Программа "Я-исследователь"
рабочая программа (3 класс)

Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel.doc632 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа межпредметного модуля «Я - исследователь» составлена») в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС №72 и положения о рабочей программе педагога.

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся второго класса.

Актуальность программы   межпредметного модуля «Я - исследователь»» обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа межпредметного модуля «Я - исследователь» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

В соответствии с поставленной целью выделяют следующие задачи:  

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;      

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

- прививать интерес к исследовательской деятельности;

Программа межпредметного модуля «Я - исследователь» рассчитана на 25 часов для 3-х классов (1 час в неделю).  

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

1

Введение в исследовательскую деятельность

3

2

Мы – исследователи

18

3

Учимся оформлять работу

2

4

Заключение

2

        

Календарно - тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

УУД

Кол-во часов

I. Введение в исследовательскую деятельность (21 час)

1

Введение. Как выбрать тему исследования? Цель и задачи, гипотеза исследования.

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

- учитывание выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

1

2-3

Что такое проблема? Виды проблем. Учимся создавать проблему. Методы исследования.

2

II. Мы – исследователи (4 часа)

4-5

Что нас окружает? Вода, свойства воды. Как человек влияет на состояние водных объектов. Проведение экспериментов по изучению свойств воды.

- выполнение различной роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулирование собственного мнения и позиции;

-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- умение делать выводы о проделанной работе и представлять свою работу в виде готового продукта.

- умение защищать и отстаивать свою работу перед большой аудиторией, полностью владеть информацией, приобретать коммуникативные навыки

2

6-7

Что нас окружает? Климат. Климатические особенности родного края. Изучения климата при помощи лаборатории «Погода и климат» (измерение температуры, давления и скорости ветра). Климатические особенности родного края. Составление кривой изменения погодных условий родного края.

2

8-9

Проектно-исследовательская работа «Мы и мир вокруг нас. Что вредно, а что полезно?» Исследование влияния шума на человека при помощи лаборатории «Звук и шум».

2

10

Исследовательская практическая работа «Вредная и здоровая пища».

1

11

Знакомство с лабораторией  LabGlomir. Различные варианты исследований с помощью данной лаборатории

1

12

Развитие умения видеть проблемы. Свет и зрение. Свойства света. Проведение исследования по влиянию уровня освещенности на человека при помощи лаборатории LabGlomir.

1

13-14

Природные ископаемые вокруг нас. Изучение коллекции минералов родного края.

2

15-16

Учимся ориентироваться на местности. Работа с лабораторией «Компас и ориентирование». Составление маршрутного листа по компасу.

2

17

Растительный мир родного края. Исследование семени тыквы и фасоли под микроскопом.

1

18-19

Растительный и животный мир родного края. Создание Красной книги животных и растений Калининградской области.

2

20-21

Исследовательская практическая работа «Возможности нашего организма. Смена дня и ночи. Плавильный режим дня». Исследование при помощи лаборатории LabGlomir.

2

III. Учимся оформлять работу (2 часа)

2

22-23

Подготовка к защите исследовательской работы (выбор собственной темы исследования).

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

2

IV. Заключение ( 2 часа)

24-25

Что мы узнали и чему научились за год? Моя лучшая работа. Защита исследовательских работ.

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации

2

Планируемые результаты освоения программы

В результате работы учащиеся:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

     - обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

     - приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

     - получат возможность осознать своё место в мире;

     - познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

      - получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Учащиеся 2-х классов научатся:

            - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В результате освоения предметного содержания межпредметного модуля «Я - исследователь» у учащихся 2-х классов предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

 Учащиеся получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Планируемые результаты:

         В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями.

Формы подведения итогов реализации межпредметного модуля «Я - исследователь»:

-  выступление с докладами перед учениками школы,

- участие в  учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Исследователь". 1 класс

Рабочая программа "Исследователь"...