План урока. Обучение грамоте. 1 класс. Буква Ё, ё.
план-конспект урока (1 класс)

Горохова Марина Сергеевна

Конспект фронтального занятия
 по обучению грамоте
 в образовательной организации
 для обучающихся 1 класса, реализующих

адаптированную основную общеобразовательную программу

начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Цель: знакомство с буквой Ё,ё и особенностями буквы в разных позициях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия
по обучению грамоте
в образовательной организации
для обучающихся 1 класса, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Подготовила:

Горохова Марина Сергеевна

                   

г. Сургут

2019г.

Слайд №2

Тема: «Буква Ё, ё».

Цель: знакомство с буквой Ё,ё и особенностями буквы в разных позициях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • формировать умение вести учебный диалог;
  • формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и ударный слог;
  • формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слогов, слов и обозначать звуки условно (цветом);
  • формировать умение характеризовать звуки гласные, согласные;
  • формировать умение подбирать звуковую и буквенную запись к соответствующим схемам слова;
  • формировать представления об особенностях буквы Ё, ё в разных позициях (буква Ё, ё обозначает один звук [О] после согласного и два звука [Й*О] в начале слова и после гласного в середине и конце слова);
  • формировать представления о функции буквы Ё, ё – указывать на мягкость предшествующего согласного;
  • формировать умение выполнять гигиенические правила письма;
  • формировать умение писать строчную и прописную букву Ё, ё;
  • формировать умение штриховать, раскрашивать;
  • формировать умение составлять слоги из букв;
  • формировать умение читать слоги, слова, предложения с буквой Ё, ё;
  • формировать умение подбирать слова с заданной буквой;
  • формировать умение составлять предложение (с предложенными словами, по схеме и иллюстрации к ней);
  • формировать умение писать слоги, слова с буквой Ё, ё;
  • формировать умение списывать предложение с печатного образца и оформлять грамотно запись.

Слайд №3

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речь, мышление, воображение детей;
  • развивать фонематический слух, анализ, синтез;
  • развивать умение определять функцию букв, обозначающих гласные буквы;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • предупреждать развитие оптической дисграфии;
  • развивать умение анализировать деятельность, подводить итог занятия.

Коррекционно-воспитательные:

  • прививать любовь к животным;
  • прививать семейные ценности;
  • формировать чувство ответственности за животных.

Слайд №4

Время занятия: 35 минут.

Тип занятия: изучение нового.

Предполагаемый результат: получат представления об особенностях буквы Ё, ё в разных позициях; научатся, писать строчную и прописную букву Ё, ё; читать слоги, слова, предложения с буквой Ё, ё.

Оборудование: проектор и интерактивная доска, видеофрагмент мультфильма «Мама для мамонтёнка», презентация занятия, карточки для звукового анализа, карточки звуков и букв, геометрические фигуры из картона, рабочие тетради, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, ракушки, касса букв, карточка слогов, слов, предложений, карточка с домашним заданием, буква Ё из бумаги.

Ход урока.

Этап урока, цель

Реализуемые задачи

№ слайда

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Цель: организация направленного внимания на начало урока.

№5

-  С добрым утром!

   Начат день!

   Первым делом гоним  

   лень!

    На занятии не зевать,

    А работать и писать.

Дети занимают свои рабочие места.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: создание положительной мотивации к уроку.

-Формировать умение вести учебный диалог.

№6

№7

- Ребята, предлагаю вам познакомиться с необычным животным. А кто он? Скажите вы. Для этого внимательно посмотрите на экран. (Показ отрывка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»).

- Кто был изображён на экране?

- Что случилось с мамонтёнком?

- Кого он потерял?

- Дорога к маме мамонтёнка долгая, трудная.  На пути его ждёт много новых знакомств, испытаний и открытий.

- Вы готовы помочь мамонтёнку пройти этот путь вместе и найти его маму?

- Удачи вам!

-На экране был изображён мамонтёнок.

-Он появился на свет.

-Мамонтёнок потерял маму.

-Да.

3.Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Цель: актуализация знаний, полученных на прошлых уроках, формулировка темы, цели и задач урока.

-Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и ударный слог;

-формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слогов и обозначать звуки условно (цветом);

-формировать умение характеризовать звуки гласные, согласные;

-формировать представления о функции буквы Ё, ё – указывать на мягкость предшествующего согласного;

-развивать фонематический слух, анализ, синтез.

№8

- Для начала познакомимся с мамонтёнком поближе.

- Разделите слово МАМОНТЁНОК на слоги, поставьте в слове ударение, дайте характеристику ударного слога.

- Сколько слогов в слове?

- Какой по счёту ударный слог?

- Назовите его.

- Из каких звуков он состоит?

- Какое  слияние они образуют?

- Каким цветом обозначили звук [Т*]? Звук [О]? Почему?

- Ребята, вспомните, на мягкость или твёрдость предшествующего согласного указывает буква О?

-Как думаете, в слоге ТЁ какой буквой мы обозначим звук [О]?(Предположения детей).

- В данном слоге мы обозначим звук [О] буквой Ё.

-На что будет указывать буква Ё?

- Сегодня на занятии мы познакомимся с этой буквой, узнаем, какие звуки она обозначает, будем учиться писать её, потренируемся читать и писать слоги и слова с этой буквой.

-В слове 4 слога.

-Третий слог ударный.

-ТЁ.

-Он состоит из звуков [Т*, О]. - Они образуют мягкий слог слияние. - Звук [Т*] – зелёным, согласный мягкий, звук [О]- красным, он гласный.

- Буква О указывает на твёрдость предшествующего согласного.

- Буква Ё будет указывать на мягкость предшествующего согласного.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: усвоение нового материала.

-Формировать умение подбирать звуковую и буквенную запись к соответствующим схемам слова;

-формировать представления об особенностях буквы Ё, ё в разных позициях (буква Ё, ё обозначает один звук [О] после согласного и два звука [Й*О] в начале слова и после гласного в середине и конце слова);

-развивать фонематический слух, анализ, синтез;

-формировать умение характеризовать звуки гласные, согласные;

-развивать речь, мышление, воображение детей;

-формировать умение вести учебный диалог;

-формировать умение выполнять гигиенические правила письма;

-формировать умение писать строчную и прописную букву Ё, ё;

-формировать умение штриховать, раскрашивать;

-развивать мелкую и общую моторику;

-предупреждать развитие оптической дисграфии;

-развивать мышление детей;

-формировать умение писать строчную и прописную букву Ё, ё.

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

№21

№22

№23

№24

№25

№26

№27

№28

- Мы отправляемся в путешествие вместе с мамонтёнком на поиски его мамы.

- Первым на нашем пути повстречался белый  медвежонок. Он обещал нам помочь, если мы выполним его задание.

-  У медвежонка были три звуковые схемы и подписи к ним. Подул сильный ветер, и звуки разлетелись. Помоги восстановить подписи.

1)

     [Й*, К, О]

2)

    [О, Й*, М, О]

3)

      [О, Й*, О, П, Т]

- С первым заданием медвежонка вы справились. Второе задание будет труднее.

- Подумайте, какими буквами нужно обозначить данные звуковые схемы?

1)                        

     [Й*  О   К]

2)

    [М  О  Й* О]

3)

    [П  О  Й* О  Т]

(Если дети затрудняются, то логопед помогает и говорит о том, что два звука, образовавших слияние [Й*О], принято обозначать одной буквой Ё. Далее выясняют, в каких случаях, и как буква читается (просто называется)).

- Молодцы, вы отлично  справились с заданиями медвежонка.

- Давайте подведём небольшой итог нашей работы.

- Ещё раз посмотрите на звуковые схемы и подписи к ним.

- Определите место буквы Ё в каждом случае.

- Сколько звуков обозначает буква Ё в каждом случае?

- Назовите эти звуки.

- Итак, мы выяснили с вами, что буква Ё в начале слова и после гласного в середине и конце слова обозначает два звука [Й*О].

- Давайте вспомним, какие это звуки. Расскажите о них.

- Вы выполнили все задания медвежонка, и он указал вам дорогу к дедушке Моржу.

- Дедушка Морж знает, где живёт мама мамонтёнка. Он скажет это, если вы справитесь с его заданиями.

- Узнаешь сразу ты её –

  С двумя глазами буква… ?

- На что похожа буква Ё? (Варианты детей).

Варианты учителя:

1.Полка  - Ё! Но не с цветами,

А вверху с двумя мячами. (В. Черваняева)

2.Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки. (В. Степанов)

3.Буква Е передохнула,

Как тотчас же на неё

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

(Е. Тарлапан).

 Знакомство с буквой Ё, ё.

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Карандаш вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Образец правильной посадки и удержания ручки, карандаша).

По тропинке Ё бежала,

Ё две точки потеряла,

Плачет, сидя на земле:

-Я теперь не Ё, а Е!

Рядом божия коровка

С крылышка смахнула ловко

Закрепила их травой

Букве Ё над головой.

На прощание сказала:

-Точек у меня немало!

Не волнуйся, буква Ё,

Это всё теперь твоё!

(С.Сон)

-Посмотрите на образец печатной буквы Ё,ё.

-Как мы называем большую, маленькую буквы?

-Для чего нам нужна заглавная буква?

-Каким цветом закрасим букву? Почему?

-Чтобы выполнить задание, нужно потренировать пальчики (разминка по схеме).

-Теперь вы готовы выполнить задание дедушки Моржа: закрасьте заглавную букву Ё красным цветом, строчную букву ё заштрихуйте простым карандашом, а божьей коровке дорисуйте простым карандашом чёрные точки. Все задания выполняем аккуратно.

-Ещё одно задание от дедушки Моржа: выложите из льдинок (картонные геометрические фигуры) строчную или заглавную букву Ё, ё (по желанию).

-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями дедушки Моржа. Он сообщил, что мама мамонтёнка живёт на другом континенте. Чтобы попасть туда, нужно переплыть на льдине океан. Но перед дальним путешествием нужно отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА (под музыку)

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Вот. Вот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали! Вытрем лоб.

- Мы долго плыли с Севера по океану. Теперь мы  на другом континенте, в Африке. Нас встретила обезьяна. Она знает, кто может помочь в поисках мамы мамонтёнка. Но прежде мы должны выполнить её задания.

-Посмотрите на ещё один образец написания буквы Ё,ё.

-Чем отличается от первого?

-Из каких элементов состоят прописная и строчная письменные буквы Ё,ё?

-Сравните прописную печатную и письменную буквы Ё. В чём их сходство, различие?

-Сравните строчную печатную и письменную буквы ё. В чём их сходство, различие?

В нашей прописи, ребята,

Нужно буквы написать.

Только правила, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Направление руки.

Сядь за парту очень прямо,

Тетрадь с наклоном положи.

Показ логопедом написания строчной буквы ё.

-Теперь повторите написание вместе со мной: я буду писать на доске, а вы ручкой в воздухе.

- Теперь самостоятельно пропишите букву ё обратной стороной ручки на спине у соседа.

- Теперь пропишите букву ё в своей тетради по предложенному образцу.

Аналогичная работа выполняется с заглавной буквой Ё.

- Ребята, обезьяне понравилась ваша работа, она предлагает вам ещё несколько заданий.

- Выложите в паре из морских ракушек прописную и строчную письменные буквы Ё,ё.

-Ребята, у вас отлично получилось! А теперь определите место буквы Ё, ё в «Замке звуков и букв», в «Таблице букв».

-  [Й*ОК].

-  [МОЙ*О].

-  [ПОЙ*ОТ].

- ЁК.

-МОЁ.

-ПОЁТ.

- Буква Ё в начале слова обозначает два звука: [Й* О]. – Буква Ё после гласного в конце слова и в середине обозначает два звука: [Й* О].

-Звук [Й*] согласный, звонкий, всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом в схемах. При произнесении звука [Й*]:

- губы слегка растянуты в улыбке;

- зубы видны, немного сближены;

-кончик языка прижат к нижним зубам; спинка языка выгнута горкой;

- горлышко «работает»;

- изо рта выходит холодный воздух;

- язычок создаёт преграду выходящей струе воздуха.

-Звук [О] гласный, в схемах обозначаем красным цветом. При произнесении звука [О]:

-губы округлены, вытянуты вперёд;

-зубки сближены;

-кончик языка немного отходит от нижних зубов, спинка языка приподнята;

-горлышко «гудит»;

-голос свободно выходит через рот, не встречает на своём пути преград;

- изо рта выходит тёплый воздух;

-ни губы, ни язычок не мешают воздуху выходить.

Открыли тетради.

-Заглавная или прописная и строчная буквы.

-Обозначать начало предложения, записывать имена, клички животных.

Разминают пальцы.

Закрашивают, заштриховывают, рисуют точки.

Выкладывают букву.

Выполняют разминку.

-Это образец письменной буквы.

– Заглавная буква Ё состоит из большого, маленького закругления и двух точек. Строчная буква Ё состоит из петельки и двух точек.

-У них по две точки, «смотрят» буквы в одну сторону. Печатная состоит из прямых, а письменная из закруглений.

- У букв есть по две точки и петля. У письменной буквы есть наклон, а у печатной – нет.

Наблюдают за работой учителя, прописывают букву вместе с ним в воздухе, на спине друг у друга, в своей тетради.

Выкладывают букву из ракушек.

Определяют место буквы Ё.

5.Первичная проверка понимания.

Цель: контроль усвоенных знаний, оценка и коррекция деятельности.

-Формировать умение составлять слоги из букв;

-развивать фонематический слух, анализ, синтез;

-формировать умение вести учебный диалог;

-формировать представления об особенностях буквы Ё, ё в разных позициях (буква Ё, ё обозначает один звук [О] после согласного и два звука [Й*О] в начале слова и после гласного в середине и конце слова);

-формировать умение читать слоги с буквой Ё, ё.

№29

№30

№31

-За хорошую работу обезьяна показала нам дорогу к тётушке Бегемотихе, которая знает, где живёт мама мамонтёнка.

-Тётушка Бегемотиха тоже приготовила для вас несколько заданий.

- Выложите из букв разрезной азбуки слоги: МО НО  ТО  КО.

- Назовите первый звук в каждом слоге. Дайте характеристику звуку.

-Назовите второй звук в слогах. Какой это звук?

- На что указывает буква О?

-На какую букву нужно заменить О в каждом слоге, чтобы согласный читали мягко?

-Выложите ниже эти слоги с буквой Ё. Прочтите, что у вас получилось.

-Определите место буквы Ё в данных слогах. Какой звук она обозначает?

-Как изменить эти слоги, чтобы буква Ё обозначала 2 звука?

-Поменяйте буквы местами. Прочтите, что у вас получилось.

-Определите место буквы Ё в данных слогах.

-В каком ещё случае буква Ё может обозначать два звука?

-Соедините слоги первой и второй строчки так, чтобы буква Ё стояла после буквы, обозначающей гласный звук. Прочтите, что у вас получилось.

-Итак, ещё раз проговорите, в каком случае буква Ё обозначает один звук, а в каком два? Назовите эти звуки.

Выкладывают слоги.

- Звуки [М, Н] согласные, звонкие, твёрдые. Звуки [Т, К] согласные, глухие, твёрдые.

- Звук [О] гласный.

-Буква О указывает на твёрдость предшествующего согласного.

-На гласную букву Ё.

- Читают: МЁ  НЁ  ТЁ  КЁ.

-Буква Ё стоит после согласного, обозначает звук [О].

-Поставить Ё перед буквой, обозначающей согласный звук.

Читают: ЁМ  ЁН  ЁТ  ЁК.

- Буква Ё стоит в начале слова.

- После гласного в середине и в конце слова.

Читают: МОЁМ  НОЁН  ТОЁТ  КОЁК.

- Буква Ё обозначает один звук [О], если стоит после согласного. Буква Ё обозначает два звука [Й*О], если стоит в начале слова или после гласных в середине и в конце слова.

6.Первичное закрепление знаний.

Цель: закрепление знаний, полученных на занятии.

-Формировать умение читать слоги, слова, предложения с буквой Ё, ё;

-формировать умение подбирать слова с заданной буквой;

-формировать умение составлять предложение (с предложенными словами, по схеме и иллюстрации к ней);

-формировать умение писать слоги, слова с буквой Ё, ё;

-формировать умение списывать предложение с печатного образца и оформлять грамотно запись.

№32

№33

№34

№35

№36

-У тётушки Бегемотихи есть для вас ещё задания.

-Прочтите по цепочке слоги с буквой Ё.

Далее сопряжённое и самостоятельное чтение слов с буквой Ё.

-Придумайте предложение с любым из предложенных слов.

-Придумайте свои слова с буквой Ё в середине и в конце слова.

-Закончите предложения:

У утки утёнок.

У кота … .

У кита … .

У мамонта … .

-Ребята, у вас замечательно получается.

-Составьте предложение по схеме и иллюстрации к ней.

-Чтобы записать это предложение в тетрадь, нужно поучиться писать слоги с буквой Ё.

Логопед показывает образец на доске.

-Теперь обведите эти слоги у себя в тетради и рядом запишите самостоятельно по одному слогу: ТЁ  ЁТ ДЁ  ЁД  ЁН.

-Давайте вспомним три правила списывания предложения с печатного образца.

Логопед даёт образец составленного предложения (в печатном варианте).

-Спишите предложение, диктуя себе по слогам.

Читают предложенные слоги, слова, предложение.

Придумывают предложения. Называют слова. Заканчивают предложения.

Составляют предложение: МАМОНТЁНОК ИДЁТ К МАМЕ.

Прописывают слоги.

-1.Первое слово в предложении пишу с заглавной буквы. 2. В конце предложения ставлю точку. 3. Все слова пишу отдельно.

7.Информация о домашнем задании. Инструктаж о его выполнении.

Цель: сообщение домашнего задания и инструкции к нему.

-Предупреждать развитие оптической дисграфии;

-развивать мелкую моторику;

-формировать умение выполнять гигиенические правила письма;

-формировать умение писать букву Ё, ё;

-формировать умение обводить по точкам, раскрашивать.

№37

№38

№39

-Ребята, вы выполнили все задания тётушки Бегемотихи. Она, как обещала, привела маму мамонтёнка.

 -А вот и долгожданная встреча! (Видеофрагмент встречи мамонтёнка с мамой).

-Ребята, вы молодцы, что помогли мамонтёнку, не оставили его в трудную минуту.

-Мамонтёнок и его мама вам благодарны.

На память они оставляют открытку с заданиями:

1.Раскрась красным цветом только те буквы Ё, которые написаны правильно.

2.Продолжи узор по образцу, превращая букву Е в Ё.

3. Пропиши букву Ё в очертании мамы мамонтёнка.

4. Обведи по точкам, раскрась мамонтёнка.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: самооценка границ «знания и незнания» по пройденной теме; оценка урока.

-Формировать умение вести учебный диалог;

-Развивать умение анализировать деятельность, подводить итог занятия.

№40

-С какой буквой мы познакомились на занятии?

-В чём её особенность?

-Какие звуки и в каких случаях может обозначать буква Ё?

-Наше занятие подошло к концу.

-Предлагаю вам оживить букву Ё.

-Если вам понравилось занятие, то изобразите букву весёлой, если нет, то грустной. Поместите свои буквы на доску.

-Спасибо за работу!

- Мы познакомились с буквой Ё. Она может обозначать один или два звука.

-Буква Ё обозначает один звук [О], если стоит после согласного. Буква Ё обозначает два звука [Й*О], если стоит в начале слова или после гласных в середине и в конце слова.

Слайд №41

Используемая литература:

  1. Аксенова А.К. А42 Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
  2. Методическое пособие, программа и тематическое планирование к учебному пособию «Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи». 1 доп. и 1 классы»: пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2 – I отделение/О.Ф. Богатая. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 150 с.
  3. Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. 1 дополнительный и 1 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2 – I отделение/О.Ф. Богатая. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. – 128 с.
  4. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
  5. https://n-shkola.ru/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока обучения грамоте по теме:« Звук (ф), буква ф» , УМК "Школа 2100". С использованием интерактивной доски.

Для  данного  урока  в  рамках   деятельностного  подхода  была  выбрана  структура   урока  «Открытия  нового  знания».Использованы ме...

Урок обучения грамоте. Тема: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]". 1 класс

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: « Буквы Г,г,  Звуки [г], [г’]"....

Урок обучения грамоте "Изучаем буквы. Буква А"

Урок обучения грамоте по программе "Начальная школа. XXI век", но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать в своей работе. К уроку составлена презентация, в которой в...

Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

План урока обучения грамоте во втором отделении звук [к], буква К Букварный период

Цель: обучение грамотеРезультаты обучения:Предметные:Научить выделять звук в слове, выделять его место в последовательности звуковПознакомить с буквой.Учить читать от слогового к целому слову.Познаком...