Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» для начального общего образования
рабочая программа

Бурдыгина Татьяна Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся 2- 4 классов на основе:

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования; 

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  - Авторской программы   курса «Театр» для начальной школы   И.А. Генералов  (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008; 

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальные классы. 

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУСОШ №16 г. Болотного.

       Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях ФГОС начального общего образования.

  Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_masterskaya.docx90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное казённое  образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа   №16 г. Болотного

                                                                             Болотнинского района Новосибирской области

ПРИНЯТО

решением методического объединения

учителей _________________________

протокол № _____ от  ___.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора  по УВР

_______________ О.Ю. Волкова

приказ № ___ от ___.08.2018г.

                                                                          Рабочая программа внеурочной деятельности

                                                                                                  «Театральная мастерская»  

                                                                              для начального общего образования

                                                                                  Направление:  Общекультурное

 

                                Составитель:

Бурдыгина Татьяна Владимировна,                              учитель –логопед

   

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся 2- 4 классов на основе:

- Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования;  

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  - Авторской программы   курса «Театр» для начальной школы   И.А. Генералов  (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008;  

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальные классы.  

- Основной образовательной программы начального общего образования МКОУСОШ №16 г. Болотного.

       Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях ФГОС начального общего образования.

  Развитие художественно-творческих способностей личности было и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Цель:  эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2.В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентиры  организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности обучающихся по каждой теме.

Описание ценностных ориентиров содержания курса          

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающихся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

В основу курса  положены:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

 - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

 - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Ожидаемые результаты:

  В основу положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие   обучающихся со своим учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной   среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Формы подведения итогов:

выступления перед зрителями в школе и детском саду, родителями;

 участие в конкурсах, концертах;

Фотоотчёт.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников, их родителей, а также зрителей.

Формы проведения занятий:

игра

беседа

иллюстрирование

изучение основ сценического мастерства

мастерская образа

мастерская костюма, декораций

инсценирование прочитанного произведения

постановка спектакля

посещение спектакля

работа в малых группах

актёрский тренинг

экскурсия

выступление 

Разделы программы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр театральных постановок.

5. Наш театр.

Возраст детей, участвующих  в реализации программы 8 – 11  лет.  Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия  в год. Продолжительность занятий - 40 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

                       

         Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.        

 Основные  виды деятельности:

·  Театральная игра;

·  Ритмопластика;

·  Культура и техника речи;

·  Основы театральной культуры;

·  Создание спектакля.

Театральная игра. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).  Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Ритмопластика  включает в  себя комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.

Культура и техника  речи.  Все упражнения можно разделить на 3 вида:

·  Дыхательные и артикуляционные упражнения.

·  Дикционные и интонационные упражнения.

·  Творческие  игры со словом.

Основы театральной культуры.  Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

  Создание спектакля. Включает в себя: деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Премьера спектакля.

 Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности и позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

         Итогом курса является участие   в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Личностные  и  метапредметные  результаты освоения курса  внеурочной деятельности

Личностные:  

1. потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

2. целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

3. этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

4. осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные  результаты: 

Регулятивные УУД:

5. понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

6. планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

7. осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

8. анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

9. пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,  проводить сравнение и анализ поведения героя;

10. понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

11. проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

12. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

13. обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника;

14. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию;

15. осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                           Содержание курса внеурочной деятельности

1 раздел. Мы играем – мы мечтаем! 

Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

2 раздел. Театр. 

В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

3 раздел. Основы актёрского мастерства.

Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

4 раздел. Просмотр театральных постановок. 

Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Мини-сочинения. Зарисовки.

5 раздел. Наш театр.

   Участие в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Получение умений распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Чтение сказок, басен.  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.   Участие в творческих играх и конкурсах, ролевых играх, разыгрывание ситуаций поведения.

 Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 2 класс

Раздел

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1. Мы играем – мы мечтаем! 

Взаимодействие  обучающихся между собой на уровне класса и  с учителем.   Знакомство   в игровой форме с  участниками «Театральной мастерской», с самим собой и с окружающим миром. (театральные игры  ).  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Ритмопластика: комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Анализ  различных ситуаций с разных позиций.  

2. Театр

Знакомство с создателями спектакля: (писатель, поэт, драматург), театральными профессиями, видами театров, театральными жанрами, музыкальным сопровождением.    Анализ  различных ситуаций с разных позиций.  Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге.

3.Основы актёрского мастерства.

Выбор пьесы, знакомство с содержанием.  Распределение ролей, разучивание. Обсуждение декораций и костюмов. Изучение основ актёрского мастерства. Беседы о театре, по содержанию и иллюстрирование.   Взаимодействие  обучающихся между собой на уровне класса. Взаимодействие с учителем. Приобретение  навыков, необходимых для верного сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки-анимашки») Ритмопластика:  комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Культура и техника  речи: дыхательные,  артикуляционные, дикционные и интонационные упражнения. Творческие  игры со словом.

4. Просмотр театральных постановок. 

Коллективное под руководством педагога посещение театра.  Презентация своих мини-сочинений, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Знакомство с театральными понятиями: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер.     Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом.

5. Наш театр.

Чтение учителем   сказок-миниатюр.  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом. Участвуют в творческих играх и конкурсах, ролевых играх, разыгрывание ситуаций поведения  в  театре.

2класс  

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемый результат

Продукт, выполненный детьми

1

Вводное занятие. Техника безопасности в театре.

Раздел «Театр» Знакомство  с историей театра  в России. Особенности театральной терминологии (антракт,

мизансцена, монолог, реквизит, репертуар). Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр,  костюмер, гримёр, осветитель, бутафор, реквизитор,  художник-декоратор и др.).  Просмотр видеофрагмента  и  его последующий анализ.  

 

Групповая работа, индивидуальная работа

УУД: 3; 4; 7; 11; 15

Рисунок по просмотренному видеофрагменту.  

2

Особенности  организации работы театра.  Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля  в театре.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.     

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 изготовление плоскостных элементов декораций  (деревья, дома и т. п.)

3

Виды театров. Древнегреческий театр. Театр под крышей. Театр кукол. Современный театр. Театр «Глобус». Музыкальный театр. Цирк. Выбор пьесы. Чтение. Распределение ролей.

Индивидуальная и групповая работа  

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Рисунки  театров

 4

Раздел «Основы актёрского мастерства».   Речевая  и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Репетиция. Отработка ролей

Групповая работа, индивидуальная работа

УУД: 2; 5; 9; 10; 13; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

5

Работа над спектаклем Репетиция. Отработка ролей  Изготовление декораций и атрибутов костюмов,  подбор музыкального оформления.

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6: 9; 10; 13; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

6

 Показ спектакля.  

Групповая работа

УУД: 2; 8; 11; 12; 16

Спектакль  

7

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах или видеодисках». Просмотр спектакля  на видеодиске Обсуждение спектакля

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15

 Рисунки

8

Как создаётся спектакль Отбор спектакля. Голосовые модуляции Мимика, пантомима Отработка навыков движения  на сцене.

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 Этюды, сценки, зарисовки  

9

Работа над спектаклем  

Сводные репетиции. Мимика. Пантомима.    

Индивидуальная работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

10

Работа над спектаклем  Изготовление декораций и атрибутов костюмов   подбор музыкального оформления.

 

Групповая работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 13

Этюды, сценки, зарисовки Элементы декораций и костюмов

11

Генеральная репетиция спектакля  

Индивидуальная работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12

Элементы декораций и костюмов Этюды, сценки, зарисовки

12

 Показ спектакля

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

 Спектакль    

13

Упражнения на дыхание Дикция и артикуляция. Просмотр спектакля  в театре  или на видеодиске. Обсуждение  

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 16

Рисунки по сказке

14

Особенности работы  актёров,  разнообразие движений  актёра

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий.

Выбор пьесы.

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 

15

Разучивание  стихов, песен к Новому Году.  

 

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Рисунки  к скороговоркам  

16

 Библиотечный урок-викторина  «В мире сказок.»

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 12;

Рисунки по сказкам  

17

Просмотр спектакля  на видеодиске . Обсуждение   Чтение и  распределение ролей.

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

  Рисунки к сказке

18

 Работа над спектаклем  

 Правильное дыхание Упражнения на дыхание,  подбор музыкального оформления.

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 17

 Этюды, сценки, зарисовки

19

Отработка ролей .

Дикция и артикуляция. Разучивание скороговорок

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

20

 Сводные репетиции.  Работа над спектаклем Отработка ролей.        

Индивидуальная работа Групповая работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

21

 Расширение знаний о театре Зритель. Работа над спектаклем

       

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

 Этюды, сценки, зарисовки

22

Изготовление декораций и атрибутов костюмов . Театральный плакат. Отработка ролей, репетиция спектакля  

   

Групповая работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12;

Элементы декораций и костюмов Этюды, сценки, зарисовки

23

 Показ спектакля  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

 Спектакль по сказке

24

 Сценическая речь,  применение  голосовых модуляций.  Этюдный тренаж

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

 Этюды, сценки, зарисовки

25

Актерское мастерство  и художественные средства создания театрального образа.    

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

    Этюды  

26

Выбор сказки, чтение, анализ, распределение ролей.

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 17

Рисунки к  сказке

27

Инсценирование.  Подбор музыкального оформления.

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 сценки, зарисовки

28

Отработка ролей. Изготовление декораций и атрибутов костюмов  

Индивидуальная работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

Элементы декораций и костюмов Этюды, сценки, зарисовки

29

Генеральная репетиция спектакля      

Групповая работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12;

Этюды, сценки, зарисовки

30

Показ спектакля  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

Спектакль по сказке

31

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей, тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

 Этюды, сценки, зарисовки  

32

Азбука театра. Театральный словарь  Повторение.

 

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

Театральный словарик

34

Итоговое занятие

Групповая работа

УУД: 2; 3; 7; 10; 12; 17

Фото-отчёт

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности  3 класс

Раздел

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1. Мы играем – мы мечтаем! 

Взаимодействие  обучающихся между собой на уровне класса и  с учителем,   с самим собой и с окружающим миром в игровой форме (театральные игры ).  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Ритмопластика: комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое обращение к предмету. Анализ  различных ситуаций с разных позиций, участие в этюдах по картинкам.

2. Театр

Знакомство  с историей театра  в России, особенностями театральной терминологии, с  основными  театральными   терминами и понятиями: драматический, кукольный театр, спектакль, этюд, партнер, премьера, актер, создателями спектакля: (писатель, поэт, драматург), театральными профессиями, видами театров, театральными жанрами, музыкальным сопровождением.    Анализ  различных ситуаций с разных позиций.  Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге.

3.Основы актёрского мастерства.

Выбор пьесы, знакомство с содержанием.  Распределение ролей, разучивание. Обсуждение декораций и костюмов. Изучение основ актёрского мастерства. Беседы о театре, по содержанию и иллюстрирование.   Взаимодействие  обучающихся между собой на уровне класса. Взаимодействие с учителем. Приобретение  навыков, необходимых для верного сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической  Ритмопластика:  комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Культура и техника  речи: дыхательные,  артикуляционные, дикционные и интонационные упражнения. Творческие  игры со словом.

4. Просмотр театральных постановок. 

Коллективное под руководством педагога посещение театра.  Презентация своих мини-сочинений, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.       Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом.

5. Наш театр.

Участие в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Чтение сказок, басен.  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом. Участвуют в творческих играх и конкурсах, ролевых играх, разыгрывание ситуаций поведения  в  театре.

   Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности      4 класс

Раздел

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1. Мы играем – мы мечтаем! 

   Разыгрывание этюдов и упражнений. Ритмопластика: театральные   комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения . Упражнения и игры одиночные – на выполнение простого задания,  на основе предлагаемых  обстоятельств, на сценическое обращение к предмету, анализ  различных ситуаций с разных позиций, с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность,  сочувствие, обращаются за помощью. Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге.

2. Театр

Знакомство с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии обучающиеся делятся своим жизненным опытом  Знакомство  с , особенностями театральной терминологии, с  основными  театральными   терминами и понятиями: создателями спектакля  театральными профессиями , театральными жанрами, музыкальным сопровождением. Приобретение навыков, необходимых для верного сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции.  Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом. Беседы о театре, по содержанию  пьес и их  иллюстрирование.        

3.Основы актёрского мастерства.

Выбор пьесы, знакомство с содержанием.  Распределение ролей, разучивание. Обсуждение декораций и костюмов. Изучение основ актёрского мастерства.       Взаимодействие  обучающихся между собой на уровне класса. Взаимодействие с учителем. Приобретение  навыков, необходимых для верного сценического общения. Участие в этюдах для выработки выразительной сценической речи . Культура и техника  речи: дыхательные,  артикуляционные, дикционные и интонационные упражнения. Творческие  игры со словом.

4. Просмотр театральных постановок. 

Коллективное под руководством педагога посещение театра.  Презентация своих мини-сочинений, в которых делятся впечатлениями, полученными во время посещения спектакля, выполняют зарисовки увиденного, иллюстрирование сказок. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям.  Просмотр театральных постановок в записи (аудио, видео).      

5. Наш театр.

Участие в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Чтение сказок, рассказов, пьес и басен.  Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих целенаправленного воздействия словом. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций. Получение ценностного отношения к социальной реальности в целом. Участвуют в творческих играх и конкурсах, концертах, внеклассных и классных мероприятиях,  ролевых играх, разыгрывание ситуаций поведения  в  театре.

4 класс  

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Планируемый результат

Продукт, выполненный детьми

1

Вводное занятие. Техника безопасности в театре.

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!  »    Театральные  игры: «  Картинки из спичек»,  «Роботы»,  «Нарисую у тебя на спине…»

Фронтальная и групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 11; 15

Рисунки    детей

2

Раздел «Театр».  Пополняем театральный словарь. (Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург;  театральные профессии: бутафор, реквизитор,  художник-декоратор.)

Индивидуальная и групповая работа  

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

Театральный словарик

сообщения о   театральных профессиях  

3

Раздел «Основы актёрского мастерства» Конкурс  письменных работ  

 « Мои летние впечатления» (презентация сочинений)  

 Индивидуальная работа    

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15

мини-сочинения

4

 Раздел «Основы актёрского мастерства»

 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.     Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Речевая, дыхательная, пальчиковая  и артикуляционная гимнастика.

Фронтальная и групповая работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

Комплексы упражнений

 4

Раздел «Наш театр»  Чтение, обсуждение  музыкальной сказки про Красную шапочку. Распределение ролей.        

Фронтальная и индивидуальная работа

УУД: 2; 5; 9; 10; 13; 15

   Иллюстрирование

5

Раздел «Наш театр»Отрывок из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»

Репетиция. Распределение и  отработка ролей.    

Групповая, индивидуальная работа

УУД: 2; 5; 6: 9; 10; 13; 15

 Этюды, сценки, зарисовки

6

«Просмотр театральных постановок». ( видеозапись  сказки « Конёк-горбунок»)

Фронтальная работа

УУД: 2; 8; 11; 12; 16

  Иллюстрирование

8

Раздел «Наш театр» Декорации.  

 Показ отрывка из сказки

 « Конёк-горбунок»  для 2-3 классов    

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

Декорации.  

9

 Раздел «Наш театр»   Атрибуты костюмов.  

 Показ отрывка из сказки

 « Конёк-горбунок»  для 1-4 классов    

 Фронтальная и групповая работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

  Атрибуты костюмов.  

10

 Раздел «Наш театр»   Репетиция  музыкальной сказки про Красную шапочку.  

 Групповая  и индивидуальная работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12

Этюды, сценки, зарисовки  

11

Показ сказки   на концерте, посвящённом Дню матери.  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

   Спектакль

12

Показ сказки   в д/с «Ромашка» Конкурс чтецов. Стихи о маме

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

   Спектакль Школьный конкурс стихов о маме

13

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!  »    Театральные  игры:   «Снежный ком скороговорок», «Рисунки на заборе», «Клоун – раскидай», «Мозаика». Учим  стихи  о зиме.      

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 16

Рисунки  

14

Раздел «Основы актёрского мастерства»  Подготовка  стихов, песен к Новому Году.    Упражнения на дыхание. Дикция и артикуляция.    

 Фронтальная и индивидуальная работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

Комплексы упражнений Рисунки о зиме и Новом годе

15

Раздел «Мы играем – мы мечтаем! » Закрепление навыков жестикуляции, разнообразие движений  актёров  на сцене в играх. «Зеркало», «Елки-палки», «Говорим по-болтунски!». Конкурс стихов о зиме.

Фронтальная и индивидуальная работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Комплексы упражнений

16

Раздел «Наш театр»

Викторина «Зимние сказки». Лепка сказочных персонажей

Индивидуальная и групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 12;

Поделки  

17

Раздел «Наш театр»

« Устное народное творчество. Загадки, ребусы, стихи пословицы»  Искусство декламации

Фронтальная и групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

Рисунки   к загадкам, ребусам, фразеологизмам, пословицам.

18

Раздел «Просмотр театральных постановок».    (видеозапись  сказки  «Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»»).      

Фронтальная и групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 17

 Рисунки  

19

Раздел «Основы актёрского мастерства»

Правильное дыхание Упражнения на дыхание. Речевая, дыхательная, пальчиковая  и артикуляционная гимнастика.

 Фронтальная  работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

 Этюды   Комплексы упражнений

20

Раздел «Основы актёрского мастерства»

Голосовые модуляции.  Отработка навыков движения  на сцене. Инсценирование  отрывков ( 1-2 группы)      

  Групповая работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

   Сценки

21

Раздел «Наш театр»

Изготовление декораций и атрибутов костюмов .  Отработка ролей, репетиция      

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

  Декорации,   атрибуты костюмов  

22

Раздел «Театр» Расширение знаний о театре. Театральный словарь.  Театральные жанры Репетиция    

Фронтальная и групповая работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12;

Театральный словарик  

 Этюды

23

Раздел «Наш театр»

Чтение экологической сказки   «Как Зайчик Барсучка  напугал» Обсуждение сказки.        

Фронтальная   работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

Иллюстрирование

24

Раздел «Основы актёрского мастерства»

Сценическая речь,   Этюды      

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

 Этюды    

25

Раздел «Основы актёрского мастерства» Актерское мастерство  и художественные средства создания театрального образа.    Отработка ролей  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

  Этюды, сценки, зарисовки    

26

Раздел «Наш театр»  Подбор музыкального оформления. Изготовление декораций и атрибутов костюмов.  Тренинг по взаимодействию действующих лиц  на сцене.  Репетиция  

Групповая работа

УУД: 3; 4; 7; 8; 11; 15; 17

  Декорации,   атрибуты костюмов  

27

 Раздел «Просмотр театральных постановок».   Коллективное под руководством педагога посещение  театра.(Кукольный  театр из г.Томска)          

Групповая работа

УУД: 1; 5; 9; 14; 15

     Спектакль

28

  Генеральная репетиция        

 Фронтальная  работа

УУД: 1; 4; 10; 14; 15

 Иллюстрирование

29

Инсценируем любимые сказки. (1-2 группы) Тренинг по взаимодействию действующих лиц  на сцене.

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13

Этюды, сценки, зарисовки

30

Инсценируем любимые с рассказы и басни. (3-4 группы)  

Групповая работа

УУД: 1; 4; 7; 10; 12;

Этюды, сценки, зарисовки

31

Раздел «Наш театр»  Подготовка к празднику «Прощание с начальной школой» Знакомство со сценарием.  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

 Сценарий праздника

32

Подготовка к празднику. Стихи, песни, сценки из школьной жизни.  Репетиция  

Групповая работа

УУД: 1; 3; 4; 7; 10; 13;

 Этюды, сценки, зарисовки,  стихи, песни

33

Генеральная репетиция  

Групповая работа

УУД: 2; 5; 6; 9; 10; 13; 15

 Этюды, сценки, зарисовки,  стихи, песни

34

Итоговое занятие

Азбука театра. Театральный словарь  Повторение.

Групповая работа

УУД: 2; 3; 7; 10; 12; 17

Театральный словарик

Фото-отчёт

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение       курса    внеурочной деятельности

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр».

 http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3.Похмельных А.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства».

 youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

 4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

5.  Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

6. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

 7. Как развивать речь с помощью скороговорок?

 http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

  8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

  9. Сборник детских скороговорок.  http://littlehuman.ru/393/

Приложение

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

Картинки из спичек.

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

2. Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было “нарисовано” у него на спине. Упражнение кажется очень простым. На самом деле, оно  тесно связано с самым загадочным разделом “системы” Станиславского “Лучевосприятие и лучеизлучение”, знаменитым “Radiation”, как называл это М. Чехов, его гениальный ученик – оппонент.(“Комментаторы трудов Станиславского давно установили, что многие термины, которые он применял, (в том числе, например, “лучеиспускание”), заимствованы из книг известного французского психолога Т. Рибо. Менее охотно комментаторы упоминают о знакомстве создателя “системы” со старинной индийской йогой, с методами “самопознания” и “самоосвобождения”, выработанными этой религиозно-философской школой еще во II в. до н. э. Сам Станиславский этого не скрывал. “Индусские йоги, достигающий чудес в области под- и сверхсознания, дают много практически советов”,— писал он. Йоги “подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы”. Йогой навеяны слова Станиславского о “неразрывной связи физического ощущения с душевными переживаниями”. Связь была очевидна, весь вопрос опять же состоял в том, с чего начинать: с “физического ощущений” или с “душевного переживания”?                           

Станиславский спрашивал себя: “нельзя ли подойти к возбуждению эмоций со стороны нашей физической природы, то есть идти от  внешнего к внутреннему, от тела к душе”? Данная запись относится к 1911 г., и потому можно предположить, что в ней сказалось влияние Крэга, ибо Крэгу такой путь — “от тела к душе” — представлялся единственно практичным. Но и в 1909 и в 1910 г. Станиславский предпочитал еще иной, обратный путь: “от души к телу”, от подсознания — к сознанию, от внутреннего к внешнему. Верно направленное “духовное переживание” (“стрела”), полагал он, высвобождает “прану”, т. е. мышечную энергию, сопутствующую как “лучеиспусканию”, так и “лучевосприятию” и придающую чувству пластическую форму”.)[1]

 Стоит дать рисующему задачу – “не захотеть”, чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, “обманывая”, пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

3. Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”, исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”

Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не “вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. “Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очередности. Здесь тоже речь идет о “лучеизлучении и лучевосприятию”, так как вербальный ряд, хотя и играет важную роль в общении участников, главная ценность упражнения – установление внутреннего контакта между участниками, создание индивидуального для каждой пары играющих ритма подачи команд и их исполнения, внутренней собранности и погруженности в то, что происходит между “роботом” и его “повелителем”. Особое внимание уделяется, повторим, продуктивности действия, достижению его физического результата, ибо, только выполнив задачу, участники могут гордо заявить, что “робот” сумел выполнить ту или иную работу. Можно добавить, что для обострения игрового начала упражнения бывает целесообразно установить временные рамки упражнения или провести конкурс на самого быстрого “робота”.

      Особую роль в развитии внимания и воображения имеет игра

      4. Рисунки на заборе

      Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал” на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь “каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.

Упражнения, приведенные выше, так или иначе, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие сообразительности, “игры ума”. Принципиально важно в приводимом курсе то, что ребенок приобретает не просто навыки свободы поведения в этаком американском духе “to get fun”, а подчиняет ее (свободу поведения) и свою фантазию некоей цели, творческой задаче. Так и хочется употребить термин Станиславского “сверхзадача”, однако не стоит лишний раз углубляться в терминологию, ибо, как сказано в немецкой пословице, “всякое сравнение хромает”.

Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в себе элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения понятия “характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое – индивидуальные отличия, особенности.

Клоун – раскидай

Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо, подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с педагогом о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель предлагает каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как тренировка мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее управления. Важность этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими руками, и наделенная чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него куда более любимой и дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения игрушечной индустрии.

Мозаика

Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они “репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем, чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой, задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.

Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”, тем ярче работает его художественная фантазия.

Естественно, что все эти упражнения и задания - далеко не все, что необходимо для воспитания внимания, сообразительности и творческого воображения у младших школьников. Изложение именно этого курса приводится здесь последовательно потому, что он наиболее полно, как кажется, соответствует реализации методических требований, приведенных во вступительной части этой программы. Работа над этими заданиями занимает 40-45 минут во второй части занятия, после которой следует вторая перемена, которая длится 10-15 минут, чуть дольше, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться, сбросить груз психоэмоционального напряжения.

Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях.

Повторю, каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, наверняка имеет множество своих “секретов” в этом деле, поэтому приведем те задания и разработки, которые уже много лет успешно используются в подготовке младших классов и прошли длительную практическую апробацию:

Говорим по-болтунски!

Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “по-болтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.

Зеркало

Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…

“Вредные советы”

Игра  “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде, чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений, принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности. Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.

“Елки-палки”

Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от локтя”.

Цирк

Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк” – прекрасная форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.

“Баранья голова”. “Машинка”.

Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также – традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо произнести: “баранья голова”, после чего продолжить перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.

Тепло –холодно

            Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение, замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле развития внимания и музыкального слуха.

Люди – самолеты, люди – мотоциклы.

Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения отношения к объекту.

Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов (заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную дорожку”, “взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться, увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.

С миру по строчке…

Каждому ученику дается  по порядку строчка из стихотворения или басни, известной всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания, прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения, сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.

С днем рождения!

День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому. Это следует приветствовать самым активным образом.

 

Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

 

 

 

 

 

 

 

       И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

 

 

 

 

 

 

 

 И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

 

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?       

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.         

 Тренинг согласных звуков

Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ЖЖ Ж Ж Ж ЖЖ Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж ЖЖ…Ж…Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК. И СТАЛО ТИХО.

 Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок,http://littlehuman.ru/393/)

       Как известно бобры добры, добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр!

 Женя с Жанной подружилась. дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно.

У крошки матрешки пропали сережки, Сережки Сережка нашёл на дорожке.

 Топали да топали, дотопали до тополя,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

 Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора для укрепления пера!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательная программа социального направления внеурочной деятельности студия «Народные промыслы» Начальное общее образование (1-4 классы), ФГОС

«Народные промыслы» - формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, желание реализовывать свои творческие возможности, повышение к...

Педагогический проект «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления»

В данной работе представлен педагогический проект по теме: «Создание программы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования военно-патриотического направления» и материал ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы

Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

программа внеурочной деятельности Театральная мастерская

программа внеурочной деятельности Театральная мастерская...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школа добрых дел» начального общего образования 1-4 классы (социальное направление)

Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой и...