Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра
статья

Волощенко Анастасия Андреевна

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и когнитивные навыки ребенка. Однако в случае обучения лиц с расстройством аутистического спектра не всегда есть возможность использовать сформированные навыки при обучении новому, более того, не всегда возможно достоверно оценить истинное состояние их сформированности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра – общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие, а также суженными интересами и поведенческими стереотипиями.

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и когнитивные навыки ребенка. Однако в случае обучения лиц с расстройством аутистического спектра не всегда есть возможность использовать сформированные навыки при обучении новому, более того, не всегда возможно достоверно оценить истинное состояние их сформированности. Кроме этого, у детей данной группы имеются особенности системы мотивации, в том числе и мотивации к познавательной и учебной деятельности. Учёт одних только этих особенностей, в свою очередь, предполагает подбор индивидуальных и адаптированных методов работы, учитывающих особенности когнитивной, эмоциональной и мотивационной сферы данной категории лиц.

В современной практике существует крайне ограниченное количество учебного и методического материала, учитывающего возможности и особенности учеников с РАС. В связи с этим, учителю часто необходимо самостоятельно адаптировать материал, а также разрабатывать систему обучения.

На сегодняшний день наиболее эффективным и подходящим методом обучения чтению детей с расстройством аутистического спектра является метод глобального чтения в отличие от общепринятого слогового метода. Это связано с тем, что мышление людей с РАС имеет высокую степень предметности, вследствие чего отдельно взятые слоги могут восприниматься ребёнком не более чем «застывшей» картинкой, не несущей смысловой нагрузки.

 Существуют различные авторские методики обучения глобальному чтению. Наиболее известна методика Л. Р. Нуриевой, разработанная специально для обучения детей с РАС. Данный способ обучения был неоднократно применен на практике и показал высокую эффективность.

Согласно данной методике, ребенок проходит четыре основных этапа обучения:

  1. Чтение автоматизированных анаграмм. В качестве материала используется имя самого ребёнка, имена членов его семьи, питомцев (слова, имеющие высокое эмоциональное значение, а также те, которые ребёнок слышит ежедневно и многократно).
  2. Чтение отдельных слов. Предпочтительно также использовать слова из близких ребёнку лексических групп: игрушки, еда, посуда и др.
  3. Понимание письменных инструкций. На этом этапе применяется формула «статичный глагол + изменяемое слово», например: «Дай + шапку/штаны/куртку». Слова также выбираются из обиходного словаря ребенка.
  4. Чтение предложений. Данный этап предполагает составление предложений по сюжетным картинкам, например «действующее лицо + изменяющийся глагол: собака + сидит/спит/лает» или наоборот «статичный глагол + изменяющееся действующее лицо: собака + спит/лежит/ест». Данная форма работы предполагает последовательное усложнение материала, когда изменяется и субъект действия, и глагол: «Собака спит. Кошка прыгает. Девочка плачет и др.».

Метод глобального чтения для обучающихся с РАС имеет ряд существенных преимуществ перед другими, так как использует опору на наиболее сохранное и сильное звено данной категории лиц – на зрительное восприятие. Благодаря этому у обучающихся происходит расширение сценариев коммуникативных ситуаций, а также создается ситуация успеха, когда ребёнок может использовать общепонятные слова для выражения собственных потребностей и эмоций.

Ещё одной особенностью обучения детей с РАС чтению посредством, в том числе, метода глобального чтения, является специфическая последовательность изучения букв алфавита. Это также связано с особенностями когнитивной сферы данной категории лиц.

В связи с тем, что дети с РАС имеют высокие способности к механическому запоминанию чего бы то ни было, а также большой объём зрительного восприятия, есть риск, что при классической методике изучения алфавита, ребёнок запомнит его целостно. Это может привести к стереотипному восприятию буквы не как единицы слова, а как части образа алфавита и не более.  Таким образом, специалисты рекомендуют начинать изучение алфавита с буквы «Я» (соответственно это и будет первым изученным словом), так как позволяет ребенку идти «от себя» и осознать свою самость и идентичность (в том числе уйти от обозначения себя в третьем лице).

Далее предлагается изучать буквы «М» и «П», а также первую букву имени ребёнка, так как слова «мама», «папа» и собственное имя являются наиболее привычными и упроченными конструкциями в активном и пассивном словарях ребёнка. Затем продолжается изучение первых букв имён близких родственников ребёнка, а также предметов обихода, также наиболее часто встречающихся в среде ребенка. В дальнейшем последовательность изучения букв приобретает индивидуальный характер.

Таким образом, метод глобального чтения является наиболее эффективным в обучении лиц с РАС, так как учитывает психологические и когнитивные особенности, а также опирается на наиболее сохранные каналы восприятия информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

Советы,  которые могут помочь учителям имеющим детей с РАС в своих классах....

Некоторые советы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра.

С такими особенностями к Вам в класс пришел ученик. Что же с ним делать? Первый вопрос возникает у учителя. Ребёнок своим поведением мешает другим детям учиться, он кричит, кусается, иногда бьётся гол...

Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

По данным американской статистики, аутизм встречается у каждого 68 ребенка. По сравнению с 70 г. г. эта цифра было 1:5 000.По данным ВОЗ, количество людей с диагнозом аутизм, растет на 13 % в год.В св...

Организация обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра методами АВА.

Педагогу, столкнувшемуся с необходимостью обучать детей с РАС, зачастую бывает очень трудно выстроить профессиональное взаимодействие с ребенком – традиционные приемы не работают. Как обучать, к...

«Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

В работе «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра» представлен опыт практической деятельности педагога краевого государственного образовательного уч...

Статья на тему: «Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

Статья излагает основные тезисы об обучении и воспитании детей с РАС. В начале следует описание потребностей обучающихся с РАС. Далее следуют варианты включения учеников в образовательное пространство...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...