Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год
методическая разработка

Кроттер Ольга Владимировна

Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный  проект  

Организация работы школьников над исследовательским проектом по окружающему миру

 «Зеленый мир»

I. Пояснительная записка

Актуальность:

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всех людей, живущих в разных уголках нашей планеты. Главной причиной этого является человеческое равнодушие и безответственность к природе. Поэтому очень остро стоит вопрос экологического воспитания. Детям с самого раннего возраста прививаются навыки  поддержания порядка в своем жилище. Природа тоже наш дом, который нужно содержать в чистоте и порядке. Актуальность проекта состоит в привитии у учащихся бережного отношения, заботе  о природе,  как о своем втором доме.

Начальная школа является первой ступенью в формировании непрерывного экологического воспитания и культуры.  Именно в детском возрасте легче привить основы, понимание экологической  культуры, научить беречь и охранять природу.  Мне как учителю очень хочется воспитать и культивировать у моих учеников культуру бережного отношения к окружающему их миру.  Ведь общение с природой обогащает духовную, сферу человека, способствует формированию положительных качеств.

Экологическое воспитание школьников очень часто ограничивается изучением школьного курса экологии, и экологического направления в курсе изучения предмета «Окружающий мир». Из самого названия понятно, что дети изучают то, что их окружает, но не всегда умеют находить прекрасное и полезное у себя «под ногами».

При изучении особенностей природных явлений недостаточно получить определенный объем различных знаний. Очень важно  понимать взаимосвязь и развитие природных явлений,научиться использовать полученные знания в повседневной жизни. Практическую значимость при этом имеют исследовательские качества. Ведь человек должен не просто знать, что природу нужно охранять, но и понимать, что нужно делать для сохранения природных ресурсов, для охраны животных, применять свои знания в повседневной жизни, отстаивать свою точку зрения.Так появилась идея создать клуб «Любителей природы»

Новизна проекта

Организация и форма работы заключается в реализации проектной технологии на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности

-организация учебно-исследовательской деятельности на основе наблюдения природных объектов и учебной и дополнительной литературы;

- разработка рекламных тематических буклетов на тему: «Сохраним родную природу»,

- проведение мониторинговых исследований на предмет уровня сформированности экологического мышления обучающихся, степени бережного отношения к окружающей среде.

Цель: создание условий для развития у учащихся целостной картины мира, формирования основ экологическо культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям, как части природы. Организация клуба «Любители природы», экологических экспедиций.

Задачи:

Образовательные        : формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения;

Воспитательные:        формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни

Развивающие:        развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.

Методы и технологии, используемые для реализации проекта

Выбирая методики  формирования знаний, мы учитывали, что онидолжныстроиться на принципе сочетания фактических знаний по предмету с учебным материалом других предметных областей и качественной познавательной деятельностью учеников, а также рационально выбранных образовательных технологий, в данном случае  -   технологии проекта. Проектная деятельность, на наш взгляд, создает условия для развития самостоятельности мышления, для создания мотивационного поля для расширения кругозора обучающихся.

При выборе методов и приёмов учитываются общепедагогические и методические требования.

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Метод опроса - беседа, интервью и анкетирование, как детей, так и родителей.
  3. Мониторинг уровня сформированности у обучающихся экологической культуры.  Написание писем «Зеленому другу»
  4. Создание творческих ученических проектов, тематических буклетов.

Гипотеза исследования:

Проблемы экологии решить можно и нужно, и каждый человек может принять в этом самое активное участие, ведь природа – это наш, дом, и отвечаем за порядок в нем.  Начиная исследовать природу вокруг себя, в прямом смысле, ту природу, которая воспринимается нами как обыденность, дети начинают смотреть на мир другими глазами. Для них открывается красота природы, ее значимость, появляется желание оберегать и заботиться об окружающем мире.Выбор форм и методов исследования поможет способствовать формированию у учащихся экологической культуры, осознанию своего места и роли в сохранении природы.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:  02.09.2019 -28.02.2020 год

- изучение потребностей детей;

- выбор методов работы;

-сбор материалов для проекта;

- анкетирование родителей учащихся.

-мониторинговое исследование «Мое отношение к природе ».

2. Исследовательский этап: 01.03.2020-25.12.2020 год

- создание клуба «Любителей природы»

-проведение исследовательской работы;

-Прохождение экологического онлайн-квеста;

- написание писем «Зеленому другу»;

- экологические семейные экспедиции «Рядом с домом»;

- написание докладов о прохождении экспедиции.

3.Заключительный этап: 10.01.2021 год- 25.04.2021год

-обобщение и распространение опыта, презентация образовательных продуктов (буклетов «Сохраним родную природу»);

-анализ результатов;

-оценка эффективности проекта;

-мониторинговое исследование «Развитость моего экологического сознания»;

-анкетирование учащихся с целью выявления их удовлетворенности содержанием и организацией процесса.

Подготовительный этап.

На данном этапе планируется обсуждение экологических проблем  выбор  форм  и методов  для организации  и реализации проекта, создание банка теоретических знаний из полезных источников, обсуждение природных объектов и экологических ситуаций с учениками на уроках. Определение возможных образовательных ученических продуктов, степени эффективности методических приёмов по завершении исследовательской деятельности.

На данном этапе проводится тестирование учащихся на определение уровня экологических знаний и родителей на выявление уровня экологического воспитания в семье.

Этап реализации

Проводятся уроки, экологические семейные экспедиции, посвященные интересным природным уголкам нашего городаи близлежащих районов.

Введение в содержание  урока по окружающему мирутаких тематических модулей, как проверка теоретических знаний учащихся по вопросам экологии, виртуальное наблюдение природных объектов  (презентация, учебный фильм и другое), групповая деятельность по разработке тематических буклетов и презентация своих исследований.

Заключительный этап

На заключительном этапе проводится обобщение опыта исследовательской деятельности, презентация опыта исследовательской деятельности учащихся  и памяток «Сохраним родную природу» в других классах начальной школы,   Итоговое тестирование «Развитость моего экологического сознания», и планируется дальнейшее совершенствование методического материала для применения на практике педагогами школы.

Приложение1

Анкета для родителей по экологии

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе школе?

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования младших школьников в школе  и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные?

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в школе?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в школе.

Анкета для родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

  • Ф.И.О.
  • Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города?
  • Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  • На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  • Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  • Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  • Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

Приложение 2

Метод диагностики «Работа над ошибками».

Смысл этой диагностики заключается в следующем: дети знакомятся с текстом. В интересной форме им даются правила поведения в лесу. Они знакомятся с рассказом, в котором дети совершали неправильные действия по отношению к природе. Ученики должны найти ошибки в поведении детей. По окончании работы с рассказом дети выводят правила поведения в природе: а) не сбивать несъедобные грибы; б) для костра собирают сушняк, а не ломают молодые деревья, и в жаркую погоду костер не разводят; в) не бросать полиэтилен и консервные банки; г) костер залить водой или засыпать землей и т. д.

 «Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес- мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, Взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошёл поезд. Весело прошёл день.

Приложение 3

Методика С.Глазычева «Мое отношение к природе»

Инструкция: Прочитайте вопрос в таблице и выберите один из трех ответов. Обведите соответствующую оценку в баллах.

Вопросы

Ответы и баллы

Да

Нет

По­

разному

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

Заслуживают ли внимания окружающая природа и происходящие в ней явления?

Цените ли вы разнообразие в природе?

Влияет ли природа на ваше настроение?

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

Все ли в окружающей природе вас интересует?

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу?

Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

Влияет ли природа на ваше поведение?

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в городских скверах, парках и т. п.)?

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

Вы начали посильно участвовать в охране природы во 2–3­м классах?

Вы начали посильно участвовать в охране природы до поступления в школу?

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению

какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и внеклассная ­работа?

Ключ к методике С. Глазычева «Мое отношение к природе»

Вопросы

Ответы и баллы

Да

Нет

По-разному

Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе?

2

0

1

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)?

0

2

1

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

Заслуживают ли внимания окружающая природа и происходящие в ней явления?

2

0

1

Цените ли вы разнообразие в природе?

2

0

1

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

Все ли в окружающей природе вас интересует?

1

2

0

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую природу?

2

0

1

Можете ли объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?

1

0

2

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?

2

0

1

Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

Часто ли вы отдыхаете среди природы (в городских скверах, парках и т. п.)?

1

2

0

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?

0

2

1

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы?

2

0

1

Часто ли вы проявляете равнодушие к при­роде?

0

2

1

Вы начали посильно участвовать в охране природы во 2–3­м классах?

2

0

1

Вы начали посильно участвовать в охране природы до поступления в школу?

0

2

1

Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)?

2

0

1

Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?

2

0

1

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?

2

0

1

Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?

2

0

1

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и внеклассная ­работа?

2

0

1

Обработка результатов

Сложите все полученные баллы:

менее 20 баллов – низкий уровень;

от 21 до 29 – средний уровень;

от 30 до 39 баллов – высокий уровень.

Низкий уровень

Очень жаль, что ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство, ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы не осознаете своей связи с природой.

Средний уровень

Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, которые отображают природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих людей.

Высокий уровень

Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства, читайте, слушайте музыку.

«Развитость моего экологического сознания»

Экспресс-методика оценки развитости экологического сознания. Позволяет определить склонность к эгоцентризму или антропоцентризму.

Порядок работы.

Выберите вариант своего отношения к утверждению, посчитайте очки и обратитесь к оценочной шкале.

Утверждения

Полностью согласен с утверждением

Не уверен, что полностью согласен

Не знаю

1. Высшую ценность представляет человек

0

2

1

2. Человек разумен, а поэтому несет ответственность.

2

0

1

3. Необходимо сохранять природу ради неё самой

2

0

1

4. Нет ничего страшного в том, что я прихлопнул комара.

0

2

1

5. Автомобильные магистрали наносят вред природе, но без них человек обойтись не может, поэтому другого выхода нет как продолжать их строить.

0

2

1

6. Сохраним природу для наших детей

0

2

1

7. Несомненно, все приносящее вред природе не может быть ценным

0

2

1

8. Человек разумен, а поэтому обладает некоторыми привилегиями в мире природы.

0

2

1

9. Отношения природы и человека должны быть взаимовыгодными.

2

0

1

10. Природа – это окружающая среда

0

2

1

11. Палка в руках обезьяны – вот где истоки экологического кризиса

2

0

1

12. Экологический кризис – порождение научно-технического прогресса.

0

2

1

13. Животные и растения необходимо сохранять для будущих поколений.

0

2

1

14. Для выхода из экологического тупика необходимо создание экологически чистых производств, принятие природоохранных законов, контроль за технологиями.

0

2

1

15. Природа – это мир единства и неповторимости природных объектов.

2

0

1

16. Природа полезна для человека.

0

2

1

17. Необходимо контролировать, чтобы загрязненность окружающей среды была в пределах норм. В этом залог экологического благополучия.

0

2

1

18. Бывают вредные и полезные жуки.

0

2

1

Оценочная шкала.

Менее 18 баллов. Ваше экологическое сознание антропоцентрично. Такой тип сознания пронизан идеей полезности природы для человека. К сожалению, антропоцентрическая парадигма глубоко проникла в современное сознание. Природа для вас – окружающая среда. Постарайтесь осознать себя частичкой природы. Природное изначально самоценно. Человек не собственник природы, а один из членов её сообщества. Ваши отношения с природой должны быть взаимовыгодными.

От 18 до 27 баллов. Ваше экологическое сознание находится в переходном состоянии. Это здорово. Вы на пути к не противопоставлению человека и природы, а к признанию их взаимовыгодного единства, хотя пока ещё и склонны рассматривать необходимость природоохранной деятельности для сохранения природы ради будущих поколений, а это опять же аспект её полезности для человека. На самом деле природу необходимо охранять ради её самой. Природа имеет право существовать вне зависимости от полезности , бесполезности и даже вредности её для человека.

Свыше 28 баллов. Ваше экологическое сознание на пути к экоцентричности, так как ваши представления о мире ориентированы на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности  человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. О таких  людях говорят, что они сдувают комаров, а не прихлопывают. Формируя свое отношение к природе на основе этих представлений, на основе этого сами, определяя свое поведение,  вы станете  экологическим человеком, экологической личностью. Человечество с эгоцентричным экологическим сознанием «обречено на выживание» и дальнейшее развитие и процветание в единстве и гармонии с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс педагогических проектов "Золотой пеликан"

Проект  представляет активную работу детей в поддержке  и развитии устногонародного творчества, поэтапное продвижение к поставленной цели....

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Анализ работы районного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу начального образовании за 2020/2021 учебный год

Анализ работырайонного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу началь...

Проект для III Всероссийского конкурса "Педагогический дебют учителя-дефектолога"

Проект для III Всероссийского конкурса Педагогический дебют учителя-дефектолога. Разработка для конкурса....