  5. Заключение…………………………………………………………стр.9-10
  6. Список литературы…………………………………………………..стр. 11

Введение

Как известно, ведущей для дошкольников является игровая деятельность, а для младших школьников — учебная. Для осознанного управления процессом перехода от игровой деятельности к учебной учителю (воспитателю) необходимо представлять сходство и различие игровой и учебной деятельности.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу.

Цель преемственности - обеспечить полноценное личностное развитие,

физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Именно поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира дошкольного и начального образования.

Преемственность - это двусторонний процесс. С одной стороны, уровень дошкольного образования, который формирует те компетенции, которые необходимы для дальнейшего обучения в начальной школе. С другой стороны - начальная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в детском саду потенциал. Принятие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.

Роль игры в развитии психики ребенка

На протяжении всей истории развития человечества сформировались основные виды деятельности: трудовая, игровая и учебная.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игровая.

Роль игры в развитии психики ребенка сложно переоценить:

  • в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;
  • учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры.
  • Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо";
  • в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
  • формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
  • в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

С приходом ребёнка в школу основным видом деятельности становится учение.

Именно игра призвана помочь ребенку пережить период адаптации. Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир. Поэтому в начальной школе я считаю наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.

Дидактическая игра

В аспекте преемственности особый интерес представляют дидактические игры, поскольку именно дидактическая игра, кроме игровой цели (цель ребенка, школьника, направленная на выигрыш), имеет и учебную цель (цель воспитателя, учителя, направленная на формирование знаний, умений, навыков).

Дидактическая игра занимает заметное место в образовательном процессе, как дошкольного учреждения, так и начальной школы. Дело в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована. Учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, посредством которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства; появляется элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая игра может использоваться на любом этапе урока, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель.

Представленные ниже примеры использования дидактических игр показывают, что в них чаще всего реализуются уже имеющиеся у школьников знания, оперируя которыми через те или иные действия они осваивают новые умения. Умения же при многократном использовании превращаются в навыки. Примером дидактической игры, направленной на формирование умений и навыков, является игра «Ветер и флюгер». Цель учителя в данной игре — отработать у учащихся практические навыки в определении направления ветра. Перед началом игры обозначается направление на север. На слова ведущего «Ветер дует с севера» учащиеся («флюгеры») поворачиваются лицом на юг, «Ветер с запада» — на восток и т.д. Если ведущий произносит «буря», учащиеся кружатся, «переменно» — покачиваются на месте, «штиль» — замирают. Побеждает тот, кто сделает меньшее число ошибок.

Однако при использовании дидактических игр формирование знаний тоже возможно. Можно даже выделить группу так называемых познавательных игр. Так, у дошкольников практикуются игры на отгадывание. Например, компьютерная игра «Буквареша» — для детей старше трех лет. При выполнении задания ребенок должен нажать нужную кнопку. При неудачном ответе надо повторить попытку— в этом случае ребенок узнает, как называется заданная буква, геометрическая фигура и т.п. Мотив деятельности — заслужить похвалу ведущего. Дидактическая цель игры — освоение (узнавание) букв, геометрических фигур, цветов.

Другой вариант косвенного введения познавательной составляющей — словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку. Учитель, бросая мяч, задает вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на него. В этой игре используются уже накопленные знания и умение быстро их воспроизвести. (Новую для себя информацию в ней получают только имеющие пробелы в знаниях дети — в том случае, если они слышат и воспринимают ответы хорошо усвоивших материал товарищей.)

Итак, трансформация игровой деятельности в деятельность учебную происходит по мере осознания детьми учебной цели. На первых порах игра является дидактической лишь в представлении педагога, который вводит в содержание игры элементы, направленные на закрепление соответствующих знаний, умений, но дети об этом ничего не знают. Эти знания и умения (а также развитие ума, воображения, памяти и др.) являются сугубо «побочным продуктом» их игровой деятельности. Постепенно до сведения детей доводится, что они в процессе игры узнают, чему научатся. Таким образом, игровая деятельность приобретает черты учебной деятельности. В конечном счете на первое место выходит дидактическая цель, игра же становится средством ее достижения. Игровая и учебная цели в этом случае доводятся до учащихся следующим образом: «Сегодня на уроке мы узнаем... и научимся... В этом нам поможет игра...». В плане трансформации игровой деятельности в учебную принципиальным становится и вопрос оценки результатов. На игровых занятиях дошкольников на первых порах оцениваются лишь игровые результаты: выявляется и награждается победитель, обсуждается выполнение правил игры, взаимопомощь в команде и т.п.

Постепенно, по мере введения в игру дидактических целевых установок, оценке подлежат и дидактические результаты.

Развивающие игры

Развивающие игры, в отличие от дидактических, основной педагогической целью имеют не формирование знаний, умений, навыков, а развитие логических операций, воображения, наблюдательности, памяти и других психических характеристик. В эту группу попадают игры задания для дошкольников типа «Найди пять различий», «Продолжи ряд», «Убери лишнее», пазлы, трансформеры, загадки и т.п.

В работе с более взрослыми детьми не следует забывать о классических играх — шашках, шахматах. В настоящее время детям предлагаются многочисленные компьютерные игры, развивающие внимание, двигательную реакцию и др.

Каковы возможности развивающих игр в реализации принципа преемственности? Вопрос может решаться по нескольким направлениям. Первое — когда преемственность осуществляется через подбор игр в соответствии с их возрастными возможностями. Этот аспект отчасти решается самими детьми — несоответствующие их возрасту игры для них неинтересны, в такие игры они играть не будут.

Второй аспект преемственности напрямую связан с учебной деятельностью, а именно с формированием и развитием универсальных учебных действий. Многие из игр, по сути, повторяют учебные задания на формирование универсальных учебных действий (УУД), их диагностику. Игровые задания типа «Продолжи ряд», «Убери лишнее», «Найди десять отличий» имеют непосредственное отношение к познавательным УУД (классификация, сравнение, анализ, синтез).

Отсюда исходит и основное направление обеспечения преемственности образовательного процесса посредством развивающих игр. При работе с дошкольниками развивающие игры используются «в чистом виде», т.е. без доведения до детей дидактических целей, без называния развиваемых логических операций. Используемая в них терминология: «наведем порядок», «сравним», «обозначим знаками».  Постепенно — уже в начальной школе — начинают использоваться термины «классификация», «моделирование», «связи», «обобщение» (в том числе и в игровой деятельности). 

Интересными и продуктивными с моей точки зрения являются проекты игрового и творческого типа. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом всё- таки остаётся ролевая игра, организованная в рамках проекта. Формой представления результатов творческих проектов могут быть сценарии праздников, совместная газета, драматизация и т.д. Начиная со второго класса обучающиеся уже способны к изготовлению настольных игр. Ребята продумывают правила, оформляют их в виде памятки, разрабатывают и изготавливают игровые объекты.

В настоящее время в соответствии с ФГОС в начальной школе составляется специальная программа развития УУД. В идеале такая программа может быть сквозной, включающей и дошкольное образование. И тогда в непрерывный процесс формирования и развития УУД могли бы включаться и соответствующие развивающие игры. Однако эту работу следует пока рассматривать как перспективную, поскольку опыт составления таких программ для начальной школы невелик.

Заключение

Таким образом, применение игровой технологии в образовательном процессе, является тем средством, которое помогает обеспечить преемственность между ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Основными показателями использования игровых технологий можно считать высокий уровень адаптации обучающихся и стойкий познавательный интерес, обеспечивающий качество образования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод:

  1. Игра – способ самоутверждения и самореализации детей, и именно это является центральным положением гуманистической педагогики. Игры доступны всем. Следовательно, игра дает возможность каждому ребенку проявить себя, самоутвердиться, и в то же время игра может быть включена во все без исключения виды деятельности детей.
  2. Игра обладает адаптационными свойствами, и, естественно, помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
  3. Игра – универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, обучают, подвижные игры развивают физические возможности ребенка, развивают способности детей.
  4. Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе, создавать настроение «мажора», является школой радости для каждого ребенка, так как психологически игра воспринимается детьми как удовольствие.
  5. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и со взрослыми.
  6. Игра имеет психотерапевтические функции и может изменить отношение человека к самому себе и к окружающим, помогает улучшить психическое самочувствие ребенка и взаимоотношения между детьми в коллективе.

Игра – важнейшая потребность детей, которую можно реализовать как в условиях внеклассных мероприятий, так и на всех уроках в начальных классах. Уроки, на которых применяются игровые ситуации, проходят с наиболее выраженной эмоциональной окраской. Настроение у детей приподнятое и усвоение материала проходит более эффективно.

Список литературы:

  1. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2012. - № 1. - с. 101-104.
  2. Должикова Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная пресса, 2018.
  3. Дядюнова И.А. Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: (теория и практика): Сборник научных трудов. – М.: АПК и ППРО, 2015.
  4. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам / Авт. сост. Р.С. Гайсина. Волгоград, 2010.
  5. Миронов А.В. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2013. № 12 с.22-27
  6. Современный психологический словарь / Сост. и общ, ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинчен. М.; СПб., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий учителя при организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Она позволяет обеспечивать целостное развитие личности на все...

Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования

Материал выступления на совместном педсовете учителей начальных классов и воспитателей ДОУ....

План работы школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 учебный год

Представлен план работы Школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 уч.г....

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

laquo;Если мы поставим правильно дошкольноевоспитание ребят, мы тем самымподнимем школу на более высокую ступень...».Н. К. Крупская...

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....