Рабочая программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка»
рабочая программа

Осьминкина Людмила Игоревна

Рабочая программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка» составлена на основе следующих документов и методических рекомендаций:

1.Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

5.СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Занятия организуются в рамках неполного дня пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста

 к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка»

Составила учитель начальных классов:

Осьминкина Л.И.

 

2020 -2021 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе «Академия для маленьких «Развивайка» составлена на основе следующих документов и методических рекомендаций:

1.Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / под редакцией Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2012.

2.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3.Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

5.СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Занятия организуются в рамках неполного дня пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы:

социальная цель — обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

педагогическая цель — развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению. Поэтому данная программа построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.

Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя («я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности («я такой»), уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Общая характеристика программы

Актуальность программы в том, что она позволяет обеспечить каждому ребенку-дошкольнику доступный уровень развития, позволяющий ему быть успешным, и реализует социальный заказ по развитию творческих начал детей дошкольного возраста.

Новизна и отличительная особенность программы в том, что в основе изучения программного материала - полимодальное восприятие, где при обучении в равной степени используются сенсорные анализаторы ребенка, но с опорой на анализатор, представляющий ведущую модальность - визуальную (зрительную), аудиальную (на слух), кинестетическую (ощущения). Реализация данного подхода обязывает учитывать индивидуальные качества каждого ребенка. Программное содержание и спланированные в разделе дидактические игры и игровые упражнения активизируют различные сенсорные анализаторы, что позволяет сделать образовательный процесс успешным и увлекательным.

Программа построена в соответствии с принципами:

а) личностно-ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

Принцип развития. Это целостное развитие дошкольника и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) культурно-ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образованияПредставление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем. Это незнания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной в соответствии с «научными» представлениями. Задача дошкольного образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.

Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни.

Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.

Место занятий в учебном плане

Программа предлагает систему занятий и состоит из следующих разделов: «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Познаем других людей и себя». Занятия организуются на базе МАОУ «Калтайская СОШ». Срок реализации программы – 8 месяцев. Рабочая программа рассчитана на 35 недель: по 4 занятия 2 раза в неделю. Всего – 137 занятий.

Примерная организация обучения

Продолжительность обучения –35 недель (с октября по май).

Общее число занятий – 137.

«Познаем мир и себя» - 34

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 35

«Учимся родному языку» - 69

Примерное число занятий в неделю

«Познаем мир и себя» - 1;

«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 1;

«Учимся родному языку» - 2;

Расписание занятий

Среда

Пятница

Учимся родному языку

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Познаем мир и себя

Учимся родному языку

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия.

Длительность занятий — 30 минут. Перерыв между занятиями —10 минут.

Номер занятия

Время занятия

1

16.30 – 17.00

2

17.10 – 17.40

Поскольку обучение по данной программе предлагается для детей, многие из которых не посещают систематически дошкольное учреждение, не привыкли к коллективным формам взаимодействия со сверстниками, то решение поставленных задач должно осуществляться при соответствующих условиях: необходимо бережно относиться к самочувствию каждого ребенка, учитывать его физическое состояние и здоровье. При наличии у ребенка каких-либо расстройств нервной, вегетативной систем, нарушения осанки, зрения и других особенностей состояния здоровья, требующих коррекции или лечения, образовательное учреждение должно составить индивидуальный план работы, включающий более широкое физическое воспитание ребенка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В основе подготовки к обучению в школе лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, творческих.

В процессе работы у детей будут формироваться следующие  универсальные учебные действия (УУД):

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

-распознавать первый звук в словах;

-внимательно слушать литературные произведения;

-называть персонажей, основные события;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

-составлять элементарный рассказ по серии картинок;

-обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-участвовать в коллективных разговорах;

-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

-считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

-определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

-ориентироваться в пространстве;

-ориентироваться в тетради в клетку;

-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

Ребенок получит возможность научиться:

-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

-различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

-различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

-устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

-присчитывать и отсчитывать по одному, по два.

Содержание программы

В программе выделяются разделы, отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Познаем других людей и себя».

Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.

Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. У дошкольника формируются знания, необходимые для осознания своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Раздел «Познаем других людей и себя»  представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать  свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.

Одной из задач освоения содержания этих разделов является подготовка к изучению предмета «Окружающий мир».

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Математике». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

  • формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  • логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  • символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.

Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.


Разделы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя»

Разделы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя»направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе.

Виды занятий – игры, беседы, тематические мероприятия, наблюдения, экскурсии, опыты, просмотр обучающих дисков, групповая и индивидуальная работа, занятия-путешествия, игры - эксперименты с материалом.

Оборудование: наглядный, демонстрационный, раздаточный, дидактический материал; применение ТСО и ИКТ; спортивный инвентарь; краски; цветные карандаши; листы формата А4; рабочие тетради, песок, металл, камень, ткань, древесина, пособия, термометр, календарь погоды.

Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.

Для реализации программы используется пособие для детей 5 – 7 лет «Зелёная тропинка»: пособие для детей 5-7 лет/ А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

На занятия по данным разделам отводится 1 занятие в неделю, всего 12 занятий.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

-первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России;

-первичное представление о ценностях многонационального российского общества;

-ценностные представления о своей семье и своей малой родине;

-первичные представления об изменении человека и окружающего мира;

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе;

-эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

-этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам;

-потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

-первоначальная установка на безопасный, здоровый образ жизни, знакомство с правилами безопасности в быту, при переходе улицы, в транспорте, осознание важности правильной подготовки ко сну, правильного питания, выполнения гигиенических процедур;

-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;

-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

-позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные

Обучающийся научится:

-понимать и толковать условные знаки и символы;

-находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию;

-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

-строить рассуждение в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению;

-излагать своё мнение;

-признавать свои ошибки;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

Предметные результаты

-Наблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить.

-Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.).

-Замечать изменения пространственных отношений предметов.

-Соотносить цвет разных предметов.

-Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов.

-Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении школы. Ориентироваться на улице: находить свой дом относительно остановки транспорта; знать дорогу в школу.

-Выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).

-Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.

-Наблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).

-Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.

-Узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых, зверей, птиц, описывать особенности их внешнего вида и поведения. Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес).

-Знать и соблюдать правила поведения в природе. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.

-Знать название родного города, района, села, страны, столицы.

-Наблюдать различные виды транспорта. Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения. Уметь вести себя в транспорте.

-Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.

-В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры).

Содержание раздела

  1. Звёзды, солнце и луна.

Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.

2.Зеленое чудо – растения.

Как узнать растения? Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Декоративные растения. Овощи и фрукты. Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Мхи и папоротники. Грибы.

3.Наши друзья животные.

Как узнать животных? В живом уголке. Домашние животные. Породы собак. В мире насекомых. В мире рыб. В мире птиц. В мире зверей. Какие ещё бывают животные?

4.Круглый год.

Времена года.

Содержание программы«Познаем других людей и себя». Знать свое имя и некоторые его производные формы, отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик\девочка, взрослый\ребенок, молодой\старый).

Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т.п.

Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.

Кратко характеризовать свои индивидуальные способности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) левая, а какая – правая. Определять направление своего движения – ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).

Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть…», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки…», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус – с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).

Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей – взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)*.

Осознавать: «Я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что – нет.

Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места*.

Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса)*. Знать назначения столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.

Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения ( во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо\плохо), понимать  слова, определяющие чувства вины (стыдно),  обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т.п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить…).

Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать  свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет…»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно\неправильно, хорошо\плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться*.

В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, игрушкам, мультфильмам (нравится\не нравится), элементарно обосновывать свое мнение (почему нравится\не нравится).

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Козлова С.А.  «Я хочу в школу»;

Козлова С.А.  «Я и мои друзья»;

Козлова С.А.  «О правах и правилах»;

Куликова Т.А. «Я и моя семья».

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.  

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В разделе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой.

На занятиях дети учатся понять и принять учебную задачу, превратить её в самостоятельную цель деятельности, оценить свои действия. Они выделяют существенное в предметах и явлениях окружающей действительности, сравнивают, видят сходное и различное, обобщают, рассуждают. Одной из предпосылок успешного обучения, является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.

Виды занятий – игры, беседы, занятия в прописях, индивидуальные карточки, просмотр обучающих дисков, парная и подгрупповая деятельность, рисование, раскрашивание, конструирование, занимательные упражнения, логические игры, занятия-викторины, физкультминутки и пальчиковая гимнастика.

Оборудование: наглядный, демонстрационный, раздаточный, дидактический материалы; спортивный инвентарь, использование ИКТ и ТСО; цветные карандаши; рабочие тетради - 10 прописи; карточки; цифры; наборное полотно; линейка; фишки; геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, шар, куб).

Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.

Для реализации программы используется пособие для детей 5 – 7 лет «Математические ступеньки»: пособие для детей 5-7 лет/ С.И. Волкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.

На занятия по разделу «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» отводится 1 занятие в неделю, всего 12 занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

-начальные представления о математике;

-начальные представления о математических способах познания мира;

-понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;

-проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;

-освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

-понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам;

-приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

-основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради;

-способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

Метапредметные результаты
Регулятивные

Учащийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

-осознавать результат учебных действий;

-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

-составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

-адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные

Учащийся научится:

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;

-проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

Учащийся получит возможность научиться:

-понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

-объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения;

Коммуникативные

Учащийся научится:

-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;

-уважительно вести диалог с товарищами;

-принимать участие в работе в паре и в группе;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Учащийся получит возможность научиться:

-применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

-включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-аргументировано выражать свое мнение;

-оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

Предметные результаты

-Устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).

-Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.

-Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.

-Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.

-Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.

-Определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.

-Обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.

Содержание раздела

1. Количество и счёт

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,:.9. Число и цифра 0.

Названия чисел по порядку от 1до 10. Образование чисел путём присчитывания 1. Прямой и обратный счёт. Состав числа первого десятка (практический способ)

Арифметические знаки: (+, -, =). Особенности первого элемента в ряду натуральных чисел. Таблица сложения и вычитания в пределах 10.

Десяток - новая счётная единица. Счёт десятками.

2. Величины

Сравнение предметов по размеру. Обучение способам сравнения предметов. Обучение способам приложения и наложения. Обучению сравнению по: длине, высоте, ширине, толщине, массе.

Введение в активный словарь понятий: больше, меньше, длиннее, корче, одинаковые (равные) по длине, выше, ниже, равные по высоте, шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее.

3. Геометрические фигуры

Основные геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, прямоугольник (квадрат). Деление фигур. Построение композиций из геометрических фигур одинаковой и разной формы, одинаковых и разных размеров. Узор. Выявление его построения и продолжения. Преобразования одной фигуры в другую. Знакомство с пространственными телами: шар, брусок, куб. Конструирование из пространственных тел.

4. Ориентировка в пространстве

Определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на листе бумаги: правый, левый, верхний, нижний углы, центр листа. Обучению умению передвигаться в указанном направлении.

5. Ориентировка во времени

Дни недели. Отсчёт дней недели по порядку от любого дня. Уточнение понятия месяц. Временные понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года и их последовательность.

6. Задания на развитие познавательных процессов (воображение, внимание, память)

Раздел «Учимся родному языку»

Содержание раздела направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? Из чего сделан? Для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать – мчаться – идти; хохотать – смеяться – улыбаться; грустно – весело; легко – тяжело и др.).

При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).

Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.

Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.

Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).

Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.

Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).

Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я – бабочка», «Я – муравей», «Я – лисичка» и т.п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.

В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.

Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

Для реализации программы могут использоваться пособия из серии «Предшкольная пора»:

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами»;

Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников.Играем и читаем вместе»;

Виноградова Н.Ф.  «Придумай и расскажи»;

Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».

Содержание программы

Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Виды занятий: игры, слушание, пересказы, индивидуальные карточки, просмотр обучающих дисков, занятия в прописях, занятия в парах постоянного и сменного состава, работа в группах, подгруппах; дидактические, развивающие игры, рисование, штрихование, раскрашивание, логопедические упражнения, заучивание стихов и сказок, физкультминутки и упражнения для развития мелкой моторики как основы подготовки к письму.

Оборудование: демонстрационный, дидактический, наглядный материалы, применение ТСО и ИКТ, спортивный материал, рабочие тетради, цветные карандаши, ручки разных цветов, пособия, книги, сказки, наборное полотно, буквы, алфавит.

Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.

Для реализации данного раздела программы используется пособие для детей 5-7 лет «От слова к букве» Н.А. Федосова.

На занятия по разделу «Учимся родному языку» отводится 2 занятия в неделю, всего 24 занятия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

-с уважением относиться к традициям своей семьи, с любовью к тому месту, где родился (своей малой родине);

-отзываться положительно о своей Родине, людях, её населяющих;

-осознавать свою принадлежность к определённому народу; с уважением относиться к людям другой национальности;

-проявлять интерес к чтению произведений устного народного творчества своего народа и народов других стран.

Метапредметные

Регулятивные УУД

-принимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;

-планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя;

-контролировать выполненные задания;

-оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников;

-позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

-анализировать причины успеха/неуспеха;

-осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

-отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

-понимать значение слов, фраз или предложения, объяснять их самостоятельно;

-создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения).

Коммуникативные УУД

-отвечать на вопросы учителя по теме урока;

-слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

Предметные результаты

К концу курса дошкольники должны уметь:

-участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

-различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;

-называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах,

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-знать все буквы алфавита, называть их и находить в словах;

-пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

-осознанно составлять рассказ по серии картинок;

-выполнять простейшие графические задания;

-рассказать сказку; загадать загадку, выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;

-находить ударение в словах.

К концу курса дошкольники должны научиться:

-В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

-Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.

-Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).

-Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.

-Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.

-Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Организация учебно-воспитательного процесса на этапе предшкольного образования,по мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе. В зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения.

2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.

3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.

4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

При подготовке конкретного занятия педагог должен:

- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний- умений;

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы «Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учитель начальных классов.

Тематика лекций для родителей:

  1. Родитель - это профессия.
  2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
  3. Здоровый ребенок - хороший ученик.
  4. Как помочь ребенку стать самостоятельным.
  5. Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
  6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  7. Социально - личностное развитие будущего первоклассника.
  8. Первые дни ребенка в школе.
  9. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.


Приложение 1

Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд

Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Под редакцией Н.Ф. Виноградовой.- М.: Вентана-Граф.

Прохорова С.Ю. Предшкольное образование: формирование познавательной компетентности детей: методическое пособие – Ульяновск: УИПКПРО, 2010.

Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе. Пособие для родителей. 

Федосова Н.А. От слова к букве.  Пособие для детей 5–7 лет. В 2 частях.

Волкова С.И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5–7 лет.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Пособие для детей 5–7 лет.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Электронные справочные и учебные пособия

Технические средства обучения

Магнитная доска

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счета: от 1 до 10.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками)

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления

Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур

 Экранно- звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы

Интернет ресурсы

http://www.solnyshko.ee/ - Детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко". Для детей - развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы ("почемучка", советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, - масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам.

http://www.deti-pogodki.ru/ - Дети-погодки. Сайт для родителей, у кого уже растут дети-погодки или ожидается их появление. В статьях, публикующихся на сайте, охватывается весь спектр проблем, возникающих у родителей таких детей - питание и распорядок дня, ревность и взаимоотношения между погодками, воспитание и обучение таких детей дома, в детском саду и в школе и многое другое.

http://www.lukoshko.net/ - Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные скази и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

http://www.raskraska.ru/ - Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

http://www.fw.ru/index.html - Интернет-система "Мир семьи". На сайте - разнообразная полезная информация по вопросам семьи и семейной политики: база данных российских и зарубежных организаций, ведущих деятельность в области семьи и семейной политики; законодательство то семье; аналитические материалы; журнал "Мир семьи"; семейный клуб

http://detstvo.ru/ - Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

http://www.danilova.ru/ - Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

http://www.kindereducation.com/ - "Дошколёнок". Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку "100 развивающих и обучающих игр для детей".

http://talant.spb.ru/ - Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей.

http://www.babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения. Сайт предлагает статьи, тексты книг и различную информацию о Раннем развитии детей. Имеются тематические подборки о методиках Н.А. Зайцева, Б.П. Никтина, М. Монтессори, Г. Домана, Р. Штайнера, В.П. Тюленева.

http://edu.rin.ru/preschool/index.html - Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, каталог дошкольных учреждений городов России, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы и просто интересной и занимательной информации.

http://ranneerazvitie.narod.ru/almanah - Альманах "Раннее развитие". Сайт создан родителями, объединенными одним устремлением - максимально развить данные ребенка не в одной какой-либо области, а воспитать гармоничного человека. Публикации альманаха затрагивают различные аспекты раннего развития детей и разбиты на разделы, соответствующие различным возрастным группам.

http://azps.ru/baby/index.html - До и после трех. Сайт посвящен дошкольному развитию, в особенности - раннему развитию. Он построен в виде справочника, сборника занятий, в том числе упражнений, которые можно проводить с ребенком, о темам - читаем, думаем, считаем, речь, окружающий мир, двигаемся, компьютер, ИЗО.

http://doshkolnik.ru/ - Дошкольник. Этот сайт - для семьи, для отцов, матерей и детей. Сайт о том, как воспитывать ребенка, как научиться находить с ним общий язык. Много интересной информации для детей: сказки, стихи, умные задачки, познавательные статьи. На сайте представлена также большая коллекция сценариев - школьных и к различным праздникам.

http://wunderkinder.narod.ru/ - Вундеркиндер. На сайте выложены материалы, необходимые для обучения и развития малышей. Материалы представлены в виде компьютерных презентаций (слайдов), которые можно распечатать на бумаге, а также занимательных Flash-мультиков и игр. Материалы по русскому языку, математике, чтению, изучению окружающего мира, биологии, истории, рисованию предназначены для обучения детей дома, в садике, в начальной школе.

http://tanja-k.chat.ru/ - Методические материалы в помощь работникам детских дошкольных учреждений. На сайте представлены: картотека подвижных игр; материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях; литературный материал (считалки, загадки, стихи, песни, пословицы и поговорки, кроссворды).

http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру. Информационно-обозревательный ресурс, на страницах которого можно найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и многом другом. Материалы сайта могут быть полезными не только для молодых родителей, но и для студентов, воспитателей и методистов детских садов.

Приложение 2

Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Безотметочное обучение.

В процессе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для учёта развития познавательных способностей детейпри проведении занятий в течение учебного годапроводится психолого-педагогическое обследование в сентябре. Повторно — в конце декабря, чтобы сделать контрольный срез на полугодие. Третий раз - в конце мая, для того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям на лето, а также познакомить учителя с особенностями ученика и тем самым помочь педагогу правильно спланировать образовательный процесс в первом классе. Необходимо, чтобы оценка школьной готовности носила комплексный характер. Основными методами психолого-педагогического обследования являются тестирование, беседа и наблюдение.


Тематическое планирование занятий раздела «Учимся родному языку»

69 занятий (из расчета 2 занятия в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Октябрь (9 з.)

Знакомство с многообразием слов

1

02.10

Слово. Значение слова. Многозначные слова

1

07.10

Понятие «гласный звук»

1

09.10

Буква А. Написание буквы А.

1

14.10

Буква О. Написание буквы О.

1

16.10

Антонимы .Синонимы. Омонимы

1

21.10

Буква ы. Написание буквы  ы .

1

23.10

Буква Э. Написание буквы Э.

1

28.10

Понятие «согласный звук»

1

30.10

Ноябрь (8 з.)

Буква Л. Написание буквы Л.

1

04.11

Буква Л. Написание слогов с буквой Л.

1

06.11

Буква М. Написание буквы М.

1

11.11

Буква М. Написание слогов и слов с буквой М.

1

13.11

Буква Н. Написание буквы Н.

1

18.11

Буква Н. Написание слогов и слов с буквой Н.

Предложение.

1

20.11

Фразеологизмы

1

25.11

Буква Р. Написание буквы Р.

1

27.11

Декабрь (9 з.)

Буква Р. Написание слогов и слов с буквой Р.

1

02.12

Твёрдые согласные звуки

1

04.12

Мягкие согласные звуки.

1

09.12

Глухие согласные звуки.

1

11.12

Звонкие согласные звуки

1

16.12

Буква Я. Написание буквы Я.

1

18.12

Буква Я. Написание слогов и слов с буквой Я.

1

23.12

Буква Ю. Написание буквы Ю.

1

25.12

Буква Ю. Написание слогов и слов с буквой Ю.

1

30.12

Январь (9 з.)

Буква Е. Написание буквы Е.

1

01.01

Буква Ё .Написание буквы Ё.

1

06.01

Буква И. Написание буквы .

1

08.01

Буква И. Написание слогов и слов с буквой И.

1

13.01

Буква Г. Написание слогов и слов с буквой Г.

1

15.01

Буква К. Написание буквы К.

1

19.01

Буква К. Написание слогов и слов с буквой К.

1

22.01

Буква Д. Написание буквы Д.

1

26.01

Буква Д. Написание слогов и слов с буквой Д.

1

29.01

Февраль (8 з.)

Буква Т. Написание буквы Т.

Буква Т. Написание слогов и слов с буквой Т.

1

03.02

Буква В. Написание буквы В.

1

05.02

Буква В. Написание слогов и слов с буквой В.

1

10.02

Буква Ф .Написание буквы Ф.

1

12.02

Буква Ф. Написание слогов и слов с буквой Ф.

1

17.02

Буква З. Написание буквы З.

1

19.02

Буква З. Написание слогов и слов с буквой З.

1

24.02

Буква С. Написание буквы С.

1

26.02

Март (9 з.)

Буква С. Написание слогов и слов с буквой С.

Буква Б. Написание буквы Б.

1

03.03

Буква Б. Написание слогов и слов с буквой Б.

1

05.03

Буква П. Написание буквы П.

1

10.03

Буква П. Написание слогов и слов с буквой П.

1

12.03

Буква Х. Написание буквы Х.

1

17.03

Буква Х. Написание слогов и слов с буквой Х.

1

19.03

Буква Ж. Написание буквы Ж.

1

24.03

Буква Ж .Написание слогов и слов с буквой Ж.

1

26.03

Буква Ш .Написание буквы Ш, слогов и слов с буквой Ш.

1

31.03

Апрель (9 з.)

Буква Ч. Написание буквы Ч.

Буква Ч. Написание слогов и слов с буквой Ч.

1

02.04

Буква Щ. Написание буквы Щ.

1

07.04

Буква Щ. Написание слогов и слов с буквой Щ.

1

09.04

Буква Ц. Написание буквы Ц.

1

14.04

Буква Ц .Написание слогов и слов с буквой Ц.

1

16.04

Буква Й  .Написание буквы Й.

1

21.04

Буква Й .Написание  слов с буквой Й.

1

23.04

Буква Ь .Написание буквы Ь.

1

28.04

Буква Ь .Написание сочетаний букв  и  слов с буквой Ь.

1

30.04

Май (8 з.)

Буква Ъ .Написание буквы Ъ.

Закрепление .Буквы Я,Ю,Е,Ё- в начале слова.

1

05.05

Заглавная буква в именах собственных

1

07.05

Текст. Тема текста. Заглавие

1

12.05

Предложение. Заглавная буква в начале предложения

1

14.05

Закрепление. Алфавит. Написание всех букв.

1

19.05

Закрепление. Играем в буквы и слова.

Кроссворды.

1

21.05

Закрепление. Играем в буквы и слова.

Анаграммы.

1

26.05

Путешествие по буквам.

1

28.05

        

Тематическое планирование занятий раздела «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

35 занятий (из расчета 1 занятие в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Октябрь (5 з.)

Признаки и свойства предметов (цвет, форма, величина). Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки).

1

02.10

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Составление фигуры из частей.

1

09.10

Ориентация во времени: раньше, позже, сначала, потом.

1

16.10

Количество и счёт. Число и цифра 1 . Знаки "+"и "=".

1

23.10

Количество и счет . Число и цифра 2

1

30.10

Ноябрь (4 з.)

Количество и счёт. Число и цифра 3

1

06.11

Числа и цифры 1 –3

1

13.11

Точка. Линия. Прямая и кривая линии.

1

20.11

Луч. Отрезок

1

27.11

Декабрь (4 з.)

Незамкнутые и замкнутые линии

1

04.12

Ломая линия. Многоугольник.

1

11.12

Количество и счёт. Число 4

1

18.12

Число и цифра 4.

1

25.12

Январь (5 з.)

Числовой отрезок

1

01.01

Один - много. Ориентация в пространстве: справа, слева, посередине.

1

08.01

Пространственные отношения: на, над, под. Дни недели. Времена года. Месяц.

1

15.01

Количество и счёт. Число и цифра 5.

1

22.01

Числа и цифры 1-5

1

29.01

Февраль (4 з.)

Сравнение групп предметов по количественному признаку. Понятия «больше», «меньше», «равно»

1

05.02

Внутри, снаружи.

1

12.02

Количество и счёт. Число и цифра 6

1

19.02

Число и цифра 6.

1

26.02

Март (4 з.)

Количество и счёт. Число и цифра 7

1

05.03

Числа и цифры 6 и 7.

1

12.03

Раньше, позже.

1

19.03

Измерение объёма.

1

26.03

Апрель ( 5 з.)

Количество и счёт. Число и цифра 8

1

02.04

Числа и цифры 6, 7, 8

1

09.04

Количество и счёт. Число и цифра 9

1

16.04

Измерение площади.

1

23.04

Количество и счёт. Число и цифра 0

1

30.04

Май (4 з.)

Измерение длины.

1

07.05

Число 10. Состав чисел первого десятка.

Количество  счёт в пределах 10. Прямой и обратный счёт.

1

14.05

Сравнение по массе. Измерение массы

1

21.05

Часы

1

28.05


Тематическое планирование занятий раздела «Познаем мир»

34 занятия (из расчета 1 занятие в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Октябрь (4 з.)

Режим дня. Органы чувств человека. Сохранение своего здоровья.

1

07.10

Внешний вид человека. Настроение и эмоции человека. Умение управлять собой

1

14.10

Правила этикета. Хорошие манеры. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

1

21.10

О добре и зле. Внешний и внутренний мир человека.

1

28.10

Ноябрь (4 з.)

Последовательность времён года. Природа живая и неживая.

1

04.11

Растения. Овощи. Фрукты

1

11.11

Домашние и дикие животные.

1

18.11

Домашние птицы, дикие птицы, перелетные птицы

1

25.11

Декабрь (5 з.)

Сезонные изменения в природе.

1

02.12

Знакомство с главным городом страны. Москва – столица нашей Родины.

1

09.12

Мой дом, деревня, улица.

1

16.12

Какие бывают профессии. Профессии моих родителей.

1

23.12

Из чего что сделано?

1

30.12

Январь (4 з.)

Водица-царица.(Три состояния воды)

1

06.01

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

13.01

Мой путь от дома до школы. КТД

1

20.01

1

27.01

Февраль (4 з.)

Живое и неживое.

1

03.02

Какие бывают растения?

1

10.02

Домашние любимцы и комнатные растения.

1

17.02

Собака – верный друг человека

1

24.02

Март (5 з.)

Строение тела человека.

1

03.03

Правила поведения в природе.

1

10.03

Земля – наш общий дом.

1

17.03

Расскажи о своей семье.

1

24.03

Мое  генеалогическое древо.

1

31.03

Апрель (4 з.)

Что такое дружба?

1

07.04

Семейные традиции.

1

14.04

Красная книга.

   

1

21.04

Жизнь леса.  

1

28.04

Май (4 з.)

Все ли люди думают одинаково?

1

05.05

Что такое школа?

1

12.05

Твоя дорога в школу.

1

19.05

Знай правила дорожного движения.

1

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция фонетических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста по ФГОС».

      Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне ...

Рабочая программа " Математика и конструирование" ( подготовка детей к школе).

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

Рабочая программа по подготовки детей дошкольного возраста к школьной жизни.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Подготовк...

Рабочая программа "Группы адаптации и развития детей дошкольного возраста"

Данная программа составлена для адаптации будущих первоклассников....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....