На пороге школы
консультация (1 класс)

Корепанова Светлана Валериевна

В практикуме для родителй "На пороге школы" раскрываются вопросы психолого - педагогической компетенции родителей по  готовности ребёнка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Готовность ребёнка к школе118.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Практикум для родителей

«На пороге школы»

Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «психологическая готовность к школе»;
  • Изменить позицию родителей по отношению к ребенку (с контролера на помощника).

Участники: родители, дети которых посещают подготовительную группу.

Ведущие: педагог – психолог, учитель – логопед.

Материал: мяч, рисунок дерева, набор листочков с  показателями  готовности к школе,

Ход практикума

  1. Приветствие.

Всех родителей волнует, как их ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителем и сверстниками, насколько учение будет для ребенка радостным и полезным.

  1. Игровое упражнение с мячом «Закончи предложение» 

Предлагают сыграть в игру, бросают родителям мяч и произносят начало предложения: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе означает…»

  1. Игра «Дерево»

Подготовку к школе можно сравнить с деревом, его ростом.

На столе лежат листочки, на которых написаны показатели готовности к школе. Вам надо разместить их на дереве. Подумайте, что будет в основе, что составит ствол и крону.

Показатели готовности:

  • Ответственность;
  • Умение читать, считать, писать;
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Самостоятельность;
  • Настойчивость;
  • Состояние здоровья;
  • Умение рассуждать;
  • Речевое развитие.
  1. Мини – лекция педагога – психолога.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Часто под готовностью к обучению  подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Но для успешной учебы этого недостаточно.   Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии психических процессов. Важно, чтобы ребенок хотел узнать что – то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. В 6 лет, как и в предшествующие годы ребенок очень любознателен, если только родители не отбили в нем это качество словами «отстань», «не мешай». Чем больше ребенок задает вопросы и чем разнообразнее эти вопросы, тем лучше у ребенка развито мышление. Понаблюдайте, рассуждает ли ваш ребенок, пытаясь ответить на поставленные им самим вопросы, как слушает объяснения взрослых, вникает ли в то, что ему говорят или быстро перестает слушать?

То же относится и к памяти. Ваш ребенок лучше и больше запоминает непроизвольно. Однако для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, запоминать произвольно.

Ребенок к 6 летнему возрасту уже хорошо различает цвета, формы, размеры предметов, их положение в пространстве, умеет соотнести предметы по величине. Ребенок соотносит воспринимаемые качества предметов с эталоном.

6 летний ребенок, если у него хорошо развиты воображение и речь, может придумать интересный рассказ, сказку, создать оригинальный рисунок. Работа воображения – это путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы небольшого пока личного опыта.

Очень важно, как развита речь ребенка, как он рассказывает. Связна ли его речь? Может ли он объяснить правила игры, описать предмет, картинку, событие? Еще есть время потренировать все эти умения.

Волевая готовность – умение  управлять поведением,  организовать свое рабочее место, стремление преодолевать трудности, слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый.

Все мы знаем, если 6 летний ребенок занят интересной для него игрой, рисованием, конструированием, он не отвлекаясь,  может провести за этим занятием и час и два и три. Но вниманием здесь управляет не сам ребенок, а его интерес. Тот же ребенок может чувствовать себя совершенно несчастным, томиться, отвлекаться, если он занимается той деятельностью, которая ему неинтересна.

Большое значение в развитии воли  имеют успехи и неудачи при выполнении заданий. Некоторых детей  неудачи выбивают из колеи, если же деятельность успешна, дети стараются довести работу до конца. Но некоторые дети  стремятся преодолеть трудности,  берутся  за ту задачу, которая оказалась для них трудной.   Стремление  преодолевать трудности   характерно  уже для детей школьного возраста.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность.

Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной готовности.

Мотивационная готовность –

У ребенка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу ответят,  что их дети хотят  в школу, значит мотивационная готовность у них есть. Но это не так. Желание пойти в школу и желание учиться  - разные понятия. Ребенок может хотеть в школу, потому что его сверстники туда пойдут, потому что слышал, что это очень важно. Наконец, потому что в школе он получит новый ранец, пенал и другие подарки.

Между «хочу в школу» и «надо учиться» огромная пропасть. Если ребеное не осознает это «надо», он не сможет хорошо учиться, даже если уже умеет читать, писать, считать.

Главное, что должно быть сформировано – желание учиться. Отношение к школе формируется еще до того, как ребенок станет школьником. Если родители придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят, что хотят видеть ребенка в будущем  успешным и умным, хотят гордиться его успехами – все это будет способствовать формированию мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришел в школу, зачем ему нужны знания. Необходимо формировать адекватное представление о школе. Например, сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!» Не стоит говорить: «Вот придешь в школу, тогда узнаешь»

Социальная  готовность - включает формирование у детей социально - психологических личностных качеств, которые бы помогли им войти в контакт с одноклассниками, учителями. Ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества — качества, которые обеспечили бы ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, быть жизнерадостным, доброжелательным, проявлять внимание и заботу о других.

Все это позволит ребенку менее болезненно адаптироваться в школе,  не будет доставлять  огорчения.

Заключительная часть

  • Ваше настроение после участия в практикуме?
  • Что нового узнали для себя?
  • Когда у вашего ребенка что – то не получалось, как вы реагировали, какие чувства испытывали?
  • Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"На пороге школы"

Презентация для родителей будущих первоклассников....

Ребёнок на пороге школы

К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя ново...

Ребёнок на пороге школы

К моменту поступления в школу ребёнок должен быть развит физически, соответствовать возрастным нормативам роста и веса. У ребёнка должна быть сформированна личностная готовность: принятия на себя ново...

Внеурочная деятельность "На пороге школы"

Практическая цель - знакомство с новым миром - миром школы -успешная адаптация и социализация на новом этапе жизни...

Переступая порог школы

Цели и задачи:Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой, Уставом школыИнформирование об обучении детей в первых классах в 2007-2008учебном году;Просвещение по теме: «Адаптация и психологическ...

Анкета "На пороге школы"

Эта анкета для родителей будущих первоклассников....

Анкета "На пороге школы"

Эта анкета для родителей будущих первоклассников....