Рабочая программа по профилактике нарушений чтения и письма
рабочая программа

Миронова Любовь Александровна

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематика

Методическая разработка.

Программа по обучению детей дошкольного возраста

«Профилактика нарушений письменной речи».

Составитель учитель-логопед ГБОУ Лицей №64

Миронова Л.А.

           Введение

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

Актуальность проблемы

Одна из самых распространенных форм оказания логопедической помощи детям в дошкольном возрасте – работа с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения. При помощи артикуляционных упражнений недостатки звукопроизношения исправляются, но состояние других речевых процессов при этом во многих случаях не выявляются, и ребенок поступает в массовую школу.

Учителя массовых школ в большинстве своем не знакомы с основами логопедии, и отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут им, на первый взгляд, казаться несущественными. Однако, совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Проблема письменной речи к концу обучения в начальной школе становится первостепенной, так как часто служит камнем преткновения в усвоении материала по другим предметам, приносит массу отрицательных эмоций.

Анализ письменных работ неуспевающих учащихся с недостатками речи позволил сделать вывод о том, что слишком много детей, поступающих в школу и обучающихся в первых классах, нуждаются в исправлении звукопроизношения, формировании соответствующего возрасту фонематического слуха, а также зрительно – пространственных восприятия  и представлений.

Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, проф. Левина Р.Е. доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных ее формах.

Цель

Целевое назначение программы заключается в практической подготовке детей дошкольного возраста к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты, то есть в обучении детей навыкам анализа и синтеза звукового состава слова, формированию фонематического слуха, а также зрительно – пространственных восприятия и представлений.

Задачи программы

Основными задачами программы являются:

  1. Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений.
  2. Формирование навыков восприятия фонем (работа над развитием фонематического слуха).
  3. Развитие языкового анализа и синтеза.
  4. Развитие пальчиковой моторики.

Адресат программы

Программа адресована детям дошкольного возраста 6 - 7 лет, обучающимся на курсах подготовки к школе.

Концепция

У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребенка в школе, когда осложняют овладение навыками письма и чтения.

Умение различать фонемы - это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля  за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: рече - слухового и речедвигательного анализаторов (преимущественно первого), слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

        Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно - пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, обозначающие пространственные отношения.

        Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики.

В основе предлагаемой программы лежит идея о необходимости специальной, фонематической подготовки детей дошкольного возраста 6 - 7 лет к обучению грамоте в массовой школе. Дети, прошедшие такой специальный курс занятий, намного успешнее справляются со школьной программой.

Учебно-тематический план

№п/п

Разделы программы

кол-во

часов

1.

Развитие зрительно – пространственных восприятия и представлений.

3

2.

Развитие фонематического слуха.

16

3.

Развитие языкового анализа и синтеза.

4

   4.

Развитие пальчиковой моторики.

    2

        

Содержание программы

Работа по программе ведется по следующим разделам:

1. Развитие зрительно - пространственных восприятия и представлений

Проводится в следующих направлениях:

  • Дифференциация правой и левой частей тела.

Выделяется ведущая рука, а затем другие органы этой стороны тела. То же - с другой рукой и стороной тела.

  • Ориентировка в окружающем пространстве.

Работа начинается с действий, связанных с предметами справа и слева от ребенка, которые предлагает ему совершить взрослый. Затем он дает более сложные задания по конструированию - реконструированию неречевых, а затем небуквенных изображений.

  • Уточнение понимания и употребления предложных конструкций,  обозначающих пространственные отношения.

2.Развитие пальчиковой моторики.

Проводится в следующих направлениях:

  • Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.
  • Развитие согласованных движений правой и левой руки.

3. Развитие фонематического слуха.

Работа по совершенствованию фонематического слуха и развитию сложных форм фонематического анализа включает в себя:

  • Уточнение артикуляции гласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков гласных и определение их места.
  • Выделение ударного гласного из слова.
  • Уточнение артикуляции согласных звуков.
  • Выделение из ряда звуков и слогов согласных и определение их места.
  • Выделение согласных звуков из слова (из сильной позиции - из абсолютного начала или конца слова, в зависимости от изучаемого звука).
  • Определение места согласного в слове.
  • Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации оппозиционных согласных.
  • Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
  • Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
  • Знакомство со звуко - буквенным составом слов, включающих йотированные гласные (й, я, е, ё, ю).
  • Представление о сложных формах фонематического анализа, формирующихся на 7-8 году жизни:

а) порядковый анализ (умение называть звуки по порядку);

б) количественный анализ (определение количества звуков).

4.Развитие языкового анализа и синтеза

        

Проводится в следующих направлениях:

  • анализ текста (выделение предложений)
  • анализ слогов и синтез слов;
  • звуко - буквенный анализ и синтез.

Тематическое планирование занятий

1. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

2. Деление речи на предложения, а предложений - на слова.

3. Деление слова на слоги.

4. Выделение ударного слога. Понятие об ударении

5. Развитие слогового и фонематического анализа. Выделение ударного слога и ударного гласного звука. Понятие о гласном звуке.

6. Анализ звукового ряда, состоящего из гласных.

7. Выделение гласных звуков из начала слова и определение их места в слове.

8-9. Выделение гласных звуков из конца слова и определение их места в слове. Слоговой анализ слов.

10. Выделение гласных звуков из середины слова из прямого слога и определение их места в слове.

11-12. Выделение согласных из ряда звуков, слогов, слов (в сильной позиции) и определение их места в словах.

13. Индивидуальное обследование

14. Развитие простых форм фонематического анализа.

15. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации звонких - глухих согласных.

16. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации свистящих согласных.

17. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации шипящих согласных.

18. Развитие фонематического восприятия и слухо - произносительной дифференциации свистящих - шипящих согласных.

19-23. Развитие фонематических представлений. Развитие звуко - буквенного анализа.

24-25. Развитие фонематического анализа. Развитие звуко - буквенного анализа.

Технологии

Обучение проводится в форме занятий продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю, в группах по 8 – 12 человек. В каждый урок входят задания на развитие зрительно - пространственных восприятия и представлений; зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия; общей, мелкой и пальчиковой моторики, оптического гнозиса.

На занятиях используются следующие материалы: символы, схемы, карточки с буквами, слогами, словами, цифровые ряды, мяч, цветные карандаши, цветные мелки, цветные фишки, счетные палочки, разрезная азбука, предметные и сюжетные картинки.

Форма контроля

После прохождения каждой темы проводятся самостоятельные и проверочные работы, где дети при помощи схем и символов выполняют задания. На заключительных занятиях анализируются все работы ребят. Формой, фиксирующей выполнение программы, является индивидуальное и групповое обследование детей. Родителям даются рекомендации, что закрепить за лето.

Ожидаемые результаты

К концу курса дошкольники должны знать термины:

предложение, слово, слог, звук, буква, гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие, ударный, безударный.

К концу курса дети должны:

  • Правильно произносить все звуки русского языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
  • Уметь охарактеризовать звук: гласный - согласный; гласный - ударный - безударный; согласный - твердый - мягкий, звонкий - глухой.
  • Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
  • Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.

Список литературы.

  1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия АПН РСФСР 1950. Вып. 70.
  2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва, 2000
  3. Ивановская О. Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет. Санкт – Петербург, 2004
  4. Ивановская О. Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи. С – Пб., 2000
  5. Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2001
  6. Корнев А.Н. , Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. С. –Пб
  7. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С – Пб, 2001
  8. Логопедия: Учебник для вузов. / Под ред. Волковой Л.С., М., 1998
  9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С – Пб, 1995
  10. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Левиной Р.Е., М., 1967
  11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-Пб, 2001
  12. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. С – Пб, 1999
  13. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1997
  14. Тумакова И. Учите, играя. М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Возможности использования игровых технологий при профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников.

Использование графического диктанта в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками....

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо) ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение и письмо)ФГОС НОО(базовый уровень)1 класс...