Социально-педагогический проект "Ценности, которые объединяют"
проект

Проект направлен на организацию деятельности детей, где органичное сочетание игровой и проектной деятельности, обеспечивает включение дошкольников и младших школьников в выполнение проектов, решение проектных задач и ситуаций через приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект

«Любовь к родному краю объединяет»

Кубань. Что нас объединяет? или Как организовать совместный проект?

        Основной метод проекта - метод социально-педагогического проектирования, направленный на изменение социальной среды педагогическими средствами.         

        Основные направления деятельности детей - органичное сочетание игровой и проектной деятельности, обеспечивающее включение дошкольников и младших школьников в выполнение проектов, решение проектных задач и ситуаций через приобщение к общекультурным и национально-значимым ценностям.

1 этап. Подготовка

За год

Изучить среду проживания. Для этого выделить местные достопримечательности на основании которых будет применён метод социально-педагогического проектирования, позволяющий осуществить переход среды обитания в единое образовательное пространство и делающий его значимым.

За месяц

Выделить «точки соприкосновения» двух образовательных ступеней, которые смогут объединить дошкольное учреждение и общеобразовательное. Основываясь на культурно-историческом материале, определили, что таковым станет наша родина - станица Петропавловская и ценности кубанского казачества.

За неделю

Выделить основные направления своей работы. Мы выбрали культуру, историю, спорт, народное творчество, местные достопримечательности. Выбрали и организации партнёры, реализующие эти направления. Договорились с ними о совместной работе.

За день

Установить приоритеты между направлениями. Мы определили это так:

1. Спорт (снимает трудности и дистанции в общении, помогает объединить и способствует быстрому знакомству).

2. Культура (способствует сближению, приобщению к национальным ценностям, духовному росту)

3. Народное творчество (учит созиданию и помогает раскрыть свои таланты, осознать свою значимость)

4. История (знакомит с единой социально-исторической средой проживания)

2 этап. Старт

Спортивные мероприятия

  • Разбиваем на разновозрастные команды. У нас количество мальчиков и девочек разных возрастов (школьников и дошкольников) в каждой команде было одинаковым.
  • Используем интересную подборку игр и эстафет в зависимости от региона проживания и погодных условий. У нас это были бег на санках, строительство снежной горки и метание шишек в цель.
  • Продумать и подготовить заранее место проведения и спортивный инвентарь. У нас местом проведения стал парк 30-летия Победы в Великой Отечественной войне, равноудалённый от учреждений. Часть инвентаря  приносили школьники (санки), часть заготавливали на месте (сбор еловых шишек)

Вывод:  получено удовольствие от совместных занятий физкультурой и положительные эмоции, имелись примеры оказания взаимопомощи, и опыт в общении с детьми другого возраста. Появилось желание развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту, смелость, ловкость, уверенность в себе.

Культура

  • Найти организации культуры, способные оказать помощь. В нашем случае это КДЦ станицы Петропавловской.
  • Выбрать музыкальный народный инструмент для знакомства. В нашем случае это баян.
  • Выбрать концертный номер для совместного исполнения экспромтом. В нашем случае это частушки, которые исполнялись вокальной группой младших школьников «Родничок».

Вывод: развитие взаимоотношений дошкольников и школьников получило продолжение посредством включения в совместную деятельность и через эмоциональное общение. Возможно, дети забудут частушки, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Народное творчество

  • Найти организации, занимающиеся народным творчеством и готовые оказать помощь. В нашем случае это ЦДТ станицы Петропавловской.
  • Выбрать народный промысел. В нашем случае это гончарное ремесло и роспись оконных ставней.
  • Продумать вступительную беседу с использованием материалов местного музея или их фотографий. У нас имелись изделия гончаров, хранящиеся в музейной комнате МАОУ СОШ № 10 им. Н. И. Куликова: макитры и глечики (обязательно знакомство с местным наименованием предметов). Также была сделана подборка фотографий оконных ставней домов станицы Петропавловской (преобладал геометрический узор и резьба по дереву)
  • Продумать инструменты, материалы и необходимое оборудование. У нас это были детские гончарные круги, лёгкий пластилин, стеклянные мольберты, краски, образцы росписи.

Вывод: позволило старшим заботиться о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. А малыши обучались гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям. Старшие же дети становятся мягче и терпимее к младшим. Занятия декоративным творчеством стал способом творческого самовыражения детей, способствовал развитию у них коммуникативных навыков, устанавливался непосредственный контакт.

История

  • Найти организации, занимающиеся изучением или сохранением истории населённого пункта или микрорайона и готовые оказать помощь. В нашем случае это краеведческий музей станицы Петропавловской.
  • Продумать план экскурсий или, возможно, систему небольших экскурсий к местным историческим объектам, в местный музей.
  • Организовать совместные экскурсии дошкольников и младших школьников и познакомить воспитанников с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями, с их жизненным опытом.

Вывод: изменение отношения к окружающей действительности, объектам, окружающим детей, как носителям определённой исторической информации, тесно связанной с историей каждой семьи.

3 этап.

Местные достопримечательности

Решение проектных задач.

Создание и защита проектов.

1. Подготовительный этап. Создание игры, которая будет использоваться на двух ступенях образования: дошкольной и начальной.

  • Проанализировать и выделить наиболее значимые местные достопримечательности (в историческом плане). Сделать их фотографии.
  • Собрать основную текстовую информацию об этих объектах. Оформив в виде исторической справки.
  • Соединить полученные результаты в одном продукте. У на с это игра-пазлы «Люби и знай Курганинский район».
  • Придумайте инструкцию. У нас получилось так:

Инструкция

        Набор состоит из 8 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из семи фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображено название поселения, входящего в состав Курганинского района, а на  угловых карточках – памятники или исторические объекты этого поселения. Оборотная сторона каждой карточки-блока для дошкольников  различается по цвету и имеет один цвет (рисунок 1). Оборотная сторона каждой карточки-блока для младших школьников содержит краткие сведения об этих исторических объектах (рисунок 2). Количество центральных карточек-заданий следует увеличивать постепенно, с учетом подготовленности и успехов малыша.  Дошкольникам предлагается для работы только две карточки–блока: станица Петропавловская и город Курганинск. В начальной школе количество карточек-блоков будет добавляться и видоизменяется.

Рисунок 1. Карточка-блок для дошкольников.

Лицевая сторона                   Оборотная сторона

Рисунок 2. Карточка-блок для младших школьников.

Лицевая сторона                 Оборотная сторона

 

2. Переведение накопленного таким образом опыта в наглядно-образную и знаково-символическую форму. Расширение опыта и его систематизация.

  • Каждый выделенный объект вводится постепенно через решение проектных задач и получение конкретного продукта (у дошкольников это подбор картинок-ассоциаций, у младших школьников – это создание карточки экскурсионного объекта).
  • Воспользуйтесь планом подсказкой для проведения серии подобных занятий.

а) Дети разбиваются на одновозрастные группы. У нас получилось 4 группы: 2 дошкольного возраста, 2 – младшего школьного возраста.

б) Каждой группе выдаётся фото исследуемого объекта.  В нашем случае мы брали фото храма Святителя Димитрия Ростовского станицы Петропавловской и Памятник героям двух войн – гражданской и Великой Отечественной войны. Группам одного возраста давались разные фотографии. Таким образом, над одной фотографией работал и две группы: одна дошкольного возраста, другая младшего школьного возраста.

в) На первом этапе необходимо заполнить 4 пустых поля возле  фотографии. Задача школьников – подобрать тексты к данным фотографиям.   Задача дошкольников -  подобрать   к фотографии те картинки, которые подходят больше всего.  

г) Предлагаемые материалы должны содержать и ошибочную информацию, не относящуюся к данному объекту.

д) В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой. Для этого на мероприятии присутствует представитель школьной библиотеки (у него имеется текстовая информация об этих объектах) и представитель краеведческого музея станицы (он может изложить информацию устно, её необходимо внимательно прослушать, можно записать).

е)  Назначить координаторов возле каждой группы можно из родителей, воспитателей, учителей, который может предложить план решения при создании проекта, а также фиксирует результаты наблюдения за работой группы в специальной экспертной карте.

ж) Второй этап - публичная презентация своего продукта и его защита.

з) Оценка правильности выполненного продукта. У дошкольников оценивают, дополняют и исправляют школьники. А точность составленного школьниками текста экскурсионного объекта  будут оценивать  представители музея и библиотеки.        

и) Рефлексия с обязательным заслушиванием мнения детей. Проводится при помощи светофоров по плану:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача?  

Было интересно              Не было интересно

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания?  Несложные         Сложные   

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)?                                                                                              Большой вклад                                  Мало работал

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа?            Очень дружно                                Недружно

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе?

3. Сохранение преемственности при переходе в школу.

  • Для этого предусмотрено в начальной школе внеурочное занятие «Час игры», на котором дети продолжат расширять свои знания о своём районе при помощи игры «Люби и знай Курганинский район».

Игра может быть соревновательной – кто быстрее справится с заданием: правильно соберёт весь блок, присоединив к центральной карточке-заданию 6 дополняющих ее карточек. 

        Также с карточками набора можно играть в дидактическое детское лото. В этом случае участниками поровну раздаются карточки с изображением предметов, а ведущий берет себе центральные карточки с названиями поселений. Он открывает по одной такой карточке за ход, называет поселение, а игроки, у которых есть карточки с изображениями достопримечательностей поселения, отдают их ему. Победит тот, кто первым избавится от своих карточек.

  • С начальной школы начинается работа над индивидуальными и групповыми исследовательскими работами, которые  позволяют углублять и расширять постепенно знания о своей малой родине.

Вывод: Всё это позволило сформировать предпосылки учебной деятельности, принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД и личностные УУД). И создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

Результаты участия во всероссийских и краевых конкурсах представлены в таблице.

Год

Фамилия, имя учащегося

Тема проекта

Научно-практическая конференция

Этап

место

2009

Лисицина Екатерина Сергеевна

Календарь как система счёта времени.

 Изготовление календаря памятных мест станицы Петропавловской

«Эврика»

Муници-пальный

    I

2010

Костарнов Дмитрий Евгеньевич

Календарь как система счёта времени.

 Изготовление календаря престольных праздников Свято-Дмитриевского храма

 станицы Петропавловской

«Эврика»

Муници-пальный

 

участник

2011

учащиеся 2 Б класса

Сорокинцы.  эколого-краеведческий путеводитель.

краевой творческий конкурс и научно-исследовательских ра-бот среди учащихся об-щеобразовательных учреждений

муниципальный

участник

2012

Щербаков Сергей Александрович

Сорокин Иван Лукич.  

Судьба казака в истории одной станицы.

краевой творческий конкурс и научно-исследовательских работ среди учащихся общеобразовательных учреждений

«Недаром помнит вся Кубань»

Муници-пальный

I

2012

Щербаков Сергей Александрович

Исследовательская работа «Мой выбор»

9-я краевая олимпиада по психологии среди школьников и студентов «Психологическая безопасность личности: социальная активность и самоопределение»

муниципальный

региональный

I

III

2012

Щербаков Сергей Александрович

Станица Петропавловская.

 Мы сорокинцы.

Краевая научно-практическая конференция образовательных учреждений

по истории и культуре кубанского казачества

номинация

История населённого пункта – малой родины

муниципальный

участник

2012

Лихошерстов Павел Евгеньевич, Костарнов Дмитрий Евгеньевич,

Дементьева Екатерина Александровна

Станица Петропавловская – наш общий дом (этнографический путеводитель)

«Эврика»

муниципальный

участник

2014 год

Щербаков Сергей Александрович

конкурс научных проектов школьников в рамках научно-практической конференции «Эврика»

краевой

III

2015

Щербаков Сергей

«От Коровки из Кореновки до настоящей коровки. Какое масло считать сливочным?»

«Научно-практическая конференция Малой сельскохозяйственной академии учащихся»

краевой

 очный

победитель

2016

Дементьева Анастасия Александровна

Карта шумового загрязнения микрорайона школы станицы Петропавловской

X региональный открытый конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

региональный

I

2016

Дементьева Екатерина Александровна

Календарь памятных мест станицы Петропавловской. 170-летию станицы посвящается

 «Эврика-юниор»

краевой

очный

II

2017

Дементьева Екатерина Алексан-дровна

Номинация «Гордимся нашими земляками» 

краевой краеведческий конкурс «Жизнь во славу Отечества»

краевой

заочный

III

2019

Дементьева Екатерина Алексан-дровна

Популяризация и пропаганда знаний по истории родного района при помощи игры «Люби и знай Курганинский район»

XXVI Всероссийские юношеские чтения им. В. И. Вернадского

всероссийский

призёр

2019

Махмудова Диана Егоровна

Номинация «Этнография»

краевой краеведческий конкурс «Кубань – многонациональный край»

краевой

II

2020

Машейко Артём Дмитриевич

Изучение развития головастиков квакши-обыкновенной в искусственно созданных условиях

Всероссийская научно-практическая конференция

всероссийский

I

2020

Дементьева Екатерина Алексан-дровна

Этнографический путеводитель по Курганинскому району в формате настенного перекидного клаендаря

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Наука. Юность. Искусство»

всероссийский

II

2020

Щербакова Елизавета Александровна

Календарь «Навеки в строю» как один из способов популяризации знаний о Героях Советского Союза

Всероссийская научно-практическая конференция

всероссийский

I

2020

Дементьева Анастасия Александровна

Календарь «Навеки в строю» как один из способов популяризации об истории Великой Отечественной войны на территории Курганинского района

Всероссийская научно-практическая конференция

всероссийский

I

2020

Дементьева Екатерина Алексан-дровна

Ассирийцы. Или более 2600 лет без государства  

краевой краеведческий конкурс «Кубань – жемчужина России»

краевой

I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - педагогическая деятельность по профилактике табакокурения среди подростков

Данный материал раскрывает поэтапную работу среди подростков по профилактике табакокурения.(презентация)...

Психолого-педагогический семинар « Социально-педагогические технологии работы с «Трудными» детьми»

ППсирхолого-педагогический семинар« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми»сПсихолого-педагогический семинарииии« Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми...

Краткосрочная программа социально – педагогической направленности «Мир, в котором мы живём…»

Краткосрочная программа  социально – педагогической направленности  «Мир, в котором мы живём…»...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

«История социальной педагогики» Тема: Социально-педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого

Проблема воспитания подрастающего поколения, столь актуальная в настоящее время, интересовала многих выдающихся российских педагогов, профессионально занимавшихся воспитанием в различных учебных завед...