Почему нужно и важно развивать мелкую моторику у детей
методическая разработка (3 класс)

Губернаторова Виктория Борисовна

Почему очень важно заниматься развитием мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему нужно и важно развивать мелкую моторику у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

“Рука – вышедший наружу мозг” - писал Кант. Что он хотел этим сказать? Не много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Мелкая моторика  пальцев рук– это согласованные движения  рук, умение ребенка пользоваться этими движениями : ОТ ПРОСТЫХ жестов ( например:держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы) до очень сложных движений ( например: рисовать, лепить). Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость.  Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью.

Специалисты  давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития  моторики руки. Если движения пальцев развиваются, то и развитие речи также в пределах нормы.  

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась постепенно.

Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка,  сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поступая в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми  школьной программы  и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё двадцать лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. 

Развивать мелкую моторику легко могут и родители, в домашних условиях. Для этого придуманы различные пальчиковые игры, конструкторы, хороши и творческие занятия.

На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики.

Такие упражнения полезны всем :

- Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

- Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

- Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

- Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

- Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).

- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

-Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

- Доставание бусинок ложкой из стакана.

- Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

-Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

-Продевание нитки в иголку.

-Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

-Стирание ластиком нарисованных предметов.

-Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

-Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

-Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

-Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

-Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

-Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

-Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

-Сжимание и разжимание эспандера.

-Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

-Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто!

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

                 

                                                                                    Используемая литература :

                                                             Л.А Матиева,Л.Я. Удалова « Сенсорное воспитание детей»

                                                      Г.Любина « Рука развивает мозг» Журнал « Ребенок в

                                                      Детском саду» №6 , 2003г,№1 2004г.

                                                                               Электронные ресурсы:

                                                      Развитие мелкой моторики  https://azbyka.ru › Школьники 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

Развиваем мелкую моторику

В данном материале содержаться практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе, а в частности для развития мелкой моторики, что помогает подготовить руку к письму....

Как развивать мелкую моторику

Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.А начинать работу по развитию осязания и мелкой моторики необходимо с самого ранн...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Развиваем мелкую моторику-развиваем речь

Центры мозга, ответственные за развитие речи развиваются, если мы развиваем мелкую моторику.Это взаимосвязанные процессы.Поэтому важно уделять время данному направлению....

Как развивать мелкую моторику у детей с использованием штриховки.

Занятия штриховкой для детей с ОВЗ требуют немало усилий, но, если вы не пожалейте времени и будете заниматься с ребёнком, то это даст в будущем очень хорошие результаты. Ваш ребёнок не только будет...