Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)
статья

Васильева Елена Борисовна

Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя начальных классов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Е.Б., учитель начальных классов

ГБОУ школа №596 Приморского района

Санкт-Петербурга

Обучение в парах: традиции и новации

(из опыта работы учителя начальных классов).

Современная начальная школа, что это для ребенка? Прежде всего — это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у учителя возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.   Поэтому каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Некоторых учеников в современном мире трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. 

           Технология парного обучения — один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в парах. 

           При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая — учусь» и «не отсроченное использование знаний».

           В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов ставится задача по развитию самостоятельности обучающихся в процессе получения знаний. Технология парного обучения позволяет вовлечь в процесс освоения новых знаний всех обучающихся, снимает с них психологические барьеры и позволяет поддерживать постоянный интерес к образовательному процессу. Это значительно сокращает временные затраты преподавателя при работе с каждым студентом и заметно повышает качество знаний обучающихся.

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:

Личностных (в паре ученик самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)

Регулятивных (партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)

Познавательных (за счет общения в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задач умственных действий)

Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми) .

На уроках я выбираю разные формы организации занятий. Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

  • взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога;
  • индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации;
  • взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

Интерес обучающихся к изучаемому материалу достигается тем, что каждый из них выступает в паре не только учеником, но и учителем. Давая оценку другим каждый из учеников должен хорошо знать проверяемый учебный материал, уметь находить пробелы в знаниях своего партнера и быть самокритичным по отношению к самому себе. Изучая учебный материал, обучающиеся играют на уроках переменно в «учителя» и «ученика». Проведение учебных занятий в такой форме дают видимый результат и повышают качество знаний обучающихся. Конечно, не у всех получается идеально выполнить роль «учителя», но похвалить каждого за смекалку, выдумку, творчество можно практически всегда. Никакой ответ, даже самый плохой, не должна критиковаться. Пусть каждый обучающийся чувствует себя успешным. Только при таком подходе ученик вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую на эту. 

Преимущества парной работы: в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе постоянной, активной деятельности включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение; работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Общие правила организации парной работы: необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи. Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы; разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия; детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или спокойных; при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества); перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы: не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы. 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается. Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Не наказывать лишением работы в паре.

Алгоритм деятельности учителя: 

вводное слово учителя по теме урока, настрой на работу и объяснение требований к деятельности и к ее результату;

выдача индивидуальных карточек. Карточки подготавливаются учителем заранее по количеству учеников. Карточки делаются разного цвета в зависимости от планируемого числа малых групп (от 3 до 5 групп).

организация работы в парах сменного состава. Ученик, получив от учителя карточку, читает ее, стараясь запомнить содержание. После этого подходит к любому ученику, имеющему карточку другого цвета, рассказывает ему содержание своей карточки и выслушивает содержание карточки партнера. Затем ученики задают друг другу вопросы на понимание или уточнение и обмениваются карточками. Так идет работа учащихся в парах сменного состава и заканчивается тогда, когда каждый ученик поработал с карточками всех цветов и его первоначальная карточка вернулась к нему.

работа в малых группах. Учитель организовывает работу учащихся в малых группах. Малая группа – это все ученики, имеющие карточки одного цвета. Задание малой группе: наглядно (схематично, рисунком) представить содержание карточки. Оформляется задание или на ватмане или в тетради, а потом предъявляется на доске всему классу.

обобщение работы малых групп. Учитель просит группы представить содержание карточек на доске. Учащиеся изображают и проговаривают его.

самостоятельная работа учащихся. Ученики записывают в свою тетрадь изученные правила (содержание карточек). Опорой являются изображения на доске – результат работы малых групп.

взаимоконтроль. Учитель организовывает взаимоконтроль: учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга. Можно вносить исправления, можно задавать вопросы друг другу и учителю, можно выставлять друг другу оценки.

подведение итога урока. Учитель подводит итог урока и выставляет оценки. Возможны варианты: утвердить выставленные оценки учащихся на основании взаимоконтроля, можно взять на проверку тетради учащихся.

Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы можно представить как сочетание линейного (во временной последовательности) и концентрического (в содержании) алгоритма:

  1. Подготовка к работе в паре.
  2. Непосредственная работа в паре.
  3. Рефлексия способов взаимодействия эффективности.

Оцениваться деятельность ученика может по следующим параметрам:
качество воспроизведения содержания всех карточек

умение общаться в парах и в малой группе

умение организовать собственную познавательную деятельность

При использовании данной методики учащиеся самостоятельно обучают друг друга решению задач разного уровня сложности.

Внедрение данной технологии позволяет:

  1.  плодотворно развивать самостоятельность обучающихся;
  2.  формировать потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию, т. е. формировать коммуникативную компетентность;
  3.  развивать логическое мышление учащихся;
  4.  развивать все виды памяти;
  5.  на уроках обеспечивать высокую интенсивность обучения;
  6. учащимся чувствовать себя уверенно, т. е.формировать компетентность в решении проблем
  7.  каждому ученик чувствовать себя раскованно, свободно, потому что при изучении способа решения задач каждый продвигается в собственном темпе;
  8. формировать такие человеческие достоинства как дружелюбие, вежливость, уважение, умение сотрудничать.

Особенности подготовки учащихся к работе в парах.

Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса.

Для того чтобы быстро образовать пары по разным основаниям, дети должны хорошо освоиться в пространстве класса. Полезно использовать следующие упражнения:

- Обратите внимание детей на имеющееся в классе свободное место. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на следующего ученика, который должен найти свободное место и занять его.

- Более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.

Подобные упражнения снимают усталость и переключают внимание ребят.

Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия с партнером. Договоритесь с детьми, как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как расположить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.

Развитие навыка работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Научите детей:

Работать в условиях шума. Регулировать уровень шума поможет упражнение:

-договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши (или позвоните в колокольчик), и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка (звонка) – все замолчат, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

«Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;

«Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;

«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)

и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Полезные упражнения:

- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

Этикет, или правила работы в паре

Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:

- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»

- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»

- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП» ( из опыта работы учителя начальных классов)

Статья «Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП»( из опыта работы учителя начальных классов)...

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....